Презентация, доклад по математике для освоения основ геометрии.

Содержание

Задача 1. Ремонт водителям не помехаНа участке дороги идет ремонт.Водителям приходится объезжать этот участок по запасному пути,отмеченному на плане пунктиром. На сколько километров увеличивает путь этот объезд? Варианты ответов:A) 3 км; B) 5 км;

Слайд 1Простейшая геометрия
1. Ремонт водителям не помеха.
2. Поразмыслим над бумажным кубиком.
3.

Где домик Пятачка?

4. Размышляем над кубиком.

5. Фигурки из двух одинаковых деталей.

6. Какие карточки одинаковые?

7. Девять палочек.

8. Переложите спички.

9. Пространственное мышление.

10. Две окружности и отрезок.

11. Всадник выбирает дорогу.

12. Где построить дом?

13. Одинаковые части

Подборку задач выполнила учитель математики Руднева Н.В.

Простейшая геометрия 1. Ремонт водителям не помеха.2. Поразмыслим над бумажным кубиком.3. Где домик Пятачка?4. Размышляем над кубиком.5.

Слайд 2Задача 1. Ремонт водителям не помеха
На участке дороги идет ремонт.


Водителям приходится

объезжать этот участок по запасному пути,
отмеченному на плане пунктиром.

На сколько километров увеличивает путь этот объезд?

Варианты ответов:
A) 3 км;
B) 5 км;
C) 6 км;
D) 10 км;
E) Невозможно определить

С

Задача 1.  Ремонт водителям не помехаНа участке дороги идет ремонт.Водителям приходится объезжать этот участок по запасному

Слайд 3Решение
Как видно из плана участка дороги, запасный путь отличается от
прямого на:

3 км + 3 км = 6 км.

Ответ - (С).
РешениеКак видно из плана участка дороги, запасный путь отличается отпрямого на: 3 км + 3 км =

Слайд 4Задача 2. Поразмыслим над бумажным кубиком

На каждой грани бумажного кубика написана цифра
1, 2 или 3, причем цифры на противоположных гранях
- одинаковые.








Какая из фигурок может получиться. если этот кубик
разрезать по некоторым ребрам и развернуть?

Е

Задача 2.  Поразмыслим над бумажным кубиком

Слайд 5Решение






По разверткам (A), (B), (C) видно, что грани с цифрами 1

и 2 являются
противоположными, а это недопустимо по условию задачи.

По развертке (D) видно, что грани с цифрами 1 и 3 - противоположны, то
есть этот вариант тоже не подходит.

Вариант (E) - подходит, так как все противоположные грани помечены
одинаковыми цифрами.


Верен ответ - (Е).
РешениеПо разверткам (A), (B), (C) видно, что грани с цифрами 1 и 2 являютсяпротивоположными, а это недопустимо

Слайд 6Задача 3. Где домик Пятачка?




Домик Кролика нарисован 4 раза, а домик Пятачка только
один раз.

Где домик Пятачка?

В

Задача 3.  Где домик Пятачка?

Слайд 7Решение
Подберем Кролику 4 домика из тех пяти домиков, которые изображены на
рисунке.




Предположим, что кролик живет в домике (Е). Тогда домик (D) - тот же
домик, но повернут так, что видна левая стенка.

А домик (С), - это домик (Е), если смотреть на него со стороны входа.
Домик (В) - не домик Кролика, так как правая его стена имеет одно окно, а
правая стена от входа домика Кролика ( смотрим на домик (D) ) имеет два
окошка.

А вот домик (А) - домик Кролика: это домик (D), если смотреть на него со
стороны входа.

Итак, у Кролика четыре домика: (А), (С),(D) и (Е), а (В) - домик Пятачка.


Правильный ответ - (В).
РешениеПодберем Кролику 4 домика из тех пяти домиков, которые изображены нарисунке. Предположим, что кролик живет в домике

Слайд 8Задача 4. Размышляем над кубиком

От кубика, склеенного из бумаги, отрезали уголок.




Этот кубик разрезали по некоторым ребрам, развернули и
получили одну из фигурок A - E.





Какую?

Е

Задача 4.  Размышляем над кубиком

Слайд 9Решение




Посмотрим на рисунок кубика.

Неповрежденными остались три невидимые на рисунке грани кубика.

Эти

грани образуют фигуру, развертка которой - справа.

Только фигура (Е) содержит такую развертку.


Правильный ответ - (Е).
РешениеПосмотрим на рисунок кубика.Неповрежденными остались три невидимые на рисунке грани кубика.Эти грани образуют фигуру, развертка которой -

Слайд 10 Задача 5. Фигурка из двух одинаковых деталей


Какую из фигурок A -

E нельзя составить из двух одинаковых деталей,
изображенных справа?


Детали нельзя переворачивать тыльной стороной вверх.

D

Задача 5.  Фигурка из двух одинаковых деталей Какую из фигурок A - E нельзя составить

Слайд 11Решение





Все фигуры (кроме (D)) складываются из двух заготовок путем поворота
одной из

них на 180 градусов.

Фигуру (D) нельзя составить из заготовок.

Верен ответ (D).
РешениеВсе фигуры (кроме (D)) складываются из двух заготовок путем поворотаодной из них на 180 градусов. Фигуру (D)

Слайд 12Задача 6. Какие карточки одинаковые?






Среди этих пяти карточек есть три одинаковых.

Какие?



Варианты ответов:
A) 1, 2 и 3; B) 2, 3 и 5; C) 1, 3 и 4;
D) 2, 4 и 5; E) 3, 4 и 5 ;

Е

Задача 6.  Какие карточки одинаковые?Среди этих пяти карточек есть три одинаковых.Какие?

Слайд 13Решение






Из первой карточки получается только карточка №2 (поворотом на 180
градусов), а

все остальные не получаются никаким поворотом.

А вот оставшиеся 3 карточки - одинаковы (3,4,5).

Действительно, четвертая карточка получается из третьей поворотом
влево на 90 градусов, а пятая - из третьей поворотом вправо на 90
градусов.


Итого ответ - (Е).
РешениеИз первой карточки получается только карточка №2 (поворотом на 180градусов), а все остальные не получаются никаким поворотом.А

Слайд 147. Девять палочек.
Имеется девять палочек различной длины от 1 см до

9 см. Квадраты с какими сторонами и сколькими способами можно составить из этих палочек?

(Не обязательно использовать все палочки,
способы составления одного квадрата считаются разными, если использованы разные палочки).

7. Девять палочек.Имеется девять палочек различной длины от 1 см до 9 см. Квадраты с какими сторонами

Слайд 15Решение
Сумма длин всех палочек равна 45 см, поэтому из них нельзя

составить квадрат со стороной более 11 см. Можно заметить, что для его составления потребуется не менее 7 палочек.
Отрезки длиной 7 см, 8 см, 9 см, 10 см и 11 см можно составить следующим и способами:

2+9
3 5
+ +
6

4+7


Ответ: всего 4+5=9 квадратов.

Таким образом, из данного набора палочек можно сложить одним способом квадраты со сторонами 7,8,10,11см
и пятью способами квадрат со стороной 9 см.

7=1+6=2+5=3+4 и 7;

8=1+7=2+6=3+5 и 8;

9=1+8=2+7=3+6=4+5 и 9;

(10)1+9=2+8=3+7=4+6;

(11)2+9=3+8=4+7=5+6.

РешениеСумма длин всех палочек равна 45 см, поэтому из них нельзя составить квадрат со стороной более 11

Слайд 168. Переложите спички.
Из 12 спичек составлен квадрат.
Уберите 2 спички так,

чтобы осталось всего два квадрата. Остальные спички не трогайте.

Из спичек сложена фигура.







Требуется убрать 3 спички и переложить 2 спички так, чтобы осталось пять равных треугольников.

8. Переложите спички.Из 12 спичек составлен квадрат. Уберите 2 спички так, чтобы осталось всего два квадрата. Остальные

Слайд 179. Пространственное мышление.
Какие из фигур являются развёртками прямоугольного параллелепипеда?
Чему равен угол

между двумя пунктирными прямыми, проведёнными на поверхности куба?


Решение:
Если соединить концы пунктирных
линий, то получится равносторонний
треугольник. Следовательно,
искомый угол равен 60.

Ответ: 1 и 2.

9. Пространственное мышление.Какие из фигур являются развёртками прямоугольного параллелепипеда?Чему равен угол между двумя пунктирными прямыми, проведёнными на

Слайд 1810. Две окружности и отрезок.
Указание:
Воспользуйтесь параллельным переносом.
Искомый отрезок

МР можно получить, осуществив параллельный перенос окружности с центром О на отрезок АВ в направлении от А к В.
Проанализируйте количество решений и способы их получения и выясните, от чего это зависит.


Даны две окружности и отрезок АВ.
Как построить отрезок, равный и параллельный отрезку АВ, концы которого лежат на данных окружностях?

10. Две окружности и отрезок.Указание:Воспользуйтесь параллельным переносом.   Искомый отрезок МР можно получить, осуществив параллельный перенос

Слайд 19Две окружности и отрезок. Алгоритм:
О
Строим отрезок ОО2, равный и
параллельный АВ

от точки О.
2. Строим окружность большего
радиуса с центром в т.О2.
3. При пересечении малой и
большой окружности получим две
точки. От любой из них откладываем
отрезок, равный АВ. Два решения.
4. Те же действия от В к А. Два решения.



Анализ:
Если одна окружность может быть
получена из другой параллельным
переносом на АВ от А к В или от В к А,
то задача имеет множество решений.
2. В остальных случаях- не более
четырёх решений.


О2





О3

Две окружности и отрезок. Алгоритм: ОСтроим отрезок ОО2, равный и параллельный АВ от точки О.2. Строим окружность

Слайд 2011. Всадник выбирает дорогу.
Дорога СА пересекает реку СВ под острым углом.

Всадник из пункта М (М - внутри угла АСВ) должен по возможности скорее добраться до дороги СА, чтобы с попутной машиной передать письмо, но при этом сначала ему нужно напоить коня в реке СВ.
Как он должен ехать?

А

С

В

М


11. Всадник выбирает дорогу.Дорога СА пересекает реку СВ под острым углом. Всадник из пункта М (М -

Слайд 21Всадник выбирает дорогу.
Построим точку, симметричную точке М относительно СВ. МК=КР, МР

перпендикулярна СВ.
Затем проведём РН перпендикулярно СА. Пересечение НР и СВ даёт точку Д.
Искомый путь МДН.


М

С

А

В

К

Н

Путь МДН будет кратчайшим.
Действительно, для любой точки Х,
взятой на луче СВ, имеем: длина
ломаной МХУ равна длине ломаной РХУ,
но длина ломаной РХУ больше длины
отрезка НР, т.к. НД=УЕ, а РД меньше ЕР.

У

Х

Построение:

Доказательство:

Д

Всадник выбирает дорогу.Построим точку, симметричную точке М относительно СВ. МК=КР, МР перпендикулярна СВ.Затем проведём РН перпендикулярно СА.

Слайд 2212. Где построить дом?
Посреди большого треугольного участка земли некто решил построить

дом и проложить от него к границам участка три прямые дорожки.
Участок имеет форму равностороннего треугольника.
Каждая дорожка ведёт от дома к какой-то из сторон участка и перпендикулярна к этой стороне.
Где следует расположить дом, чтобы сумма длин всех трёх дорожек была минимальной?





12. Где построить дом?Посреди большого треугольного участка земли некто решил построить дом и проложить от него к

Слайд 23Где построить дом?
h
Дом можно расположить в любом месте участка, т.к. сумма

длин трёх дорожек
постоянна и равна высоте треугольника.

а

Докажем это.

Соединим точку А с вершинами треугольника.

Площадь каждого из полученных
треугольников равна
½*АВ*а; ½ *АС*а; ½ *АР*а.

Площадь данного треугольника ½ а*h.

Получаем следующее равенство:
½ АВ*а+ ½ АС*а+ ½ АР*а= ½ а*h;

½ (АВ+АС+АР)*а = ½ а*h;

Отсюда получаем, что АВ+АС+АР=h.


Возьмём внутри треугольника произвольную точку А
и проведём через неё перпендикуляры к сторонам
треугольника АВ, АС и АР.

Где построить дом?hДом можно расположить в любом месте участка, т.к. сумма длин трёх дорожекпостоянна и равна высоте

Слайд 2413. Одинаковые части.
Если квадрат
разделить на 4 одинаковых квадрата
и четвёртую

часть отрезать,
то можно ли оставшуюся часть
разбить на 4 одинаковые по величине и форме фигуры?

Ответ: можно.

? Что является объединением множества
равносторонних треугольников и множества равнобедренных?

? Найдите пересечение этих множеств.

! Объединением данных множеств является множество равнобедренных
треугольников.

! Пересечением данных множеств
является множество равносторонних треугольников, т.к. множество
равносторонних тр-ков является подмн-вом мн-ва равнобедренных тр-ков.

13. Одинаковые части.Если квадрат разделить на 4 одинаковых квадрата и четвёртую часть отрезать,то можно ли оставшуюся часть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть