Слайд 1Особенности преподавания математики для обучающихся с нарушением зрения
ГБС(К)ОУ «Набережночелнинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №75 для незрячих и слабовидящих детей III-IV вида»
Слайд 2Познавательные и личностные особенности детей с нарушением зрения
Замедленное и ограниченное восприятие
Снижение
скорости восприятия и переработки всех видов информации
Нарушения в развитии пространственных представлений
Проблемы речевого развития (трудности в формировании словесных обобщений, в номинации объектов, нарушение или замедление интеграции на уровне нервных центров и др.)
Специфика мыслительной деятельности
Ослабленная познавательная активность
Пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях
Отклонения от нормы в развитии личности
Слайд 3Особые образовательные потребности
Дети нуждаются в том, чтобы:
в содержание общеобразовательных предметов были
внесены корректировки: адаптирование и более мелкое дозирование учебного материала, введение вспомогательных материалов (дополнительные иллюстрации)
были изменены способы и условия подачи учебного материала, а также время, отводимое на его закрепление и усвоение
формы и способы контроля (предъявление контрольных заданий, условия и темп их выполнения) соответствовали индивидуальным возможностям ученика
были предусмотрены коррекционные занятия, направленные на коррекцию вторичных нарушений и отклонений в развитии
их окружала спокойная и доброжелательная атмосфера
Слайд 4Программа и аттестация
Программа школ слепых и слабовидящих предусматривает усвоение учащимися определенного
объема математических знаний на том же уровне, что и в массовой школе.
Основная задача, которая ставится перед методикой математики в школах слепых и слабовидящих, заключается в разработке таких методических приемов, которые бы позволили сформировать математические знания на уровне программных требований и способствовали умственному развитию учащихся с тяжелыми нарушениями зрения.
Экзамен в 9 классе: в форме ОГЭ и традиционный экзамен;
в 11 классе: в форме ЕГЭ (базовый или профильный) и ГВО
Слайд 5Учебники
Учащиеся обеспечены учебниками и учебными материалами на основе брайлевского шрифта (для
Слайд 6Структура урока
В специальной общеобразовательной школе для слепых и слабовидящих структура урока
не может строиться без учета целей коррекционно-педагогической работы.
Основные особенности структурного построения урока сводятся к следующему:
Учет специальных пропедевтических периодов в этапном построении занятий;
Чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала;
Включение в структуру урока зрительной гимнастики;
Учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.
Слайд 7
Тифлопедагогические требования к уроку
1. Педагогу надо знать диагнозы своих учащихся.
2. Помнить, что ведущий
вид деятельности на уроке в школе для слабовидящих – успех.
Лучше и легче запоминается материал изложенный живо, интересно, эмоционально. Голос учителя громкий, но не резкий. Недопустима монотонная подача информации
3. Использовать яркие тексты, жизненный опыт помогающие поддержать интерес ученика к уроку
4. На занятие должно быть не более четырех видов деятельности, обязательное чередование видов деятельности.
5. Применять на уроке словарную работу (обогащение словаря, углубление понимания известных слов, разъяснение терминов и т.д.).
Слайд 8Тифлопедагогические требования к уроку
Домашнее задание
Домашнее задание 1/3 от того, что пройдено
на уроке.
На выполнение домашнего задания должно уходить:
4-5 кл. – 1,5 ч;
6-7 кл. – 2 ч.;
8-9 кл. – 2,5 ч.;
10-12 кл. – 3,5 ч.
Слайд 9Тифлопедагогические требования к уроку
Непрерывные зрительные нагрузки на занятии:
не
более 15 минут – для учащихся основной и старшей школы;
При афакии зрительного нерва, центральной дистрофии сетчатки и такая нагрузка утомительна.
Помнить, что работоспособность у учащихся:
в первые 8-10 минут на занятии низкая;
10-25 наибольшая;
в последние 10 минут занятия снижается.
Физкультминутка на каждом уроке.
На контрольной работе две физпаузы.
Педагогу постоянно вести контроль за позой ученика.
Слайд 10Тифлопедагогические требования к уроку.
Письмо и чтение по системе Брайля.
Продолжительность осязательного восприятия
текста и рельефных пособий во многом зависит от развития тактильной чувствительности, от качества деятельности тангорецепторов.
Время непрерывного письма и чтения не должно быть более 10 минут, если они к тому же сопровождаются осязательным обследованием сложных рельефных пособий.
Слайд 11Тифлопедагогические требования к уроку
Зрительная нагрузка при просмотре и работе на компьютере
15 мин
Слайд 12Средства наглядности
Средства наглядности:
свободны от лишних деталей и линий и четко выделять
существенные линии;
цветовая гамма – зеленая, желтая, оранжевые оттенки;
карточки для индивидуальной работы 10х10,20х30;
необходимые эстетические требования к средствам наглядности;
шрифт текста на карточках в соответствии с остротой зрения;
учителю пособия в руке не держать;
сюжетное изображение должно соответствовать по размерам состоянию остроты зрения и поля зрения;