Аркадакский филиал
государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Саратовской области
«Балашовский медицинский колледж»
Выполнила:
Преподаватель
Князева О. Н.
ТЕМА: «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА»
Аркадак, 2019
Слайд 2ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Показать студентам значение математики в области профессиональной деятельности среднего медицинского
персонала.
Научить решать прикладные задачи в области профессилональной деятельности основными математическими методами.
Слайд 3ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:
при практической работе медицинская сестра должна уметь растворить вещества, развести
или разбавить раствор, рассчитать дозировку лекарства, использовать в работе логическое мышление, уметь просчитывать антропометрические показатели человека, вести статистические записи, т.е. пользоваться математическими
навыками и умениями.
Слайд 4Есть одна наука, без которой невозможна никакая другая.
Это МАТЕМАТИКА. Её
понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки.
С.Л.Соболев
Слайд 5ПОПС – ФОРМУЛА: (Позиция,Обоснование, Пример, Следствие)
П- «Я считаю, что ...»
О- «Потому
что …»
П- «Я могу доказать это на примере …»
С- «Поэтому я делаю вывод, что …»
Вопросы: 1.Математика и педиатрия-какая связь?
2.Какова роль процента в медицине?
3.Медсестре важно знать лишь медицинские предметы?
4.Наш организм можно описать математическими формулами?
5.В повседневности мы обходимся без математики?
Слайд 6«Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее
богатого короля»
(А.С. Шопенгауэр)
Слайд 7
ТЕМА: «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА»
1. Оценка уровня физического
здоровья взрослого человека.
2. Применение математических методов в педиатрии.
3. Процентное соотношение. Концентрация растворов.
Слайд 81.Оценка уровня физического здоровья взрослого человека.
ЖЕЛ: жизненная емкость легких
Муж ЖЕЛ
(л)=Рост(см)⋅0,052-Возраст (лет) ⋅0,022-3,6
Жен ЖЕЛ (л)=Рост(см)⋅0,041-Возраст (лет) ⋅0,018-2,68
МОД: минутный объем дыхания
МОД=ДО
⋅ ⋅ ЧД
ЧД – частота дыхания
ДО – дыхательный объем
(У взрослого 5-9л в покое)
от 8 до 28 циклов в мин
муж: 300-500мл
жен: 300-400мл
Слайд 9УОК: ударный объем крови
УОК= 90,97+(0,54⋅(САД-ДАД))-(0,57⋅ДАД)-(0,61⋅возраст)
МОК: минутный объем крови
МОК= УОК⋅ЧСС
ЧСС- частота сердечных
сокращений (пульс)
Слайд 10ИМТ=
Индекс масс тела
19-25 норма
Индекс Кетле=
Муж: 350-400
Жен: 325-375
Жизненный индекс =
Норма
Слайд 11Артериальное давление
Формула Волынского (с 17 лет)
САД=
109+(0,5⋅возраст) +(0,1⋅ вес (кг))
ДАД= 63+(0,1⋅возраст) +(0,15⋅ вес (кг))
Масса тела
М= 50+0,75⋅ (Р-150)+(В-20):4
Р- рост в см
В- возраст в годах
Слайд 12
Рост ребенка в будущем
Дс=0,54⋅(До+Дм) - 4,5
Дд=0,51⋅(До+Дм) - 7,5
Дс – рост сына До- рост отца
Дд – рост дочери Дм- рост матери
Слайд 13Практические задания:
определить в парах и дать ответ
ЖЕЛ – жизненную емкость легких;
УОК
– ударный объем крови;
МОК – минутный объем крови;
ИМТ – индекс массы тела;
Индекс Кетле;
Жизненный индекс;
АД – артериальное давление;
Рост и массу тела.
Слайд 14План выполнения задания:
Выполнить измерения с помощью прибора.
Записать все данные, полученные измерительным
путем.
Вычислить показатели физического развития человека с помощью математических формул.
Сравнить результат, сделать вывод.
Слайд 15Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат:
дата рождения, рост, вес и т.д. Для этого в педиатрии применяют математические формулы.
2.ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В ПЕДИАТРИИ
Слайд 16
Длина тела (рост) доношенного новорожденного ребенка колеблется от 48 до 53 см.
Прибавка
роста на первом году жизни составляет:
— в I квартале (от 0 до 3 мес.) — 3 см в месяц;
— во II квартале (от 3 до 6 мес.) — 2,5 см в месяц;
— в III квартале (с 6 до 9 мес.) —
1,5 см в месяц;
— в IV квартале (с 9 до 12 мес.) — 1 см в месяц.
Таким образом, за весь первый год ребенок прибавляет около 24 см.
Слайд 17
Масса тела (вес) доношенного новорожденного (3200 – 3500г.)
Считается, что в первом полугодии
ребенок в среднем прибавляет 800 грамм в месяц.
M= m + 800×n, n<6
Во втором полугодии средняя прибавка — 400 грамм в месяц.
M= m + 800×6 +400×(n-6), n>6
Слайд 18Масса тела ребенка
от 1 года до 17 лет
Массу тела ребёнка
до 10 лет в кг можно вычислить по формуле:
m = 10+2*n, где 10 – средний вес ребёнка в 1год,
2 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребёнка.
Массу тела ребёнка после 10 лет в кг можно вычислить по формуле :
m = 30+4(n –10), где 30 – средний вес ребёнка в 10 лет,
4 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребёнка
Слайд 19
Мальчику 14 лет,интересно каким должно быть артериальное давление?
Формула артериального
давления :
80+2N, где N - число лет
Решение :
1) 80+2*14=108 мм.рт.ст
2) 2/3*108=216:3=72 мм.рт.ст
ОТВЕТ: 108/72 мм.рт.ст
Артериальное давление (до 17 лет)
Слайд 20Расчет объема пищи до года
Объемный способ
учитывается возраст ребенка и масса тела
на момент расчета питания.
Ребенок должен получать молока:
от 0 дней до 2 месяцев — 1/5 часть от долженствующей массы тела;
от 2 месяцев до 4-х месяцев — 1/6 часть от долженствующей массы тела;
от 4-х месяцев до 6 месяцев — 1/7 часть от долженствующей массы тела;
от 6 месяцев до 9 месяцев — 1/8 часть от долженствующей массы тела.
Метод используют до 9 месяцев. После 9 месяцев – 1 литр так, как объем пищи на первом году жизни не должен превышать 1 литра в сутки.
Слайд 21
3. Процентное соотношение.
Концентрация растворов.
Слайд 22В 100 МЛ РАСТВОРА ВСЕГДА СТОЛЬКО ГРАММ СУХОГО ВЕЩЕСТВА,СКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ
1 тип
задач: приготовление рабочего раствора из сухого вещества и воды.
Пр: Сколько грамм вещества в 2 литрах 3% раствора гипохлорита натрия?
Решение: 100мл (3%) – 3 гр
2000мл - Х гр
100 : 2000 = 3 : Х
Х = 2000 х 3 : 100 = 60 гр.
Слайд 23
2 тип задач: приготовление рабочего раствора из концентрированного раствора и воды.
ПР:
Сколько воды нужно добавить в 1,2 литра 5% -го раствора, что бы получить 2 литра 3%-го рабочего раствора?
а – 5% - 1,2
в – 0% - ?
с – 3%
решение: 1,2 : у = (3 – 0 ) : ( 5 –3)
3у = 2,4 у = 0,8
Слайд 24
Правила разведения антибиотиков
СООТНОШЕНИЕ ИНГРЕДИЕНТОВ в педиатрии 1:1
РАСЧЕТ Во флакон с антибиотиком
ввести такое количество растворителя, чтоб в 1 мл раствора было 100 000 ЕД антибиотика
На 100 000 ЕД- 1 мл раствора
На 250 000 ЕД- 2,5 мл раствора
На 500 000 ЕД- 5,0 мл раствора
На 1000000ЕД- 10,0мл раствора
СООТНОШЕНИЕ ИНГРЕДИЕНТОВ в терапии (для взрослых) 2:1
РАСЧЕТ Во флакон с антибиотиком ввести такое количество растворителя, чтоб в 1 мл раствора было 200 000 ЕД антибиотика
На 100 000ЕД- 0,5мл раствора
На 250 000 ЕД- 1,25мл раствора
На 500 000ЕД- 2,5мл раствора
На 1000000ЕД- 5,0мл раствора
Слайд 25Вывод:
Математика и медицина тесно
связаны и взаимодействуют друг с
другом, без
математических измерений,
рассчетов невозможно представить
современную медицину.