Слайд 1Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам
Тема проекта:
«Финансовое мошенничество в жизни современного человека»
Авторы:
Постникова Елена Анатольевна, учитель истории, обществознания ГБОУ СОШ № 404
Лугвина Наталья Анатольевна, учитель математики, искусства ГБОУ школы № 467
Аханова Алла Николаевна, учитель истории, обществознания ГБОУ школы № 476 Колпинского района Санкт - Петербурга
Слайд 2Актуальность темы
Низкая финансовая грамотность потребителей финансовых услуг
Большое количество кредитов и проблемы
с выплатами
Большое количество махинаций
Необходимость целенаправленного информирования общества
Слайд 3Планируемые результаты
Личностные:
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с
финансовыми институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов
Предметные:
владение основными понятиями, инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
Метапредметные:
владение информацией о финансовых мошенниках и способах их распознавания;
владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в условиях потенциального риска мошенничества
Слайд 4Главный планируемый результат
Адекватные модели поведения в сфере личных финансов
Закрепление финансовых
компетенций
Умение критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков, делать осознанный выбор
Формирование финансового мышления
Анализ и интерпретация информации о финансовых рисках и финансовом мошенничестве
Слайд 5Как получить новый образовательный результат?
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
вместе
выявляют проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный поиск;
результаты поиска обсуждаются
НАДО УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ !
Слайд 7Как получить новый образовательный результат?
НАДО УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ !
Позиция
учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях.
Слайд 8Задача
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой
деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный поиск;
результаты поиска обсуждаются
Слайд 9Целевая аудитория:
обучающиеся основной и старшей школы
Предлагаемый материал можно использовать на
уроках истории, обществознания, математики и других.
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный поиск;
результаты поиска обсуждаются
Слайд 10Методы и приёмы, которые можно использовать во внеурочной и урочной деятельности
1.
Игры
2. Квесты
3. Проекты
4. Конференции
5. Тесты
6. Задания
7. Креативные ассоциации
Слайд 11
Развитие критического мышления.
Повышение информированности о мошенничестве.
Рассмотреть некоторые виды мошенничества.
Познакомиться с методами
защиты от мошенников.
Цели и задачи
Слайд 12Три популярные схемы мошенничества 2018 г.
«Слепое доверие открывает глаза обманам»
(С. Сухоруков)
Слайд 13Потерпевшими по делам о мошенничестве в
76.53% случаев были мужчины, в
33.47% женщины.
Род занятий жертв мошенников
Слайд 15Мошенничество
Мошенничество, совершаемое должностным лицом по отношению к государству, называется коррупция.
На уголовном
жаргоне, мошенничество называется кидалово, развод или фармазонство, а мошенник — кидала или фармазон.
На языке психологов – манипуляция.
Слайд 16Сунь Бинь,
IV в. до н.э. древнекитайское царство Ци
“Сначала будь
как невинная девушка - и противник откроет свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц - и противник не успеет принять мер к защите”
заманивай его выгодой;
если он силен, уклоняйся от него;
если его силы свежи, утоми его;
нападай на него, когда он не готов;
выступай, когда он не ожидает…
Слайд 17«Легко подстрелить птицу, летящую по прямой; труднее – ту, что кружит»
«К каждому подбирать отмычку. У каждого своя страстишка - они разные, ибо различны природные склонности. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку - победа над своевольной натурой тогда обеспечена».
Бальтасар Грасиан,
1742 г. член иезуитского ордена
Слайд 18Личность мошенника
• общительность;
• наблюдательность;
•
решительность;
• способность разбираться в
людях;
• внимательность;
• ясность, критичность ума;
• изобретательность;
• креативность;
• актерские способности;
• развитое воображение.
лживость;
коварство;
хитрость;
равнодушие;
жестокость;
цинизм;
наглость;
унижение себе подобных;
склонность к противоправной деятельности;
опыт совершения правонарушений.
Слайд 19Личность потерпевшего
жадность;
гордыня;
излишняя уверенность;
неуверенность в себе;
эгоизм;
амбициозность;
лень;
юношеская беспечность;
нерешительность.
сочувствие;
любовь к приключениям;
самоуважение;
любопытство;
любознательность;
наивность;
чрезмерная
доверчивость;
доброта;
болезненность;
усталость.
1. Дать в долг по расписке
Слайд 21Правила безопасности
1. Ни в коем случае нельзя давать деньги под расписку
без залога имущества, либо без конкретного понимания с вашей стороны, каким образом вы эти деньги будете забирать.
2. Если вы вместе с юристом составите договор займа и пропишете в нём залог имущества, которое хотя бы на 30% выше по рыночной стоимости, чем та сумма денег, которую вы предоставляете в качестве займа, то появится шанс вернуть эти деньги путём продажи имущества. Лучший вариант — залог недвижимости, где никто не прописан, особенно несовершеннолетние дети. И желательно, чтобы жильё было получено не путем приватизации. С автомобилями сложнее: желательно получить адвокатский запрос в МРЭО на предоставление информации, был ли автомобиль в залоге и не заложен ли он сейчас. И еще один очень важный момент. Категорически не рекомендуется выдавать займ наличными в валюте. Даже если текст расписки будет составлен юридически правильно, вернуть переданные денежные средства будет невозможно, поскольку по закону все операции с валютными средствами должны происходить только через банковский счёт.
Слайд 23 Правила безопасности
Проверяйте поставщика. Одним словом,
проверять каждого контрагента необходимо досконально. Если вы хотите отправить солидную сумму поставщику, с которым ранее никогда не работали, то стоит проверить его обороты, заказать выписку, чтобы убедиться, что компания работает более трёх лет, а руководители не номинальные. Лучше всего, конечно, съездить на производство и убедиться во всём на месте.
Наши арбитражные суды завалены исковыми заявлениями, которые в итоге приведут к взысканию денег с компании. Вы получите такое решение суда, но возбуждение уголовного дела, как и в случае с расписками, практически всегда малоэффективно.
Слайд 243. Классическая схема: презентация — деньги — где товар?
Слайд 25Правила безопасности
От таких неприятностей можно застраховаться, чтобы в подобных
случаях попытаться вернуть деньги по страховке. Но страховые компании у нас тоже не спешат выплачивать деньги.
Здесь рекомендация одна: читать договоры и продумывать наперед все возможные схемы, при которых вас могут обмануть!
Слайд 26Логическая задача
В городок приехал богатый
турист.
Оставив в залог 100$ хозяину гостиницы, он поднялся посмотреть комнаты
отеля. Хозяин гостиницы, не медля ни минуты, берёт купюру и бежит с ней
к мяснику отдать долг.
Мясник, с купюрой в руках, бежит к фермеру и отдаёт ему долг за
говядину. Фермер отдает долг владельцу автомастерской.
Владелец мастерской направляется в местный магазин и отдаёт долг за
продукты.
Хозяин магазина бегом к массажистке, которая из-за
кризиса проводила сеансы массажа в долг. Массажистка сразу бежит к хозяину гостиницы и отдаёт ему долг за комнаты, которые она снимала для
массажа.
В этот момент обратно спускается турист и говорит, что не нашёл
подходящей комнаты, забирает залог и уезжает.
Никто ничего не получил, но весь городок теперь живёт без долгов и с
оптимизмом смотрит в будущее...
? На самом ли деле, все так и осталось, ни лучше, ни хуже? Или это пример мошеннической схемы? Свой ответ обоснуйте.
Слайд 27Общие советы
Повышай информированность о действиях мошенников.
Знай свои слабости.
Будь интерактивен.
Относись критически к просьбам материального порядка, исходящим от незнакомых людей.
Не теряйся и проси предъявить документы, удостоверяющие личность и служебное либо общественное положение, а также телефон представляемой организации. Ищи независимого подтверждения информации.
Просчитывай последствия своего решения и действия.
Будь внимателен, ставь под вопрос, исследуй, думай, делай вывод, оценивай.
Слайд 28
В соревновании «мошенник — гражданин» обычно побеждает та сторона, у которой
выше интеллект, информированность и уровень рефлексии!
Слайд 29Образование – это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях
Д. Хиббен