Слайд 1Аннотация
Цифровой образовательный ресурс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом
и учебной программой дисциплины «Алгебра и начала анализа» по разделу «Тригонометрия».
Слайд 3Что означает название предмета «Алгебра и начала анализа?»
Алгебра – один из
разделов математики, изучающий свойства
величин, выраженных буквами, независимо от их конкретного
числового значения.
Математический анализ – это совокупность частей математики,
в которых главным объектом исследования является функция, а
оперативная часть опирается на выполнение операций
дифференцирования и интегрирования.
Основоположники математического анализа:
Слайд 4Тригонометрия
История возникновения тригонометрии
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Радианное измерение углов
Синус,
косинус, тангенс и котангенс произвольного угла
Свойства тригонометрических функций
Основные тригонометрические тождества
Формулы приведения
Формулы тригонометрии
Тригонометрические функции их свойства и графики
Обратные тригонометрические функции
Тригонометрические уравнения
Тригонометрические неравенства
Слайд 5Тригономе́трия (от греч. τρίγονο (треугольник) и греч. μετρειν (измерять),
то есть
измерение треугольников) — раздел математики,
в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.
Данный термин впервые появился в 1595 г. как название книги немецкого математика Бартоломеуса Питискуса (Bartholomäus Pitiscus, 1561—1613),
а сама наука ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре.
Слайд 6Эти ученые внесли свой вклад в развитие тригонометрии
Архимед
Фалес
Жозеф Луи
Лагранж
Слайд 7 Тригонометрия возникла и развивалась в древности как один
из разделов астрономии, как ее вычислительный аппарат, отвечающий практическим нуждам человека. С ее помощью можно определить расстояние до недоступных предметов и существенно упрощать процесс геодезической съемки местности для составления географических карт. Общепринятые понятия тригонометрии, а также обозначения и определения тригонометрических функция сформировались в процессе долгого исторического развития. Тригонометрические сведения были известны древним вавилонянам и египтянам, но основы этой науки заложены в Древней Греции встречающиеся уже в III веке до н.э.
в работах великих математиков– Евклида, Архимеда, Апполония Пергского. Древнегреческие астрономы успешно решали вопросы из тригонометрии, связанные с астрономией.
Слайд 8Тригонометрия – математическая дисциплина, изучающая зависимость между сторонами и углами треугольника.
Тригонометрические
вычисления применяются практически во всех областях геометрии, физики и инженерного дела, при измерении расстояний до недалёких звёзд в астрономии, между ориентирами в географии, при контроле системы навигации, в теории музыки, акустике, оптике, электронике, теории вероятностей, статистике, биологии, медицине (включая ультразвуковое исследование (УЗИ) и компьютерную томографию), фармацевтике, химии, сейсмологии, метеорологии, океанологии, картографии, архитектуре, экономике, электронной технике, машиностроении, компьютерной графике.
Слайд 9а
в
с
Синус/ Косинус острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение противолежащего/прилежащего
катета к гипотенузе.
Тангенс/Котангенс— отношение противолежащего/прилежащего катета к прилежащему/противолежащему.
Соотношение между сторонами и углами
прямоугольного треугольника
Слайд 10В XVIII веке Леонард Эйлер дал современные, более общие определения, расширив
область определения этих функций на всю числовую ось.
Слайд 13Рассмотрим в прямоугольной системе координат окружность единичного радиуса и отложим от
горизонтальной оси угол
(если величина угла положительна, то откладываем против часовой стрелки, иначе по часовой стрелке). Точку пересечения построенной стороны угла с окружностью обозначим Р.
1
Р
Слайд 16Вспомните как расположены четверти в прямоугольной
системе координат и запишите соответствие
градусных
мер в каждой четверти.
Вывод:
Заполни таблицу: В каких четвертях расположены градусные меры
Слайд 17Измерение углов
в градусах
в радианах
π
1º = ----- рад
180
180º
1 рад = ——
π
1 радиан ≈ 57,3º:
где π ≈ 3,14
180º = π или π = 180º.
Слайд 18х
у
1
1
Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла
Слайд 19Синус угла определяется как ордината
точки
Косинус — абсцисса точки
Тангенс – отношение ординаты к абсциссе
точки
Котангенс – отношение абсциссы к ординате
точки
Слайд 20(1; 0)
(0; 1)
(-1; 0)
(0;-1)
-х
у
х
(x; y)
(-x; y)
Слайд 21Заполните таблицу:
0
1
2
3
4
0°
30°
45°
60°
90°
sin a
cos a
0°
90°
30°
45°
60°
√n/2
Слайд 22Знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса в координатных четвертях
+
+
+
+
+
+
+
+
-
-
-
-
-
-
-
-
Свойства тригонометрических функций
Слайд 23 Четность, нечетность синуса, косинуса, тангенса, котангенса
Нечетные функции
Четная функция
Слайд 24Периодичность тригонометрических функций
При изменении угла на целое число оборотов
значения синуса, косинуса,
тангенса, котангенса
не изменяются
Слайд 25Основные тригонометрические тождества
и то, что тригонометрия
рассматривается
на единичной окружности
Если учесть
то, что
Слайд 26Да - меняем или нет - не меняем
Знак данной функции в
данной четверти
Формулы приведения
Слайд 27Формулы тригонометрии
Сложения
Двойного аргумента
Преобразование суммы и разности в произведение
Преобразование произведения
в сумму
и разность
Половинного аргумента
Слайд 28Тригонометрические функции их свойства и графики
Слайд 29Тригонометрические функции их свойства и графики
Слайд 30Обратные тригонометрические функции
Слайд 31Обратные тригонометрические функции
Слайд 34Тригонометрические неравенства
arcsina+2pn
p-arcsina+2pn
sinx>a
y
1
-1
x
;p-arcsina+2pn)
(arcsina+2pn
Слайд 36arccosa+2pn
-arccosa+2pn
cosx>a
y
-1
1 x
; arccosa+2pn)
(-arccosa+2pn
Тригонометрические неравенства
Слайд 38arctga+pn
tgx>a
y
x
p/2+pn)
(arctga+pn;
p/2
-p/2
+
+pn
Тригонометрические неравенства
Слайд 40arсctga+pn
сtgx>a
y
x
(pn;arcсtga+pn)
p
0+pn
+
Тригонометрические неравенства
Слайд 42arccos√2/2+2pn
2p-arccos√2/2+2pn
сos2x
(р/4+2pn
; 2p-р/4+2pn)
х (р/8+pn
; 7р/8+pn)
Слайд 431. Учебная программа «Алгебра и начала анализа» для 10-11 классов.
2.Учебник для
10-11 классов общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа». Под редакцией А. Н. Колмогорова.
2.Тригономерия - это просто. Л.А. Домогацких.
3. Алгебра 4. курс математики 2000 для школьников и абитуриентов, Москва,2000г
4. Ресурсы интернета.
Источники: