Слайд 1
История возникновения процентов
«Цифры (числа ) не управляют миром, но они показывают,
как управляется мир».
И.Гете
Куликов Владимир – ученик 5класса
Слайд 2Почему я выбрал тему «Проценты»?
Проценты – это одна из сложнейших тем
математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. Несмотря на то что, я учусь только в пятом классе, эта тема очень заинтересовала меня, и я решил самостоятельно ее изучить. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни. Поэтому выбранная тема особенно актуальна.
.
Объект исследования: проценты
Цель исследования: изучить вопрос об истории возникновения процентов , знака % и применение в повседневной жизни
Слайд 4
Задачи исследования:
Изучить исторический материал о процентах.
Проанализировать научно – методическую литературу
по теме «Проценты»
Научиться применять полученные знания в повседневной жизни
Слайд 5ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЦЕНТА
Слайд 6 История происхождения процентов началась еще в древности.
И первыми идею выражать таким образом части целого в одних и тех же долях, придумали древние вавилоняне. Дело в том, что этот строй пользовался шестидесятеричными дробями, поэтому им просто необходимо было такое нововведение. До наших дней дошли клинописные таблицы вавилонян, при помощи которых можно легко и быстро определить, какова сумма процентных денег.
Слайд 7У народов Индии своя история появления процентов.
Проценты были известны в Индии
ещё в 5 веке. Индийские математики по- своему считали процент. И это очевидно, так как именно в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления. Они пользовались тройным правилом использованием пропорции. Кроме этого, в Индии проводили более сложные операции с процентами, чем просто считать сдачу.
Слайд 8История появления процентов в Древнем Риме.
Официально история появления процентов начинается
с тех времен, когда сенату пришлось устанавливать максимально допустимый процент взимаемый с должников, чтобы заимодавцы "не переусердствовали", в "выбивании долгов". Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг). При этом говорили: "На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев лихвы". Кстати, именно из Рима проценты начали свое "шествие" по миру.
Слайд 9
В Средние века очень сильно распространена была торговля, в связи с чем
много внимания было обращено на правильность и умение высчитывать проценты. Тогда уже проценты, история которых началась гораздо раньше, начали свою эволюцию.
Торговцам приходилось считать не просто проценты, а проценты с процентов, сложные проценты и т. д. Некоторые компании даже составляли свои таблицы и схемы по вычислению процентов. Эти таблицы, кстати, считались коммерческой тайной и тщательно охранялись. Но уже в 1584 году таблицы с расчетом процентов перестали быть тайной. Дело в том, что Симон Стевин, инженер из Нидерландов, опубликовал таблицу процентов.
Употребление термина "процент" в России начинается в конце 18 века. Долгое время под процентами понималась исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Проценты принимались только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась.
Слайд 11Существуют две версии происхождения знака %.
Одна из версий, больше похожая
на вымысел, это ошибка наборщика, который, набирая в 1685 году в Париже книгу под названием "Руководство по коммерческой арифметике" Матье де ла Порта, по ошибке вместо слова "cto" поставил знак %.
Слайд 12По второй, более правдоподобной версии, знак % это упрощение буквы t
в слове "cto" (которым ранее обозначали проценты). В скорописи буква t превратилась в черту (/), а затем и современный знак cto - c/o - %. Мы уже не узнаем, какая из версий правильная, однако знаком % пользуются в современном мире, и очень активно.
Слайд 13Понятия, связанные с процентами
Процент – это одна сотая часть от числа
и обозначают знаком %;
Чтобы перевести проценты в дробь, нужно убрать знак % и разделить число на 100.
Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, нужно дробь умножить на 100 и добавить знак %.
0,01=0,01*100=1%,0,365=0,365*100=36,5%
Чтобы перевести обыкновенную дробь в проценты, нужно сначала превратить её в десятичную дробь.
1/5=0,2, 0,2*100=20
Слайд 16 Таким образом, мы подсчитали, на сколько процентов повысилась зарплата :
(13500-12650):12650=0.06…=6%.
Мы выяснили, что цены на продукты и услуги подорожали в среднем на 10%
( по данным сайта Росстата), а зарплата на 6%. Отсюда можно сделать вывод, что инфляция опережает зарплату моей матери.
Слайд 17Следующий вопрос, над которым я задумался – это бюджет семьи. Чтобы
достичь финансового успеха, необходимо разделить общий доход семьи на три части:
50% - на нужды семьи (продукты, платежи, транспорт и т. п.)
25% - на желанные вещи (хобби, походы в кино, театр и др.)
25% - на сбережения.
Сначала откладываем 25%, а потом тратим на всё остальное.
Рассчитаю бюджет нашей семьи, доход которой составляет 29600 + 13500 = 43100 рублей.
Слайд 19Вывод: На практике получается совсем другой расклад бюджета: на желанные вещи,
да и на сбережения не всегда остаётся указанное количество денег, т. к . постоянно происходит повышение цен на продукты питания, одежду и другие услуги.
Слайд 20Мне стало интересно, каковы расходы нашей семьи. К примеру,мама совершила покупку
в нашем местном магазине. Я составил таблицу её покупок.
Слайд 21Я увидел рекламу о скидке на сайте: на все товары бытовой
химии 20% в магазине «Магнит косметик» и решил подсчитать, сколько денег сэкономила бы наша семья, если бы всё это мама купила в Стерлитамаке
Решение. 20% = 0,2; 256 • 0,2 = 51,2(руб.)
Ответ: 51 рублей 20 копеек.
Вывод:51 рублей 20 копеек - сумма небольшая, но, всё-таки, как говорится: «Копейка рубль бережёт».
Слайд 22Посещая магазин « Магнит» в городе , мы с мамой столкнулись
с рекламой о скидках, и мы увидели на сколько процентов были снижены цены.
Слайд 23Про наблюдая, я заметил, что мне стало интересно все – то
где можно подсчитать проценты.
Задача. В классе 6 учеников. 3 из них – девочки. Сколько процентов девочек в классе?
Решение. Чтобы узнать, какой процент составляет одно число от другого, нужно то число, которое требуется найти, разделить на общее количество и умножить на 100%. Значит, 3/6*100% = 1/2*100% = 50%.
Ответ : 50 % девочек.
Слайд 24Родители взяли в банке кредит 5000 рублей сроком на год под
15% ежемесячно. Сколько денег они заплатят банку через год?
Решение. Простые проценты называются так, потому что они начисляются многократно, но всякий раз к исходной сумме. Если обозначить исходную сумму как а, сумму, которая наращивается, как S, процентную ставку как х% и количество периодов начисления процента как у, то формулу можно записать так: S = а * (1 + у * х/100). Теперь подставим сюда цифры из условия задачи и узнаем, сколько денег родители заплатят банку: S = 5000 * (1 + 12 * 15/100) = 14000.
6.Вклад в банке имеет годовой прирост 6%. Бабушка положила в банк 10 000 руб.
На сколько возрастёт сумма вклада в конце года?
Р е ш е н и е : 10000 · 6 : 100 = 600 (руб).
О т в е т : 600 руб.
Слайд 25Квартплата составляла 2000 рублей. Какой стала квартплата после её увеличения на
20%?
Решение:
120%=1,2 2000·1,2=2400руб.
Ответ : 2400 рублей
Слайд 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется сказать, что умение выполнять процентные вычисления
и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно.
Проценты встречаются на каждом шагу: в школе мы решаем задачи на проценты, если мы зайдём в магазин, то увидим, что некоторые товары продаются со скидкой, а это тоже проценты, если зайти в банк и взять кредит, то нам предъявят проценты, которые будут начисляться. Проценты имеют важную роль в жизни каждого человека.
Без процентов в современной жизни человека никуда
Слайд 27Литература
Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
М, 2012г.
Кац М. Проценты // Математика. Приложение к газете «Первое сентября». М.: Издат. дом «Первое сентября», 2004. № 20, 22, .
rosstata.ru
hhttphttp://http://newtariffshttp://newtariffs.http://newtariffs.ruhttp://newtariffs.ru/http://newtariffs.ru/newshttp://newtariffs.ru/news/http://newtariffs.ru/news/rosthttp://newtariffs.ru/news/rost-http://newtariffs.ru/news/rost-tarifovhttp://newtariffs.ru/news/rost-tarifov-http://newtariffs.ru/news/rost-tarifov-vhttp://newtariffs.ru/news/rost-tarifov-v-http://newtariffs.ru/news/rost-tarifov-v-bashkortostanehttp://newtariffs.ru/news/rost-tarifov-v-bashkortostane-http://newtariffs.ru/news/rost-tarifov-v-bashkortostane-vhttp://newtariffs.ru/news/rost-tarifov-v-bashkortostane-v-2013-http://newtariffs.ru/news/rost-tarifov-v-bashkortostane-v-2013-godu
http://math-prosto.ru/?page=pages/percent/percent1.php
Шевкин А.В., Текстовые задачи по математике:5 –6. –М.: ИЛЕКСА, 2011. 106 с..