Слайд 1
Коррекционная работа по профилактике и устранению дискалькулии у детей.
Учитель-дефектолог
Короткова М.Ю.
Слайд 2Дискалькулия
как следствие несформированности высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-пространственного
и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.
Слайд 3Математическое развитие дошкольников
позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят
в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Слайд 4Математические способности
сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество
ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности.
Математическое мышление
умение построения модели изучаемого объекта, процесса, отношения на математическом языке.
Слайд 5Симптоматика дискалькулии
Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в
процессе усвоения математических знаний, умений и навыков:
недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа;
несформированность количественных отношений чисел;
автоматическое воспроизведение порядка следования чисел;
трудности установления отношения числа к его соседям;
затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел;
недостаточное овладение математическим словарем;
неправильное называние чисел;
неточное представление о графической структуре цифр;
элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, «ручной» способ выполнения);
незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления;
преимущественно конкретный характер мыслительных операций.
Слайд 6Диагностика особенностей математического развития:
Исследование общих принципов счета.
Оценка знаний
о цифрах.
Исследование умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств.
Исследование прямого, обратного и порядкового счета.
Оценка знаний о количественном составе числа.
Исследование умения соотносить множества на основе счетной деятельности.
Диагностика способности к обобщению математического материала.
Диагностика способности к свертыванию математических рассуждений.
Выявление знаний о времени.
Выявление умения ориентироваться в пространстве.
Слайд 7Исследование нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса (методика Кооса (кубики)).
Исследование
особенностей мыслительной деятельности детей.
Исследование зрительной рецепции (понимании увиденного и воспроизведение)
Исследование особенностей памяти. Методика «Заучивание 10 слов». Методики исследования опосредованного запоминания (варианты А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова).
Исследование особенностей развития речи.
Исследование особенностей экспрессивной речи.
Исследование состояния импрессивной речи.
Диагностика различных особенностей мышления: уровня развития мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение), разных видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).
Слайд 8Профилактика и коррекция дискалькулии
Вербальная дискалькулия:
формирование математических представлений и закрепление этих представлений
в речи;
формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия;
формирование умение пользоваться математической терминологией;
формирование пространственного восприятия;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие лексического строя речи;
развитие слухового восприятия;
формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.
Слайд 9 Практогностическая дискалькулия:
формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении;
формирование
счетных навыков;
формирование словесного обозначения системы счисления, т.е. понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку, может быть присоединено последовательно только одно числительное);
развитие понимания последовательности счета;
называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев;
развитие зрительно-пространственного восприятия;
развитие моторики и зрительно-двигательной координации;
развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.
Слайд 10 Дислексическая дискалькулия:
формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур;
формирование понимания математических
знаков и отражение понимания в речевой деятельности;
развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие аналитико-синтетической деятельности;
формирование умения пользоваться символикой;
понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.
Слайд 11Графическая дискалькулия:
развитие ручной моторики;
ориентировка в пространстве и на плоскости;
развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
формирование
представлений об образе предмета и его символического изображения;
развитие зрительного восприятия, понимания математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
формирование аналитико-синтетической деятельности;
формирование умения пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой памяти.
Слайд 12 Операциональная дискалькулия:
формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания;
понимание
математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития;
развитие слухового и зрительного восприятия, умения пользоваться символикой;
развитие аналитико-синтетической деятельности;
развитие лексико-грамматического строя речи;
развитие зрительной и слуховой памяти.
Слайд 13 Решающее значение в коррекции дискалькулии играет проведение специального комплекса
педагогических, в том числе дефектологических занятий, медикаментозной терапии направленных на устранение определенных нарушений высших функций.
Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.
Слайд 14 В результате лечения происходит активизация высших психических функций, в
том числе зрительной и слуховой памяти, переключаемости внимания, развитие мышления и символических представлений, зрительно-пространственного гнозиса, улучшение навыков счетных операций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление общего состояния и снятия проявлений школьного невроза.
Слайд 15 Проведение курса дефектологических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с
переходом на групповую. Занятия должны быть направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развития способностей программирования арифметических конструкций, формирование процессов самоконтроля.
В зависимости от степени тяжести дискалькулии рекомендовано от 30 (при легкой степени) до 270 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологического заболевания.
Слайд 17Узнай выражение лица
Эмоции
Чувства
Настроение
Вербализация речи
Слайд 18Почему учительница ругает ученика?
Мотивация
Черты характера
Семейное воспитание
Аналитико-синтетическое мышление
Словесно-логическое мышление
Экспрессивная речь
Слайд 19Расскажи, что делают дети.
Временные представления
Слайд 20Где находятся игрушки?
Ориентирование на плоскости
Зрительное восприятие, внимание
Слайд 21Игра в прятки. Где спрятались животные?
Пространственные отношения
употребление в речи предлогов
Слайд 22Расскажи, что не так.
Зрительное восприятие
Зрительное внимание
Мыслительные операции
Речь
Слайд 23Раскрась игрушку, которая находится на верхней полке,
третья слева.
Зрительное восприятие
Ориентирование на
плоскости
Ориентирование в пространстве
Графомоторные функции
Слайд 25Назови одним словом предметы в каждом ряду
Мыслительные операции
Обобщение
Классификация
Слайд 26Зрительное восприятие
Внимание
Конструктивное мышление
Логическое мышление
Пространственное ориентирование
Слайд 28Формирование элементарных математических
представлений у детей
больше
меньше
дальше
ближе
широкий
узкий
большой
маленький
высокий
низкий
справа
слева
вверху
внизу
плоские
Объемные
фигуры
цвет
форма
размер
глубокий
мелкий
впереди
сзади
пара
длинный
короткий
сейчас
раньше
позже
тяжёлый
лёгкий
быстро
медленно
буквы
цифры
Знаки +
- =
Слайд 29Формирование математических знаний в начальной школе
Сложение
вычитание
Состав числа
Умножение
деление
Числа
цифры
Компоненты при сложении
Выражения
Компоненты при делении
Сравнение
чисел
Компоненты
при умножении
Именованные числа
Компоненты при вычитании
Задачи
Цена
Количество
Стоимость
Дроби доли
Скорость
Время
Расстояние
Числитель
знаменатель
Уравнения
Схема
Чертёж
Таблица
Площадь
Периметр
Объём
Слайд 30Принципы формирования математических знаний:
Индивидуальный и дифференцированный подход
Научность
Доступность
Системность, последовательность
Деятельностный подход (мотивационно-целевой
через наглядность, игровую и практическую деятельность, операциональный, оценочно-контрольный)
Межпредметность (окружающий мир, развитие речи, конструирование, ИЗО и др.)
Комплексность (воздействие на все виды психической деятельности: познавательную, коммуникативную, социальную, эмоционально-волевую)
Слайд 33Число два записывают знаком - цифрой 2.
Число один записывают знаком -
цифрой 1.
Обозначение числа цифрой. Написание числа с
проговариванием
Слайд 42Желаем успехов
В нелёгком труде!
Спасибо за внимание!