Презентация, доклад по дефектологии: Коррекционная работа по профилактике и устранению дискалькулии у детей.

Содержание

Дискалькулиякак следствие несформированности высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-пространственного и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.

Слайд 1 Коррекционная работа по профилактике и устранению дискалькулии у детей.
Учитель-дефектолог
Короткова М.Ю.

Коррекционная работа по профилактике и устранению дискалькулии у детей.Учитель-дефектологКороткова М.Ю.

Слайд 2Дискалькулия
как следствие несформированности высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-пространственного

и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.
Дискалькулиякак следствие несформированности высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-пространственного и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.

Слайд 3Математическое развитие дошкольников
позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят

в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие дошкольников позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и

Слайд 4Математические способности
сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество

ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности.

Математическое мышление

умение построения модели изучаемого объекта, процесса, отношения на математическом языке.

Математические способности сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и

Слайд 5Симптоматика дискалькулии
Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в

процессе усвоения математических знаний, умений и навыков:
недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа;
несформированность количественных отношений чисел;
автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;
трудности установления отношения числа к его соседям;
затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел;
недостаточное овладение математическим словарем;
неправильное называние чисел;
неточное представление о графической структуре цифр;
элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, «ручной» способ выполнения);
незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;
преимущественно конкретный характер мыслительных операций.

Симптоматика дискалькулии  Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в процессе усвоения математических знаний, умений

Слайд 6Диагностика особенностей математического развития:

Исследование общих принципов счета.
Оценка знаний

о цифрах.
Исследование умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств.
Исследование прямого, обратного и порядкового счета.
Оценка знаний о количественном составе числа.
Исследование умения соотносить множества на основе счетной деятельности.
Диагностика способности к обобщению математического материала.
Диагностика способности к свертыванию математических рассуждений.
Выявление знаний о времени.
Выявление умения ориентироваться в пространстве.

Диагностика особенностей математического развития: Исследование общих принципов счета. Оценка знаний о цифрах. Исследование умения соотносить количество предметов

Слайд 7Исследование нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса (методика Кооса (кубики)).
Исследование

особенностей мыслительной деятельности детей.
Исследование зрительной рецепции (понимании увиденного и воспроизведение)
Исследование особенностей памяти. Методика «Заучивание 10 слов». Методики исследования опосредованного запоминания (варианты А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова).
Исследование особенностей развития речи.
Исследование особенностей экспрессивной речи.
Исследование состояния импрессивной речи.
Диагностика различных особенностей мышления: уровня развития мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение), разных видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).






Исследование нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса (методика Кооса (кубики)). Исследование особенностей мыслительной деятельности детей. Исследование зрительной

Слайд 8Профилактика и коррекция дискалькулии
Вербальная дискалькулия:
формирование математических представлений и закрепление этих представлений

в речи;
формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия;
формирование умение пользоваться математической терминологией;
формирование пространственного восприятия;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие лексического строя речи;
развитие слухового восприятия;
формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.
Профилактика и коррекция дискалькулииВербальная дискалькулия:формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи;формирование понимания слов (математических терминов),

Слайд 9 Практогностическая дискалькулия:
формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении;
формирование

счетных навыков;
формирование словесного обозначения системы счисления, т.е. понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное);
развитие понимания последовательности счета;
называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев;
развитие зрительно-пространственного восприятия;
развитие моторики и зрительно-двигательной координации;
развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.
Практогностическая дискалькулия:формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении;формирование счетных навыков;формирование словесного обозначения системы счисления,

Слайд 10 Дислексическая дискалькулия:
формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур;
формирование понимания математических

знаков и отражение понимания в речевой деятельности;
развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие аналитико-синтетической деятельности;
формирование умения пользоваться символикой;
понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.
Дислексическая дискалькулия:формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур;формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой

Слайд 11Графическая дискалькулия:
развитие ручной моторики;
ориентировка в пространстве и на плоскости;
развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
формирование

представлений об образе предмета и его символического изображения;
развитие зрительного восприятия, понимания математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
формирование аналитико-синтетической деятельности;
формирование умения пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой памяти.
Графическая дискалькулия:развитие ручной моторики;ориентировка в пространстве и на плоскости;развитие слухо-зрительно-двигательной координации;формирование представлений об образе предмета и его

Слайд 12 Операциональная дискалькулия:
формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;
понимание

математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
развитие слухового и зрительного восприятия, умения пользоваться символикой;
развитие аналитико-синтетической деятельности;
развитие лексико-грамматического строя речи;
развитие зрительной и слуховой памяти.
Операциональная дискалькулия:формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному

Слайд 13 Решающее значение в коррекции дискалькулии играет проведение специального комплекса

педагогических, в том числе дефектологических занятий, медикаментозной терапии направленных на устранение определенных нарушений высших функций.
Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.

Решающее значение в коррекции дискалькулии играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе дефектологических занятий,

Слайд 14 В результате лечения происходит активизация высших психических функций, в

том числе зрительной и слуховой памяти, переключаемости внимания, развитие мышления и символических представлений, зрительно-пространственного гнозиса, улучшение навыков счетных операций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление общего состояния и снятия проявлений школьного невроза.
В результате лечения происходит активизация высших психических функций, в том числе зрительной и слуховой памяти,

Слайд 15 Проведение курса дефектологических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с

переходом на групповую. Занятия должны быть направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развития способностей программирования арифметических конструкций, формирование процессов самоконтроля.
В зависимости от степени тяжести дискалькулии рекомендовано от 30 (при легкой степени) до 270 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологического заболевания.

Проведение курса дефектологических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. Занятия должны быть

Слайд 16Практический материал

Практический материал

Слайд 17Узнай выражение лица

Эмоции
Чувства
Настроение
Вербализация речи

Узнай выражение лицаЭмоцииЧувстваНастроениеВербализация речи

Слайд 18Почему учительница ругает ученика?
Мотивация
Черты характера
Семейное воспитание
Аналитико-синтетическое мышление
Словесно-логическое мышление
Экспрессивная речь

Почему учительница ругает ученика?МотивацияЧерты характераСемейное воспитаниеАналитико-синтетическое мышлениеСловесно-логическое мышлениеЭкспрессивная речь

Слайд 19Расскажи, что делают дети.
Временные представления

Расскажи, что делают дети.  Временные представления

Слайд 20Где находятся игрушки?
Ориентирование на плоскости
Зрительное восприятие, внимание

Где находятся игрушки?Ориентирование на плоскостиЗрительное восприятие, внимание

Слайд 21Игра в прятки. Где спрятались животные?
Пространственные отношения
употребление в речи предлогов

Игра в прятки. Где спрятались животные?Пространственные отношения употребление в речи предлогов

Слайд 22Расскажи, что не так.
Зрительное восприятие
Зрительное внимание
Мыслительные операции
Речь

Расскажи, что не так.Зрительное восприятиеЗрительное вниманиеМыслительные операцииРечь

Слайд 23Раскрась игрушку, которая находится на верхней полке,
третья слева.
Зрительное восприятие
Ориентирование на

плоскости
Ориентирование в пространстве
Графомоторные функции
Раскрась игрушку, которая находится на верхней полке, третья слева.Зрительное восприятиеОриентирование на плоскостиОриентирование в пространствеГрафомоторные функции

Слайд 25Назови одним словом предметы в каждом ряду
Мыслительные операции
Обобщение
Классификация

Назови одним словом предметы в каждом рядуМыслительные операции ОбобщениеКлассификация

Слайд 26Зрительное восприятие
Внимание
Конструктивное мышление
Логическое мышление
Пространственное ориентирование

Зрительное восприятиеВниманиеКонструктивное мышлениеЛогическое мышление Пространственное ориентирование

Слайд 27Причинно-следственные связи

Причинно-следственные связи

Слайд 28Формирование элементарных математических
представлений у детей
больше
меньше
дальше
ближе
широкий
узкий
большой
маленький
высокий
низкий
справа
слева
вверху
внизу
плоские
Объемные
фигуры
цвет
форма
размер
глубокий
мелкий
впереди
сзади
пара
длинный
короткий
сейчас
раньше
позже
тяжёлый
лёгкий
быстро
медленно
буквы
цифры
Знаки +

- =
Формирование элементарных математических представлений у детейбольше меньшедальшеближеширокий узкийбольшой маленькийвысокийнизкийсправаслевавверхувнизуплоскиеОбъемныефигурыцветформаразмерглубокиймелкийвпередисзадипарадлинныйкороткийсейчасраньшепозжетяжёлыйлёгкийбыстромедленнобуквыцифрыЗнаки +  - =

Слайд 29Формирование математических знаний в начальной школе
Сложение
вычитание
Состав числа
Умножение
деление
Числа
цифры
Компоненты при сложении
Выражения
Компоненты при делении
Сравнение
чисел
Компоненты

при умножении

Именованные числа

Компоненты при вычитании

Задачи

Цена
Количество
Стоимость

Дроби доли

Скорость
Время
Расстояние

Числитель
знаменатель

Уравнения

Схема
Чертёж
Таблица

Площадь
Периметр
Объём

Формирование математических знаний в начальной школеСложениевычитаниеСостав числаУмножениеделениеЧислацифрыКомпоненты при сложенииВыраженияКомпоненты при деленииСравнениечиселКомпоненты при умноженииИменованные числаКомпоненты при вычитанииЗадачиЦена КоличествоСтоимостьДроби

Слайд 30Принципы формирования математических знаний:

Индивидуальный и дифференцированный подход
Научность
Доступность
Системность, последовательность
Деятельностный подход (мотивационно-целевой

через наглядность, игровую и практическую деятельность, операциональный, оценочно-контрольный)
Межпредметность (окружающий мир, развитие речи, конструирование, ИЗО и др.)
Комплексность (воздействие на все виды психической деятельности: познавательную, коммуникативную, социальную, эмоционально-волевую)

Принципы формирования математических знаний:Индивидуальный и дифференцированный подходНаучность ДоступностьСистемность, последовательностьДеятельностный подход (мотивационно-целевой через наглядность, игровую и практическую деятельность,

Слайд 31Счёт предметов
3

Счёт предметов3

Слайд 32Сравнение множеств

Сравнение множеств

Слайд 33Число два записывают знаком - цифрой 2.
Число один записывают знаком -

цифрой 1.

Обозначение числа цифрой. Написание числа с
проговариванием

Число два записывают знаком - цифрой 2.Число один записывают знаком - цифрой 1.Обозначение числа цифрой. Написание числа

Слайд 34задачи

задачи

Слайд 362
14
8
4
32
81
15
5
7
13
24
9
_
=
+
.
:
28

214843281155713249_=+.:28

Слайд 38пособия

пособия

Слайд 42Желаем успехов
В нелёгком труде!
Спасибо за внимание!

Желаем успехов В нелёгком труде!Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть