Слайд 1«Числа-великаны»
Проектно- исследовательская работа
6 класс
Руководитель: учитель математики
Лазарева Людмила Леонидовна
МБОУ «Орловская СОШ»
Слайд 2Цель проекта:
Знакомство с названием чисел - великанов, умение их читать,
выяснить, какое существует самое большое число, которое имеет собственное название.
?
Слайд 3Задачи проекта:
Узнать об истории возник-новения чисел, различных систем счисления.
2. Изучить необходимый
тео-ретический материал о числах великанах.
3. Уточнить название классов для дальнейшего чтения чисел- великанов.
4. Уметь применять эти числа при решении задач и в дру-гих предметных областях.
Слайд 4Актуальность: расширить свой кругозор в употреблении чтения многозначных чисел- великанов в
области астрономии, химии, физики.
Объект исследования: удивительный мир чисел
Предмет исследования: числа – великаны
Гипотеза: Если узнаем историю возникновения чисел, системы счисления и название классов, тогда легко будем читать и писать большие числа. Сможем избежать трудностей при чтении и решении задач, сталкиваясь на практике с числами- великанами
Слайд 5Введение …………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Появление названия чисел……………………………..….…… 5
Глава 2. Нумерация чисел……………………………………………….….….6
Глава
3. Название классов………………………………………….………….8
Глава 4. Применение чисел – великанов в жизни…………………14
Глава 5. Практическая часть.
Задачи, с применением чисел великанов………………….……………15
Заключение …………………………………….……………………………....… 16
Литература…………………..………….…………………………………..……… 17
Приложение
Рассказы-задачи…………….…………………………….……………………….18
Из каких разделов состоит мой проект?
Слайд 6ВВЕДЕНИЕ
Две стихии господствуют в математике – числа и фигуры
с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. Само возникновение понятия числа - одно из гениальнейших проявлений человеческого разума. Действительно, числами не только что-то измеряют, ими сравнивают, вычисляют, даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы.
Открытия в науке о числах делали Пифагор, Архимед, немецкий ученый Карл Гаусс, французские математики Алексис Клеро, Эверист Галуа, Шюке и др.
Слайд 7Появление названия чисел
Ученые считают, что сначала название получили только числа один
и два. А все, что шло после двух, называлось «много». С развитием земледелия, скотоводства, охоты, понадобилось называть и другие числа, большие «много». Появилась необходимость называть не только единицы, а десятки и сотни. В русском языке число, следующее за числом десять, получило название «один - на – десять», затем шло число «два - на - десять». Постепенно эти названия чисел были сокращены, человек стал говорить одиннадцать, двенадцать. А когда дошли до числа девятнадцать, пришлось задуматься, как назвать следующее число.
На помощь призвали умножение. Следующее число за девятнадцатью назвали двадцать, т.е. два десятка. Так появилось и число тридцать. Число сорок долгое время называли четыредцать».
Только 700 лет назад появилось название «сорок».
Появляются по- новому устроенные слова: «пятьдесят», «шестьдесят» и так до слова «восемьдесят».
Следовало бы ожидать, что девять десятков получат имя «девятьдесят». Такое название нашим предкам было неудобным. Вместо него был введен термин «десяносто», т.е. «десять до ста». В дальнейшем звук «с» был заменен на «в», и число получило наименование «девяносто».
Подобное произошло и с названием сотен. Мы говорим: «сто», «двести»,«триста», «четыреста», а потом идут иные названия: «пятьсот», «шестьсот» и т.д.
Слайд 8Нумерация чисел
Существовали различные методы обозначения чисел, придуманные
египтянами и вавилонянами, греками и римлянами. В египетской числовой системе ключевые числа 1, 10. 100 изображались специальными значками - иероглифами. Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы:
Римским цифрам около 2,5 тыс. лет. Как читать римские цифры? Правило записи римских чисел гласит: «Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из
большей».
Слайд 10Недостаток этих методов:
- по мере увеличения числа, нужны были
все новые и новые знаки.
Один из первых, кто научился называть громадные числа, был древнегреческий математик Архимед. Названия были, но обозначать он их не мог. Архимед один из гениальнейших математиков не додумался до нуля.
Впервые нуль был придуман вавилонянами примерно 2 тысячи лет назад.
Однако, открытие писать нули в конце числа, было сделано в Индии полторы тысячи лет назад.
Нуль был присоединен к девяти цифрам, и появилась возможность обозначать этими десятью цифрами любое число, как бы велико оно ни было.
Слайд 11Название классов
В XIV веке новой эры венецианский купец Марко Поло
совершил путешествие до Китая. Здесь он прожил много лет. По возвращению в Венецию в рассказах Марка Поло повторялось слово «миллионе» - большая тысяча. Так он назвал тысячу тысяч.
Французский математик Шюке по созвучию с миллионом обозначил миллион миллионов словом «биллион».
Слайд 12Американская система наименования чисел – короткая шкала
Латинское порядковое числительное + суффикс
-иллион
Исключение: МИЛЛИОН –
«тысяча тысяч»
(«mille» - тысяча)
3x+3, x – латинское числительное
1 000 000 000 - Биллион («миллиард»)
1 000 000 000 000 – триллион
1 000 000 000 000 000 – квадриллион
1 000 000 000 000 000 000 - квинтиллион
Слайд 13Английская система наименования чисел – длинная шкала
6x+3, x – лат. числ.
6x+6, x – лат. числ.
Названия чисел в этой системе строятся так:
К латинскому числительному добавляют суффикс –иллион;
Следующее число (в 1000 раз большее) строится по принципу — то же самое латинское числительное, но суффикс -иллиард.
1 000 000 – миллион
1 000 000 000 - миллиард
1 000 000 000 000 – биллион
1 000 000 000 000 000 – биллиард
1 000 000 000 000 000 000 –триллион
1 000 000 000 000 000 000 000 – триллиард
для чисел, оканчивающихся на –иллион.
для чисел, оканчивающихся на –иллиард
Слайд 14Самое большое число, имеющее собственное название в американской системе наименования чисел:
Вигинтиллион
- 1063
(от лат. viginti — двадцать)
Центиллион - 10303
(от лат. centum — сто)
МИЛЛЕИЛЛИОН - 103003
(от лат. mille — тысяча)
Американская система наименования чисел – короткая шкала
Слайд 15
Вигинтиллион – 10120
Вигинтиллиард — 10123
Центиллион - 10600
Центиллиард — 10603
МИЛЛЕИЛЛИАРД - 106003
Миллеиллион–
106000
Самое большое число, имеющее собственное название в английской системе наименования чисел:
Английская система наименования чисел – длинная шкала
Слайд 16Английская система наименования чисел в настоящее время продолжает использоваться в большинстве
стран мира.
В США, Великобритании, Канаде, Ирландии, Австралии, Бразилии и Пуэрто-Рико. В России, Дании, Турции и Болгарии также используется короткая шкала, за исключением того, что число называется не «биллион», а «миллиард».
В 1970-х годах Великобритания официально перешла на «американскую систему», что привело к тому, что называть одну систему американской, а другую английской стало как-то странно. В результате, сейчас американскую систему обычно называют «короткой шкалой», а английскую систему — «длинной шкалой».
Слайд 17Внесистемные числа:
G63=3↑↑..↑↑3, число стрелок сверхстепени
равно G62
Слайд 18 В итоге, было выяснено, что число Грэма является самым большим
известным в мире числом и занесено даже в «Книгу рекордов Гинесса».
Слайд 19 При исследовании проблемы в МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского муниципального
района РТ» среди учащихся 4-7 классов было проведено анкетирование. Были представлены следующие вопросы:
- Какое число самое большое?
- Запишите число миллион, миллиард?
- Как называется число с 12 нулями?
- Существуют ли числа более чем с 12 нулями?
- Что больше биллион или миллиард?
Слайд 21Применение чисел - великанов в жизни
Часто можно встретиться с числовыми
великанами. Они присутствуют всюду вокруг и даже внутри нас самих - надо лишь уметь рассмотреть их.
Небо над головой, песок под ногами, воздух вокруг нас, кровь в нашем теле - все скрывает в себе невидимых великанов из мира чисел.
Хорошо известно, что зайдет ли речь о числе звезд вселенной, об их расстояниях от нас и между собою, об их размерах, весе, возрасте - во всех случаях мы неизменно встречаемся с числами, подавляющими воображение своей огромностью. Недаром выражение «астрономическое число» сделалось крылатым.
509 000 000кв. км- поверхность земного шара
149 500 000 км- расстояние от земли до солнца
6 000 000 000 000 000 000 000т - масса земного шара
Каждый кубический сантиметр окружающего нас воздуха (это примерно портновский наперсток) заключает в себе 27 квинтиллионов молекул, в крошечной капли крови плавает пять миллионов мелких телец красного цвета.
Слайд 22Заключение
Проделанная исследовательская работа помогла узнать, как зародилась наука о числах, как
она развивалось, какие трудности встречались на ее пути и какие ученые занимались изучением чисел и их свойств.
Узнав историю возникновения чисел, систем счисления, название классов, расширила свой кругозор в области математики, а именно по вопросу числа- великаны.
Была удивлена, что числа великаны и названия их появились давно. Оказывается, они окружают нас повсюду. Подробно изучив классы, могу называть и записывать числа- великаны, использовать знания при решении задач.
Через практическую деятельность – вычисления, сравнения попыталась представить, насколько эти числа огромны. Полученные знания помогут в дальнейшем в изучении предметов физика, химия, астрономия.
Планирую продолжить изучение чисел их свойств. Зная, что существуют числа- великаны, хочется иметь представление о числах- карликах.
Гипотеза «Если узнаем историю возникновения чисел, системы счисления и название классов, тогда легко будем читать и писать большие числа. Сможем избежать трудностей при чтении, сталкиваясь на практике с числами- великанами» нашла свое утверждение.