Презентация
Михайловой Ирины Анатольевны,
учителя математики
работающей над методической темой
«Самостоятельная и
самообразовательная
деятельность учащихся
на уроках математики»
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиям своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Главная задача педагога заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. На первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения, которая направлена не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.
Слайд 3Главное качество личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по
сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Самостоятельная работа учащихся
это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, применяя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий .
Она дисциплинирует мысль,
рождает у школьников веру в себя,
в свои силы и возможности.
Слайд 5
Самообразование определяют как
«управляемую самим учеником
систематическую познавательную
деятельность, преследующую цель
совершенствования образования».
Ее основные компоненты — мотивы, задачи, способы действий и способы контроля определяются самим учеником.
Слайд 6 В зависимости от целей, которые
ставятся перед самостоятельными
работами, они могут быть:
1) обучающими;
2) тренировочными;
3) закрепляющими;
4) повторительными;
5) развивающими;
6) творческими;
7) контрольные.
Слайд 7
Обучающие самостоятельные работы - смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками
данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала.
Цель таких работ: - развитие интереса к изучаемому материалу;
- привлечение каждого ученика к тому, что объясняет учитель.
Здесь сразу выясняется непонятое, выявляются сложные моменты, дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.
Слайд 8 Самостоятельные работы надо составлять в основном из заданий
непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок.
Задачи этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке.
К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.
Слайд 9Например:
При изучении формул сокращенного умножения даю задание “составить свои примеры”, используя
одночлены и шаблоны формул □² -○² = (□-○) (□+○);
(□-○)² = (□²-2□○+○²);
(□+○)² = (□²+2□○+○²)
2) При изучении геометрических фигур в 5 классе даю задание начертить равные фигуры, измерить длины сторон и найти периметры получившихся фигур. Сделать вывод практической работы.
Слайд 10Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и
свойства данного определения, правила.
Тренировочные самостоятельные работы - задания на распознавание различных объектов и свойств.
Слайд 12 Мало способствует умственному развитию детей, но она
необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики.
Еще необходима помощь учителя,
можно разрешить пользоваться учебником
и записями в тетрадях, таблицами и т.п.
К таким работам можно отнести
выполнение заданий по
разно-уровневым карточкам.
Слайд 13 Закрепляющие самостоятельные работы- работы, показывающие, насколько прочно усвоен учебный материал.
Они способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.
К тренировочным самостоятельным работам можно отнести:
- тесты с выбором одного правильного ответа;
- тесты с выбором нескольких правильных ответов;
- тесты на соответствие;
- ЛВК на проверку теоретического материала, где нужно вставить пропущенные фразы, и т.д.
Слайд 14 Повторительные работы
(обзорные или тематические).
Проводятся перед изучением
новой темы.
Повторительные самостоятельные работы
позволяют узнать, познавательны ли
школьники, есть ли у них необходимые
знания, какие проблемы смогут
затруднить изучение нового материала.
Слайд 15 Самостоятельными работами
развивающего характера
могут быть:
- домашние задания по составлению докладов на
определенные темы,
- подготовка к олимпиадам, научно творческим
конференциям;
- проведение в школе дней математики;
- на уроках - самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.
Слайд 16Творческие самостоятельные работы.
Учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся
у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях.
Это задания на нахождение различных способов решения задачи, комбинированные задания.
Слайд 17 Контрольные работы
являются необходимым условием
достижения планируемых
результатов обучения.
Контрольные задания должны быть:
во-первых, равноценными по содержанию и объему
работы;
во-вторых, они должны быть направлены на
отработку основных навыков;
в-третьих, обеспечивать достоверную проверку
уровня знаний;
в-четвертых, они должны стимулировать учащихся
позволять им продемонстрировать
прогресс в своей общей подготовке.
Слайд 18Типы самостоятельных работ:
1. Воспроизводящие.
2. Реконструктивно-вариативные.
3. Эвристические.
4. Творческие.
Слайд 19 Воспроизводящая самостоятельная работа.
Данный тип самостоятельной
работы учащегося направлен на то, чтобы внимательно прослушать (или рассмотреть), запомнить и воспроизвести определенную информацию.
Такая работа осуществляется
учащимися при изучении всех
без исключения учебных дисциплин.
Слайд 20 Может быть дословным и неполным.
Воспроизводящая самостоятельная работа ученика
включает в себя:
- решение типовых задач, примеров, выполнение различных упражнений по образцу и алгоритму с целью усовершенствования умений и навыков
познавательного и практического характера;
- нахождение готовых ответов в тексте учебника и других источников;
- оформление всевозможных таблиц, схем;
- проведение наблюдений, лабораторных работ, изготовление отдельных предметов и их частей по образцу и инструкциям учителя;
- отбор и систематизацию учебного материала.
Слайд 21 Этот тип работы выполняется по жесткой схеме
путем последовательных указаний.
Воспроизводящий способ овладения знаниями, умениями и навыками позволяет усвоить материал в сравнительно короткий срок, но не обеспечивает обогащения опытом познавательной поисковой, творческой деятельности, развития творческих способностей у школьников.
Слайд 22 Реконструктивно-вариативная
самостоятельная работа.
При данном типе работы ученики сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач, установление внутрипредметных и межпредметных связей.
Подготавливает учащихся к решению только части задач, а также готовит ученика психологически и практически к поиску способов применения усвоенных знаний.
Эвристическая
самостоятельная работа.
Этот тип работы направлен на разрешение проблемной ситуации, которую создает (организует) учитель по ходу урока.
Учащиеся решают не всю проблему, а отдельные проблемы. В результате такой организации, учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества, но не приобретают опыта проведения целостного исследования процесса и явления, не приобретают способности самостоятельно видеть и эффективно решать познавательно-практические значимые творческие задачи.
Слайд 24 Достоинства состоят в том, что она позволяет активизировать
мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, приводят к хорошему усвоению материала, развитию мышления, способностей учащихся.
Недостатки заключаются в следующем:
- она требуют больше, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени;
- сильно сказываются индивидуальные различия учащихся (многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы учителя; а он на уроке не имеет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу).
Творческая
самостоятельная работа.
Этот тип работы учащихся предполагает высокий уровень самостоятельности. В ходе выполнения работы данного типа ученик обучается:
- раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий;
- высказывать собственные суждения, оценки на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи;
- самостоятельно разрабатывать тематику и методику опытной,
экспериментальной работы;
- видеть и формулировать проблему в заданной ситуации, выдвигать гипотезы и обстоятельно разрабатывать планы их решения;
- применять знания в новых неожиданных ситуациях …
Слайд 26 Формы организации
самостоятельных работ
1. Индивидуальные.
2. Групповые.
3. Фронтальные.
Слайд 27 Индивидуальная форма организации самостоятельных работ способствует вовлечению
в работу исключительно всех учеников. Каждый из них получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной письменной работы. Каждый ученик может выполнять задания в собственном стиле в соответствии со своими умениями и способностями.
Индивидуальная форма организации самостоятельных работ активизирует деятельность учащихся , все ученики, даже более пассивные и ленивые, должны выполнить задания сами.
форма.
При такой организации письменных работ учащиеся делятся на группы по несколько человек для выполнения той или иной задачи. Задание дается группе, а не отдельному ученику. Групповая форма работы регулирует сотрудничество учащихся и добивается этим не только дидактических, но воспитательных целей.
Опасность для активности учащихся: более сильные и старательные из них начинают заглушать инициативу более пассивных и слабых учащихся и сами решают за них задания
Слайд 29 Фронтальная форма.
Очень важным этапом при фронтальной форме является обоснование каждого шага решения.
Одним из значимых компонентов фронтальной формы является сопоставление разных способов решения, выявление наиболее рациональных из них.