Слайд 1
Математическая викторина
УМНИКИ И УМНИЦЫ
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ - МАГОМЕДОВ ИОСИФ МАГРАМОВИЧ
МБОУ
«СОШ№4» ГОРОД МЕГИОН ХМАО-ЮГРА
УЧАСТНИКИ: УЧАЩИЕСЯ - 11 А, 11Б КЛАССОВ
Слайд 2
«Математика – царица наук, арифметика – царица математики»
К.Ф.Гаусс
Слайд 3
ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ, ТВОРЧЕСКОГО МЫЩЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ
Слайд 4ЗАДАЧИ ВИКТОРИНЫ:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ.
ЗНАКОМСТВО
С ИНТЕРЕСНЫМИ ЗАДАЧАМИ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕКАЛКУ ИЗ ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, МХК, ЛИТЕРАТУРЫ, ГЕОГРАФИИ, ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТИ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ.
Слайд 5
Дерзайте, играйте и выигрывайте!
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
1. Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
1. Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
№ 1. Л. Н. Толстой
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
2. Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе.
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
2. Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе.
№ 1. Л. Н. Толстой
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
3. Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
3. Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?
№ 3. А. С. Пушкин
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
4. Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
4. Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?
№ 2. М. В. Ломоносов
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
5. Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это?
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
5. Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это?
города Пушкин и Ломоносов в Ленинградской области
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
6. По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?
2 3
Л.Н.Толстой М.В.Ломоносов А.С.Пушкин
6. По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?
№ 2. М. В. Ломоносов
2 3 4
1) Какой четырёхугольник по очень важному признаку является лишним?
2 3 4
1) Какой четырёхугольник по очень важному признаку является лишним?
№ 3. Трапеция.
2 3 4
2) Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств?
2 3 4
2) Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств?
№ 1. Квадрат.
2 3 4
3)Для какого четырёхугольника имеет смысл выражений «Найдите среднюю линию»?
2 3 4
3)Для какого четырёхугольника имеет смысл выражений «Найдите среднюю линию»?
№ 3. Трапеция.
2 3 4
4) Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»?
2 3 4
4) Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»?
№ 3. Трапеция.
2 3 4
1) Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?
2 3 4
1) Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?
№ 4. Окружность НЕ является графиком функции.
2 3 4
2) На каком рисунке представлен график квадратичной функции?
2 3 4
2) На каком рисунке представлен график квадратичной функции?
№ 1.
2 3 4
3)На каком рисунке изображен график возрастающей на всей области определения функции?
2 3 4
3)На каком рисунке изображен график возрастающей на всей области определения функции?
№ 2
х37 у = х48 у = х100
1 2 3 4
4)Я считаю, что графики всех предложенных функций расположены в I и II координатных четвертях. Верно ли это?
х37 у = х48 у = х100
1 2 3 4
4)Я считаю, что графики всех предложенных функций расположены в I и II координатных четвертях. Верно ли это?
№ 2. Нет, графиком второй функции
является кубическая парабола, она
расположена в I и III координатных четвертях.
Архимед Фалес
1 2 3
1.Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он с большой точностью вычислил значение π - отношение длины окружности к её диаметру.
Архимед Фалес
1 2 3
1.Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он с большой точностью вычислил значение π - отношение длины окружности к её диаметру.
№ 2. Архимед.
Архимед Фалес
1 2 3
2. Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?
Архимед Фалес
1 2 3
2. Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?
№ 1. Пифагор.
Пифагор Архимед Фалес
1 2 3
3. Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит».
Пифагор Архимед Фалес
1 2 3
3. Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит».
№ 3. Фалес.
Архимед Фалес
1 2 3
4. Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу.
Архимед Фалес
1 2 3
4. Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу.
№ 2. Архимед.
Архимед Фалес
1 2 3
5. Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром»?
Архимед Фалес
1 2 3
5. Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром»?
№ 1. Пифагор.
Архимед Фалес
1 2 3
6. Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.
Архимед Фалес
1 2 3
6. Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.
№ 3. Фалес.
Слайд 51 1) у = - х2 – 7х + 3
2) у = - 1 + 3х + 7х2
3) у = - (х + 7)2 – 3
4) у = 3 - 7х2
1)Верно ли, что ветви всех парабол направлены вниз?
Слайд 52 1) у = - х2 – 7х + 3
2) у = - 1 + 3х + 7х2
3) у = - (х + 7)2 – 3
4) у = 3 - 7х2
1)Верно ли, что ветви всех парабол направлены вниз?
№ 2 - вверх.
Слайд 53
1) у = - х2 – 7х + 3
2) у = - 1 + 3х + 7х2
3) у = - (х + 7)2 – 3
4) у = 3 - 7х2
2)Вершина какой параболы находится в точке с координатами (0;3)?
Слайд 54 1) у = - х2 – 7х + 3
2) у = - 1 + 3х + 7х2
3) у = - (х + 7)2 – 3
4) у = 3 - 7х2
2)Вершина какой параболы находится в точке с координатами (0;3)?
№4.
Слайд 55 1) у = - х2 – 7х + 3
2) у = - 1 + 3х + 7х2
3) у = - (х + 7)2 – 3
4) у = 3 - 7х2
3)Осью симметрии какой параболы является прямая
х = —7 ?
Слайд 56 1) у = - х2 – 7х + 3
2) у = - 1 + 3х + 7х2
3) у = - (х + 7)2 – 3
4) у = 3 - 7х2
3)Осью симметрии какой параболы является прямая х = —7 ?
№3.
Слайд 57 1) у = - х2 – 7х + 3
2) у = - 1 + 3х + 7х2
3) у = - (х + 7)2 – 3
4) у = 3 - 7х2
Какую из парабол можно получить из графика функции у = х2 с помощью двух параллельных переносов: вдоль оси абсцисс на 7 ед. влево и вдоль оси ординат на 3 ед. вниз?
Слайд 58 1) у = - х2 – 7х + 3
2) у = - 1 + 3х + 7х2
3) у = - (х + 7)2 – 3
4) у = 3 - 7х2
Какую из парабол можно получить из графика функции у = х2 с помощью двух параллельных переносов: вдоль оси абсцисс на 7 ед. влево и вдоль оси ординат на 3 ед. вниз?
№3.
2
Локоть Дюйм
3 4
Фут Фунт
1)Локоть, дюйм, фут, фунт – по-моему, это единицы измерения длины. Так ли это?
2
Локоть Дюйм
3 4
Фут Фунт
1)Локоть, дюйм, фут, фунт – по-моему, это единицы измерения длины. Так ли это?
№ 4. Фунт – это мера веса.
2
Локоть Дюйм
3 4
Фут Фунт
2)Расположите единицы длины в порядке убывания.
2
Локоть Дюйм
3 4
Фут Фунт
2)Расположите единицы длины в порядке убывания.
№ 1, 3, 2
1 локоть ≈ 46 см 1 дюйм ≈ 2,5 см 1 фут ≈ 30 см
Слайд 64Как называется фигура (поверхность) ?
Слайд 67Это международный символ вторичной переработки. Его проставляют на упаковках товаров пригодных
для последующей переработки, либо сделанных из переработанных ресурсов.
2 3
К.Ф.Гаусс Евклид Н.И.Лобачевский
1)Я думаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением?
2 3
К.Ф.Гаусс Евклид Н.И.Лобачевский
1)Я думаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением?
Нет. Ответ: 2, 1, 3
2 3
К.Ф.Гаусс Евклид Н.И.Лобачевский
2)Кому из этих учёных принадлежат слова: «Математика - царица наук, арифметика - царица математики»?
2 3
К.Ф.Гаусс Евклид Н.И.Лобачевский
2)Кому из этих учёных принадлежат слова: «Математика - царица наук, арифметика - царица математики»?
№ 1. К.Ф. Гаусс.
2 3
К.Ф.Гаусс Евклид Н.И.Лобачевский
3)Кто из них уже в 24-летнем возрасте был профессором университета?
2 3
К.Ф.Гаусс Евклид Н.И.Лобачевский
3)Кто из них уже в 24-летнем возрасте стал профессором университета?
№ 3. Н.И. Лобачевский.
Слайд 76
1. у = 3х2 – 2х5 + 1
2. у = 4
/(х2 + 3)
3. у = 7/ ( х – 5)
4. у = х3 – 2
1. Верно ли, что областью определения всех данных функций является множество действительных чисел. Согласны ли вы с этим утверждением?
Слайд 77
1. у = 3х2 – 2х5 + 1
2. у = 4
/(х2 + 3)
3. у = 7/ ( х – 5)
4. у = х3 – 2
1. Верно ли, что областью определения всех данных функций является множество действительных чисел. Согласны ли вы с этим утверждением?
№ 3. х≠5
Слайд 78
1. у = 3х2 – 2х5 + 1
2. у = 4
/(х2 + 3)
3. у = 7/ ( х – 5)
4. у = х3 – 2
2. График какой функции не имеет общих точек с осью абсцисс?
Слайд 79
1. у = 3х2 – 2х5 + 1
2. у = 4
/(х2 + 3)
3. у = 7/ ( х – 5)
4. у = х3 – 2
2. График какой функции не имеет общих точек с осью абсцисс?
№ 2. 3
2 3 4
1. На каком из рисунков изображен график обратной пропорциональности?
2 3 4
1. На каком из рисунков изображен график обратной пропорциональности?
№ 2
2 3 4
2. Какая из кривых является графиком нечетной функции?
2 3 4
2. Какая из кривых является графиком нечетной функции?
№ 2, № 4
2 3 4
3. Какая из предложенных кривых является графиком ни четной, ни нечетной функции?
2 3 4
3. Какая из предложенных кривых является графиком ни четной, ни нечетной функции?
№ 3
Слайд 90
Нобелевские премии присуждаются с 1901 года.
Физика (присуждается с 1901 г.,
в Швеции);
Химия (присуждается с 1901 г., в Швеции);
Физиология и медицина (присуждается с 1901, в Швеции);
Литература (присуждается с 1901 г., в Швеции);
Содействие установлению мира во всём мире (присуждается с 1901 г., в Норвегии);
Экономика (присуждается с 1969 г., в Швеции).
Математика (присуждается с 1901г., в Швеции)
За высокие достижения в какой области не вручается Нобелевская премия и почему?
Слайд 91
Нобелевские премии присуждаются с 1901 года за достижения в следующих областях:
Физика
(присуждается с 1901 г., в Швеции);
Химия (присуждается с 1901 г., в Швеции);
Физиология и медицина (присуждается с 1901, в Швеции);
Литература (присуждается с 1901 г., в Швеции);
Содействие установлению мира во всём мире (присуждается с 1901 г., в Норвегии);
Экономика (присуждается с 1969 г., в Швеции).
За выдающиеся достижения в области математика не вручается Нобелевская премия.
Слайд 92 Российские лауреаты
Нобелевской премии
Назовите российских ученных, лауреатов Нобелевской премии в
любой из 6 областей.
Слайд 93Российские лауреаты Нобелевской премии
Физика
Тамм Игорь Евгеньевич, Франк Илья Михайлович, Черенков Павел
Алексеевич — 1958 г., за открытие и истолкование эффекта Черенкова;
Ландау Лев Давидович — 1962 г., за исследования в области теории конденсированных сред;
Басов Николай Геннадьевич, Прохоров Александр Михайлович (совместно с американцем Чарлзом Х. Таунсом) — 1964 г., за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе;
Капица Пётр Леонидович - 1978 г., за его базовые исследования и открытия в физике низких температур;
Алфёров Жорес Иванович (совместно с немцем Гербертом Кромером и американцем Джеком Килби) — 2000 г., за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов;
Абрикосов Алексей Алексеевич, Гинзбург Виталий Лазаревич (совместно с англичанином Энтони Леггетом) — 2003 г., за основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
Литература
Бунин Иван Алексеевич — 1933 г., за за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы;
Пастернак Борис Леонидович — 1958 г., за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа;
Шолохов Михаил Александрович — 1965 г., за роман «Тихий Дон»;
Солженицын Александр Исаевич — 1970 г., за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы;
Бродский Иосиф Александрович — 1987 г., за за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии.
Слайд 94
Физиология и медицина
Павлов Иван Петрович — 1904 г., за работу по
физиологии пищеварения;
Мечников Илья Ильич (совместно с немцем Паулем Эрлихом) — 1908 г., за труды по иммунитету.
Химия
Семёнов Николай Николаевич (совместно с англичанином Сирилом Хиншелвудом) — 1956 г., за разработку теории цепных реакций;
Пригожин Илья Романович (бельгийский физик и химик российского происхождения) — 1977 г., за работы по термодинамике необратимых процессов и их использование в химии и биологии.
Экономика
Канторович Леонид Витальевич (совместно с американцем голландского происхождения Тьяллингом Купмансом) — 1975 г., за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.
Премия мира
Сахаров Андрей Дмитриевич — 1975 г., за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства.
Горбачёв Михаил Сергеевич — 1990 г., за его роль в окончании холодной войны.