Слайд 1 Пюрвя Мучкаевич
Эрдниев – академик, ученый, патриот, автор уникальной системы УДЕ
Слайд 2Эрдниев Пюрвя Мучкаевич родился 15 октября 1921 года в селе Ики-Бухус
Мало-Дербетовского района Калмыкии.
Доктор педагогических наук (1976), профессор (1972), заслуженный деятель науки РСФСР (1981), действительный член РАО (1989; Отделение высшего образования), с 1964 зав. кафедрой Калмыцкого государственного университета.
Педагогический стаж более 70 лет.
Слайд 3Детские годы
Место рождения
Ики –Бухусовский
Аймак Мало-
Дербетовского
улуса
Слайд 4Пюрвя Мучкаевич -Студент
В 1939году Пюрвя поступает в Астраханское педагогическое училище. Учебу
совмещал с работой учителя и директора неполной средней школы в поселке Большой Царын.
Слайд 6В конце 1940 года молодого учителя призвали на службу в ряды
Красной Армии и направили в артиллерию
В 1941году он получил первое ранение в голову
Праздник Победы встретил в госпитале города Иваново. Ратный подвиг П. Эрдниева отмечен двумя боевыми орденами Отечественной войны первой и второй степеней, орденами «Знак почета» и «Дружбы народов», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и многими юбилейными медалями
Слайд 7Пюрвя Мучкаевич со своей женой Бадмаевой Булой Бадмаевной, с которой прожил
более 50 лет
Слайд 8Работая в сельской школе на Алтае учителем математики и физики, а
затем завучем школы, он много думает о путях успешного овладения математикой, о научной организации труда учителя и учащихся, о проблеме ускоренного обучения при лучшей осознанности знаний.
Слайд 9 ПЮРВЯ МУЧКАЕВИЧ ЭРДНИЕВ
Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:
- применять
обобщения в текущей учебной работе на
каждом уроке;
- устанавливать больше логических связей в
материале;
- выделять главное и существенное в большой дозе
материала;
- понимать значение материала в общей системе ЗУН;
- выявить больше межпредметных связей;
- более эмоционально подать материал;
- сделать более эффективным закрепление материала.
Слайд 10
Целевые ориентации
• Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и
саморазвития интеллекта учащихся.
• Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.
Слайд 11Концептуальные положения
Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как
интеграцию конкретных подходов к обучению:
1) совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия,
операции (в частности, взаимно обратные);
2) обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений!, неравенств и т.п.);
3) рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения);
4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;
5) выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний;
6) принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и
логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).
Слайд 12Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных
на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.
Слайд 13Учитель предлагает учащимся:
а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение
и вычитание, умножение и деление, заключение в скобки и раскрытие скобок и т.п.;
б) сравнивать противоположные понятия:
прямые и обратные задачи, неопределенные и «определенные» уравнения: непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства;
в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.;
г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения,
например, доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п.
Таким образом, главной особенностью содержания технологии П.М.Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов.
Слайд 14Особенности методики
В качестве основного элемента методической структуры взято понятие
«математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения».
Ключевой элемент технологии УДЕ –
это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:
а) исходная задача;
б) ее обращение;
в) обобщение.
Слайд 15Особенности методики
В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются
четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:
а) составление математического упражнения;
б) выполнение упражнения;
в) проверка ответа (контроль);
г) переход к родственному, но более сложному упражнению.
Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.
Слайд 16Основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание:
а) решение обычной «готовой» задачи;
б)
составление обратной задачи и ее решение;
в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее;
г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;
д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.
Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.
Слайд 17Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ,
служит правило:
не
повторение, отложенное на следующие уроки,
а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке,
через несколько секунд или минут после исходного,
чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.
Слайд 18Технология УДЕ включает
набор определенных упражнений, сконструированных на основе принципа укрупнения, в
четкой их последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний.
В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие математическую информацию: слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, предмет, физический опыт.
Слайд 19
Главное условие овладения учителем методической системой УДЕ
заключается в
личной инициативе учителя,
в его решимости испытать на своих уроках
идею крупноблочного построения программного материала, а не ограничиваться пассивным выжиданием.
«Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду. Это принесёт детям радость познания, а учителю – свободное время для творческих уроков.»
Слайд 20Составил «Книгу для чтения по математике» на русском и калмыцком языках
для учащихся 1-го класса. В 1992 в Калмыкии учреждена Государственная премия им. П. Эрдниева.
В 1989 году выиграл грант Президиума Академии педагогических наук СССР
В 1998 году удостоен премии Президента Российской Федерации за разработку «Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)»
Слайд 21Академик РАО, профессор, доктор педагогических наук Пюрвя Мучкаевич Эрдниев относится к
яркой плеяде ученых, которые составляют гордость и славу Калмыкии и России. Вся его долгая, удивительная жизнь и плодотворная научная деятельность целиком и полностью отдана важному, трудному и благородному делу – науке и образованию
Слайд 22Любознательность, целеустремлённость, настойчивость, героизм, патриотизм, бесконечное стремление к новым знаниям ,
открытиям – вот те качества личности, которыми обладает Эрдниеве П. М.
Слайд 23Литература
1. Селевко Г.К. Дидактические структуры учебного курса // Вопросы дидактики в
техническом вузе. - Омск, 1985.
2. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1977.
3. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика, 1979.
4. Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ. Серия статей /У Начальная школа. -1993. -1996.
5. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. -М., 1992.
6. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. -М.: Просвещение, 1992.
7. Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, 1977.
8. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в на чальной школе. -М.: Педагогика, 1988.
9. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М., 1986.