Слайд 1Рекомендации по подготовке и защите индивидуального итогового проекта (ИИП)
Учитель математики МКОУ
«ПСОШ»
Шитикова Н.В.
Слайд 2Исследовательский проект
Исследовательский проект школьника – это учебная работа в определенной области
науки, т.е. организация деятельности учащегося по овладению учебными компетенциями, способствование процессу познания для развития теоретического мышления, диалектического мировоззрения. Целью проектно-исследовательской деятельности обучающихся является: научиться проводить само научное исследование и получить новые для себя знания, творчески преобразуя объект познания, а также формировать исследовательские умения и навыки для развития личности, ее самоопределения и самореализации.
Слайд 3Тема исследования
Тема исследования – важная часть научной
работы школьника, из темы должно быть понятно, чему посвящена работа, о чем она. Тема формулируется в виде одного назывного предложения. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования. Например: Теорема Пифагора в математике и в жизни.
Слайд 4Правила выбора темы
1. Тема должна быть интересна ребенку.
2. Тема должна быть
выполнима, решение ее должно принести реальную пользу.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы могла быть выполнена относительно быстро.
Кроме того, нужно учитывать:
- возможный уровень решения (соответствие возрасту ребенка);
- желания и возможности (есть ли для ее решения средства и материалы, наличие литературы, иначе работа примет поверхностный характер).
Слайд 5
Исследовательский проект школьника состоит из следующих частей:
1.Введение. Во введении раскрываются методологические
характеристики исследования: актуальность, проблема, объект и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания. Методологические характеристики исследования – это своего рода компас и карта, которые позволяют исследователю не искать истину методом проб и ошибок, а ведут его кратчайшим путем. По объему эта часть проекта занимает 1–2 страницы
Слайд 6Основная часть
Здесь сосредоточено основное содержание проекта. Структура основной части может быть
разной. Основная часть исследовательского проекта ученика составляется по задачам. В основной части проекта должны быть отражены все задачи. Можно пойти другим путем: разбить основную часть на теоретическую и практическую, или экспериментальную. В теоретической части дается анализ литературы по теме (проблеме) исследования, а в практической размещается описание и результаты наблюдений, опытов, экспериментов, опросов и т.п. Каждая часть завершается выводом.
Слайд 7Заключение
В заключении подводим общие итоги всей работы.
Примерный план содержания этой части
проекта может быть в виде ответов на следующие вопросы:
1.Какой теме, проблеме было посвящено исследование?
2.Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли они? Исследование тогда считается состоявшимся, когда все задачи решены и цель достигнута.
3.Какое новое знание было получено? (Что нового вы узнали? Чему научились?)
4.Каковы перспективы дальнейших исследований?
По объему «Заключение» составляет примерно 1–2 страницы.
Слайд 8Библиография
Это обязательная часть исследования. При работе над проектом
можно использовать школьные учебники,
научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений. Возможно использование научных источников информации на иностранных языках.
Слайд 9Приложение
Эта часть проекта не является обязательной. Если приложений нет, это не
снижает качества исследования. Однако, если мы хотим научить школьников исследовательской работе в полном объеме, лучше посоветовать сделать 1–2 приложения. В приложении могут быть размещены следующие материалы (их не должно быть в остальном тексте проекта!): словарь, рисунки, фотографии, географические карты, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д.) Если проводился опрос, анкетирование, желательно сохранить и приложить все ответы опрашиваемых. Объективными считаются данные, полученные при опросе не менее 100 человек.
Слайд 10Содержание исследовательского проекта
1. Титульный лист (с. 1).
2. Содержание (с. 2).
3. Введение
или методологические характеристики исследования (с. 3–4).
4. Основная часть (с. 5–25).
5. Заключение (с. 26).
6. Библиография (с. 27).
7. Приложения (с. 28–29).
Слайд 11Общие требования к оформлению ИИП (1)
Проект, должен быть оформлен в соответствии
с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду работ.
Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст располагается только на одной стороне листа.
При написании и печати следует соблюдать следующие правила:
размер полей: левое — 3 см, правое — 2 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2 см;
Нумерация страниц — по центру внизу страницы;
Междустрочный интервал-1,5;
Абзацный отступ — 1,25 см;
Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней;
Каждая глава начинается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям.
Слайд 12Общие требования к оформлению ИИП (2)
Название главы печатается жирным шрифтом заглавными
буквами, название параграфов — прописными буквами, выделение названий глав и параграфов из текста осуществляется за счет проставления дополнительного интервала;
Заголовки следует располагать по середине строки симметрично тексту, между заголовками и текстом пропуск в 2 интервала. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа;
Для компьютерного набора размер шрифта —14, начертание -Times New Roman; выравнивание по ширине.
Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1, 2, 3 и т.д.), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая — на собственную нумерацию;
Каждый раздел работы начинается с новой страницы.
Название каждого раздела работы печатается по центру .
Слайд 13Содержание
отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование
всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта
Слайд 14Содержание (пример)
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………………………2
Теоретическая часть……........................................3
1.1. личность Пифагора как древнегреческого философа,
математика, политика, религиозного деятеля.
1.2. история появления и развития теоремы Пифагора.
1.3.различные виды доказательств теоремы Пифагора.
Исследовательская часть
2.1. использование теоремы Пифагора в нашей жизни
2.2. теорема в задачах ОГЭ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ…….
Слайд 15Введение
Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и исследовательской работы, так
как содержит в сжатой форме все основные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.
Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования, на основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.
Слайд 16Проблема
Проблема в науке – это «белое пятно на ее карте»,
обозначение того, чего наука еще не знает. Формулируя проблему, исследователь отвечает
на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Знание о незнании составляет сущность проблемы. Проблему можно сформулировать в виде вопроса.
Слайд 17Обосновать актуальность темы – объяснить необходимость изучения данной темы в контексте
общего процесса научного познания. Следует указать, почему именно данная тема и именно в данный момент является актуальной. Желательно кратко осветить причины, по которым ее изучение стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше.
Освещение актуальности не должно быть многословным, одной страницы вполне достаточно.
Актуальность темы
Слайд 18Объект исследования
Объектом исследования может быть реально существующий организм, явление, какой-либо
предмет и т.п. В науке биологии объектом изучения является жизнь, в физике – природа, в географии – планета Земля, в химии – вещества, в математике – числа. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что конкретно исследуется? Объект исследования должен быть обязательно указан в теме.
Слайд 19Предмет исследования
Объект исследования бесконечен в познании. Определение понятия «предмет исследования» –
то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект. В одном исследовании может быть только один предмет исследования. Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме.
Слайд 20Примеры
Теорема Пифагора в математике и в жизни.
Объект исследования: Задачи реальной математики,
при решении которых используется теорема Пифагора.
Предмет исследования: Теорема Пифагора
Слайд 21Гипотеза
Гипотеза – это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо
доказать. Гипотеза может быть представлена последовательностью определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего.
Гипотеза исследования – это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. В ходе эксперимента гипотеза или гипотезы уточняется, пополняется, развивается или отвергается.
Гипотеза, как правило, формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если …, то …», «Чем …, тем …» или со слов «допустим», «возможно», «предположим»).
Слайд 22Цель
В общем виде цель – это запланированный результат какой-либо деятельности. Цель
любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской работы – это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?». Цель – это переформулированная проблема. Формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель, как правило, начинается с глаголов: «выявить», «выяснить», «провести», «обосновать», «сформировать», «установить взаимосвязь» и т.д.
Слайд 23Задачи
Задачи исследования – это те «шаги», которые нужно сделать для достижения
цели. В школьном исследовании задач не должно быть много, 3–5 задач. По задачам школьнику легко будет составить и написать план основной части исследовательского проекта. Задачи должны быть связаны с конкретным содержанием работы.
В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий.
Слайд 24Задачи проекта
(что мы должны сделать, чтобы достичь цель)
Пошаговые действия для
достижения цели
(сначала большое количество задач (10- и более)
Объединить, четко сформулировать(3-5 задач)
Формулировать задачи необходимо со слов:
Создать
Обеспечить
Изучить
Подготовить
Определить
Выделить
Отобрать
Обработать
Разработать
Проанализировать
Продумать
Организовать
Наладить
Объявить
Выявить
Продолжить и т.д.
Слайд 25Примеры
Гипотеза
Можно предположить, что теорема Пифагора широко используется в нашей жизни,
в строительстве, мобильной связи.
Цель
Выявить, насколько широко используется теорема Пифагора в математике и в нашей жизни.
Задачи
Изучить личность Пифагора, как древнегреческого философа, математика ,религиозного деятеля .
Изучить историю появления и развития теоремы Пифагора.
Рассмотреть различные виды доказательств теоремы Пифагора.
Выявить случаи использования теоремы Пифагора в нашей жизни.
Решить практические задачи. Рассмотрение задач из КИМов ОГЭ.
Слайд 26Методы исследования
Методы исследования – способы познания явлений действительности и их закономерностей.
В общенаучном
плане к методам исследования принято относить следующие:
· анализа – качественного (методологического, дидактического, психологического, лингвистического) и количественного (факторного, компонентного и т.д.);
· обобщения (синтез, описание и т.д.);
· проектирования (моделирование, предвидение);
· интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия, и т.д.);
· сбора фактов (наблюдение, изучение материалов, беседа, интервьюирование, изучение опыта работы и т.д.);
· регистрации (хронометраж, запись на магнитную ленту и т.д.);
· контроля и измерения (шкалирование, ранжирование, нахождение среднего арифметического, срезы);
· обработки (статистико-математические, графические, табличные);
· оценивания (самооценка, экспертные методы и др.);
· проверки (пробное обучение, опытное обучение и др.).
Слайд 27Методы
Методы исследования связаны с тем, какими средствами будет проводиться исследование.
Слайд 28Новизна
Новизна – главная и важнейшая методологическая характеристика. Ведь именно для получения
чего-то нового и проводятся научные работы. Необходимости получения нового знания подчинены весь ход исследования и все его методологические характеристики. Если в исследовательском проекте нет новизны, значит, нет и результата исследования. Эта методологическая характеристика исследования – новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы
Слайд 29Этапы исследования
1. Подготовительный:
а/ выбор темы, определение цели и задач работы;
б/ выдвижение
гипотез.
2. Основной:
а/ изучение литературы;
б/ подбор иллюстраций;
в/подбор исторических фактов , связанных с теоремой Пифагора;
г/нахождение различных доказательств теоремы Пифагора;
д/подбор примеров применения теоремы Пифагора в жизни;
е/работа с КИМами
3. Заключительный.
а/ обобщение результатов работы;
б/ формулирование выводов.
Слайд 30Описание проекта
(краткое изложение всей структуры проекта)
В конце введения дается краткое
описание структуры работы, например: работа выполнена на 32 страницах, включает в себя следующие разделы (главы) (перечисляются через запятую), содержит __ рисунков (схем, таблиц и т.п.), использовано ___ источников, имеет __ приложений.
Итак, введение должно включать в себя:
формулировку темы;
проблему исследования;
актуальность исследования;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования;
задачи исследования;
гипотезу исследования;
методы исследования;
описание структуры работы.
Объем введения составляет примерно 10-15% от общего объема работы, что обычно соответствует 2-3 страницам текста.
Слайд 31Требования к оформлению
СПИСКА ИСТОЧНИКОВ
Список источников ИИП только те источники,
на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.
Слайд 32Правила оформления различных вариантов изданий
Для книг одного автора:
Пример: Перре-Клермон А. Н.
Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
Для составительского сборника двух-трех авторов:
Например: Советы управляющему / Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. — Свердловск.: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 304 с.
При оформлении сборника с коллективом авторов под общей редакцией :
Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Горецкая, Т. Н. Половцева, М Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. — М.: Русс. яз., 1990. — 251 с.
Слайд 33Требования к ПРИЛОЖЕНИЮ
ПРИЛОЖЕНИЕ – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное
(обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы.
Оно размещается после основного текста
и не входит в объем работы.
По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п.
По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы, и др.
Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:
размещать после библиографического списка;
в оглавлении (содержании) приложение оформляется в виде самостоятельной рублики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Например
Приложение № 1 “Изречения Пифагора”
Приложение № 2 “Формулировки теоремы Пифагора”
Слайд 34ПОДГОТОВКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Выделить из текста основные понятия и дать им
определения.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все парадоксы.
4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10. Приготовиться к ответам на вопросы.
Слайд 37Требования к процедуре ЗАЩИТЫ ИИП