Презентация, доклад по математике История возникновения дробей

Введение На уроках математики мы познакомились с новыми числами – с дробями. Мне стало интересно узнать: Откуда произошли такие числа? Почему дроби записывают таким образом? Кто придумал их записи?

Слайд 1История возникновения дробей
3⅞

История возникновения  дробей3⅞⅘

Слайд 2Введение
На уроках математики мы познакомились с

новыми числами – с дробями. Мне стало интересно узнать:
Откуда произошли такие числа?
Почему дроби записывают таким образом?
Кто придумал их записи?


Введение    На уроках математики мы познакомились с  новыми числами – с дробями. Мне

Слайд 3 На протяжении многих веков на языках народов ломаным числом

именовали дробь. Необходимость в дробях возникла на ранней ступени развития человечества. Так, по-видимому, дележ десятка плодов между большим числом участников охоты заставлял людей обращаться к дробям. Первой дробью была половина. Для того, чтобы из одного получить половину, надо разделить единицу, или «разломить» ее на два.
Отсюда и пошло название ломаные числа. Теперь их называют дробями.

На протяжении многих веков на языках народов ломаным числом именовали дробь. Необходимость в дробях возникла

Слайд 4Запись дробей в Египте
Египтяне все дроби старались записать как суммы долей,

то есть дробей вида 1/n. Например, вместо 8/15 они писали 1/3 + 1/5. Единственным исключением была дробь 2/3.
В папирусе Ахмеса есть задача:
"Разделить 7 хлебов между 8 людьми". Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.  А по-египетски эта задача решалась так. Дробь 7/8 записывали в виде долей:
1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.
 

1/5 1/23 1/141

Запись дробей в ЕгиптеЕгиптяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида 1/n. Например,

Слайд 5
Складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба

слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида 2/n. А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм долей. С помощью этой таблицы выполняли и деление чисел. Умели египтяне также умножать и делить дроби. Но для умножения приходилось умножать доли на доли, а потом, быть может, снова
использовать таблицу. Еще сложнее обстояло дело с делением.
Складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и

Слайд 6Вавилон

Совсем иным путем пошли вавилоняне. Они работали только с шестидесятеричными дробями. Так как знаменателями таких дробей служат числа 60, 602, 603 и т. д., то такие дроби, как 1/7, 1/11,1/13 нельзя было точно выразить через шестидесятеричные: выражали через них приближенно. Мы и сейчас пользуемся такими дробями в обозначениях времени и величин углов. Например, время 3ч.17мин.28с. можно записать и так: 3,17'28" ч.(читается 3 целых, 17 шестидесятых 28 три тысячи шестисотых часа).
Вместо слов «шестидесятые доли», «три тысячи шестисотые доли» говорили короче: «первые малые доли», «вторые малые доли». От этого и произошли слова минута (по латыни – меньшая) и секунда (от латыни – вторая). Вавилонский способ обозначения дробей сохранил свое значение и до сих пор.
Так как система счисления у вавилонян была позиционной, они действовали с шестидесятеричными дробями с помощью тех же таблиц, что и для натуральных чисел.
Вавилон             	Совсем иным путем пошли

Слайд 7Древний Рим
Интересная система дробей была в
Древнем Риме. Она основывалась на


делении на 12 долей единицы веса,
которая называлась асс.
Двенадцатую долю асса называли
унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь не шла о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги.
А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.

Древний РимИнтересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса,

Слайд 8Римская система дробей и мер была двенадцатеричной. Даже сейчас иногда говорят:

"Он скрупулезно изучил этот вопрос". Это значит, что вопрос изучен до конца, что ни одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулезно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус".
В ходу были и такие названия: "семис" - половина асса, "секстане" - шестая его доля, "семиунция" - полунции, то есть 1/24 асса, и т. д. Всего применялось 18 различных названий дробей. Чтобы работать с дробями, надо было для этих дробей помнить и таблицу сложения, и таблицу умножения. Поэтому римские купцы твердо знали, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию (3/2 унции, то есть 1/8 асса) получается унция.
Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из них дошли до нас.

Римская система дробей и мер была двенадцатеричной. Даже сейчас иногда говорят:

Слайд 9Греция
Учение об отношениях, о дробях и связывалось у греков с музыкой.

Кроме арифметики и геометрии, в греческую математику входила музыка. Музыкой греки называли ту часть арифметики, в которой говорится об отношениях и пропорциях.
Греки создали и научную теорию музыки.
Они знали: чем длиннее натянутая струна, тем «ниже» получается звук, который она издает; что короткая струна издает высокий звук. Однако у музыкального инструмента не одна, а несколько струн, и для того, чтобы все струны при игре звучали «согласно», приятно для уха, длина звучащих частей
их должна быть в определенном отношении. Например, чтобы высоты звуков, издаваемых двумя струнами, различались на октаву, нужно, чтобы их длины относились как 1:2. Подобным же образом квинте соответствует отношение 2:3, кварте – отношение 3:4 и т.д.

ГрецияУчение об отношениях, о дробях и связывалось у греков с музыкой. Кроме арифметики и геометрии, в греческую

Слайд 10Русь
На Руси дроби называли долями,
позднее «ломанными числами»
Например,


- эти дроби назывались родовые
или основными.














Половина, полтина –

Четь –
Десятина –
Полчеть –

Полполчеть –

Пятина –
Треть –
Полполтреть –
Полтреть –


Осьмушка -

РусьНа Руси дроби называли долями, позднее «ломанными числами» Например,     - эти дроби назывались

Слайд 11Из истории обозначения дробей
Современную систему записи
дробей с

числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу и не писали дробной черты.
Записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.

В Древнем Китае пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки.
Дробь вида 2,135436 выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок. Так записывались дроби на протяжении двух веков, а в V веке китайский ученый Цзю-Чун-Чжи принял за единицу не чи, а чжан = 10 чи, тогда эта дробь выглядела так: 2 чжана, 1 чи, 3 цуня, 5 долей, 4 порядковых, 3 шерстинки, 6 тончайших, 0 паутинок.

Из истории обозначения дробейСовременную систему записи   дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только

Слайд 12В XV веке, в Узбекистане математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал

–Каши записал дробь в одну строчку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Он пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.
В 1585г. С.Стивенс стал писать цифры дробного числа в одну строчку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например: 12,761 записывалось так: 12076112. Именно Стивнса считают изобретателем десятичных дробей.
Запятая в записи дробей впервые встречается в 1592г., а в 1617г. Шотландский математик Дж.Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой.
Современную запись, т.е. отделение целой части от запятой, предложил Кеплер.
В странах, говорящих на английском языке (Англия, Канада и т.д.), и сейчас вместо запятой пишут, точку. Например: 2.3 и читают: два точка три.
В XV веке, в Узбекистане математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал –Каши записал дробь в одну строчку

Слайд 13Старинные задачи с дробями
В произведении знаменитого римского поэта

I века до н. э. Горация так описана беседа учителях учеником в одной из римских школ этой эпохи:
Учитель. Пусть скажет сын Альбина, сколько останется, если от пяти унций отнять одну унцию?
Ученик. Одна треть.
Учитель. Правильно. Ты сумеешь беречь свое имущество.
Решение:
4 унции 4 унции 4 унции




Ответ: 1/3



Старинные задачи с дробями   В произведении знаменитого римского поэта I века до н. э. Горация

Слайд 14 Задача из "Арифметики" известного среднеазиатского математика Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (IX век

н. э.)


"Найти число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10".

четверть треть число 10
 
Решение:






Ответ: 24









Задача из

Слайд 15 Задача из "Папируса Ахмеса" (Египет, 1850 г. до н. э.)

"Приходит

пастух с 70 быками. Его спрашивают:
- Сколько приводишь ты своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
- Я привожу две трети от трети скота. Сочти!"
?


70 быков

Решение:
1) 70:2·3=105 голов - это 1/3 от скота
2) 105·3=315 голов скота

Ответ: 315 голов скота



Задача из

Слайд 16 Староиндийская задача математика Сриддхары (XI век н.э.)
Есть кадамба цветок,
На один лепесток
Пчелок

пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи
И тех пчел на кутай посади,
Только две не нашли
Себе место нигде,
Все летали то взад, то вперед и везде
Ароматом цветов наслаждались.
Назови теперь мне,
Подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?
Староиндийская задача математика  Сриддхары (XI век н.э.) Есть кадамба цветок,На один лепестокПчелок пятая часть опустилась.

Слайд 17



Решение:
пятая часть

третья часть


кадамба сименга кутай

















Ответ: 30 пчел











Решение:        пятая часть  третья часть

Слайд 18Задача армянского ученого Анания Ширакаци (VII век н.э.)
"Один

купец прошел через 3 города, и взыскивали с него в первом городе пошлины половину, и треть имущества, и во втором городе половину и треть (с того, что осталось), и в третьем городе половину и треть (с того, что осталось). Когда он прибыл домой, у него осталось 11 денежков (денежных единиц). Итак, узнай, сколько всего денежков было вначале у купца?"























Ответ: 2376 денежков

Задача армянского ученого  Анания Ширакаци (VII век н.э.)

Слайд 19Литература
Виленкин Н.Я. Из истории дробей. /Квант, №5, 1987.
Математика 4 класс. Часть1./Л.Г.Петерсон.

– М., Ювента, 2004.
Фридман Л.М. Изучаем математику. – М., 2001.

ЛитератураВиленкин Н.Я. Из истории дробей. /Квант, №5, 1987.Математика 4 класс. Часть1./Л.Г.Петерсон. – М., Ювента, 2004. Фридман Л.М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть