Слайд 1Десятичная система
записи
натуральных чисел
Слайд 2Племена Австралии и
Полинезии (XIX век)
Было только два обозна-чения — для
числа «один» и для числа «два». Эти обозначения они комбини-ровали.
«один»
«два»
Слайд 3Племена Австралии и
Полинезии (XIX век)
«два и один»
«два и два»
«два, два и один»
«два, два и два»
Слайд 4Племена Австралии и
Полинезии (XIX век)
Числа, большие шести, они не различали
и называли словом «много».
«много»
«много»
Слайд 5Египтяни
(за 3000 лет до н. э.)
Применяли десятичную систему счисления. Они
обозначали: единицу ,
десяток — ,
сотню — .
Слайд 6Египтяни
(за 3000 лет до н. э.)
Обозначение числа
345
Слайд 7Россия
(до XVII века)
Числа записывали буквами славянского алфавита. Числа от 1
до 9 записывали так:
Слайд 8Россия
(до XVII века)
Над одной или несколькими буквами ставили особый знак
(титло), чтобы подчеркнуть, что полученная запись число.
Слайд 9 В настоящее время принята десятичная система записи чисел (десятичная система
счисления), в которой числа записывают при помощи десяти знаков (цифр):
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Десятичную систему счисле-ния называют позиционной.
Слайд 10Россия
(в XVII века)
В 1703 году был издан пер-вый печатный учебник
ма-тематики — «Арифметика» Леонтия Филипповича Маг-ницкого, в котором все вы-числения велись в десятич-ной системе записи чисел.
Слайд 11Римская система
(непозиционная, счисления без нуля )
I = 1, V
= 5, X = 10,
L = 50, C = 100, D = 500,
M = 1000.
Слайд 12Римская система
(непозиционная, счисления без нуля )
Если меньшая цифра стоит после
большей, то она прибавляется к большей: XV =15,
XVI = 16.
Слайд 13Римская система
(непозиционная, счисления без нуля )
Если меньшая цифра стоит перед
большей, то она вычитается из большей:
IV = 4,
IX = 9,
ХL = 40.
Обозначения веков, глав в книгах и т. п.
Слайд 14Древняя вавилонская
(шестидесятеричная система счисления)
Следы этой системы сохрани -лись сейчас
в единицах измере-ния времени:
1 ч = 60 мин,
1 мин = 60 с .
Слайд 15 Важную роль в десятич-ной системе счисления играет число 10. Десять
единиц называют десят-ком, десять десятков — сотней, десять сотен — тысячей и т. д.
Слайд 17 Чтобы прочитать многозначное число, цифры в его записи разбивают
справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. В каждом классе цифры справа налево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса.
Слайд 18Пример 1. Прочитать число 148951784296.
Выделим в нём классы. Прочитаем число
единиц каждого класса слева направо.
Слайд 19Пример 2. Запишите число в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 3 278
=
2) 5 031 =
3) 3 700 =
Слайд 20№ 9, 10, 11, 12 (Устно).
№ 18(а,в), 19(в,д,е,з),
20(а-в).
Решение упражнений.
Слайд 21Д/з по учебнику Никольского 5 класс
§ 1.2 (т).
№ 18(б,г), 19(б,ж,к),
20(г,д)