Презентация, доклад Организация исследовательской деятельности на уроках математики

Содержание

Исследовательская деятельность учащихся– это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Слайд 1
«Если я слышу, я забываю,
Если я вижу, я понимаю,
Если я делаю,

я запоминаю»
Китайская пословица


Из опыта работы
учителя математики МБОУ КСОШ№3
Сажневой Елены Викторовны

Организация исследовательской деятельности на уроках математики

«Если я слышу, я забываю,Если я вижу, я понимаю,Если я делаю, я запоминаю»Китайская пословицаИз опыта работы учителя

Слайд 2Исследовательская деятельность учащихся
– это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию

неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся– это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний

Слайд 3Исследовательские задания
– это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует

проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Исследовательские задания– это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или

Слайд 4Цель исследовательского метода
– «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс,

который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний.

Цель исследовательского метода– «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного

Слайд 5Основные этапы учебного исследования
1)  Мотивация исследовательской деятельности
2) Формулирование проблемы
3) Сбор, систематизация

и анализ фактического материала
4) Выдвижение гипотез
5) Проверка гипотез
6) Доказательство или опровержение
гипотез

Основные этапы учебного исследования 1)  Мотивация исследовательской деятельности2) Формулирование проблемы3) Сбор, систематизация и анализ фактического материала4) Выдвижение

Слайд 6Мотивация
– очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно

было творческим. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая задача), которая должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.

Мотивация– очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно было творческим. Целью мотивации, как этапа

Слайд 7 Этап формулирования проблемы –
-самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса.

В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны учителя.

Этап формулирования проблемы –-самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам

Слайд 8Сбор фактического материала
-может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы

либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т.д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т.п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала.

Сбор фактического материала-может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб,

Слайд 9Систематизация и анализ полученного материала и выдвижение гипотез
Систематизацию и анализ

полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.
Выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.

Систематизация и анализ полученного материала и выдвижение гипотез Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью

Слайд 10Проверка гипотез
Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности

предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного испытания. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

Проверка гипотез Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в

Слайд 11Доказательство истинности гипотез
На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших

ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.

Доказательство истинности гипотез На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение; ложность же их может

Слайд 12Решите задачу
В качестве иллюстрации учебного исследования приведу фрагмент урока алгебры в

10 классе по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции».

Нужно огородить участок прямоугольной
формы забором длиной 200м.
Каковы должны быть размеры участка,
чтобы его площадь была наибольшей?



Решите задачуВ качестве иллюстрации учебного исследования приведу фрагмент урока алгебры в 10 классе по теме «Наибольшее и

Слайд 13Сбор, систематизация и анализ фактического материала

Сбор, систематизация и анализ фактического материала

Слайд 14Выдвижение гипотезы, проверка и доказательство гипотезы
Гипотеза: Площадь участка будет наибольшей, если он

будет иметь форму квадрата.

Для доказательства истинности гипотезы составляем математическую модель:

выделим оптимизируемую величину: в нашей задаче это площадь участка. Обозначим её S. Площадь зависит от измерений прямоугольника, объявим независимой переменной длину прямоугольникаи обозначим её х, ясно, что х>0. Так Р=200м, 0<х<100. Тогда ширина участка (100-х)м. Исходя из условия задачи выразим S через х. S(x)= x(100-x), xє(0;100).

Работа с составленной моделью.

На этом этапе надо найти наибольшее значение для функции S(x)= x(100-x)= х2-100х, при xє(0;100). Так как, данная функция непрерывна на промежутке (0;100) и имеет внутри него единственную стационарную точку, то можно использовать следующую теорему: Пусть функция y=f(x) непрерывна на промежутке Х и имеет внутри него единственную стационарную точку х=х0. Тогда: а)если х=х0 – точка максимума, то унаибольшее=f(х0)
а)если х=х0 – точка минимума, то унаименьшее=f(x0).
В нашем случае х0=50, и х0- точка максимума, значит унаибольшее=f(50).
Мы выяснили, что размеры участка должны быть 50х50м, что подтверждает нашу гипотезу: площадь участка будет наибольшей, если он имеет квадратную форму. 

Выдвижение гипотезы, проверка и доказательство гипотезы Гипотеза: Площадь участка будет наибольшей, если он будет иметь форму квадрата.Для

Слайд 15Формирование исследовательской деятельности
Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения отдельными

компонентами, составляющими этапы исследования. Рассмотрим кратко эти этапы:
Умение видеть проблему
Умение ставить вопросы
Умение выдвигать гипотезы
Умение структурировать тексты
Умение работать с метафорами
Умение наблюдать
Умение проводить эксперименты
Умение делать выводы и умозаключения
Умение классифицировать


Формирование исследовательской деятельности Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения отдельными компонентами, составляющими этапы исследования. Рассмотрим кратко

Слайд 16Система условий, обеспечивающая достижение исследовательских умений
1. Создание условий для возникновения вопросов

и проблем у учащихся
2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения
3. Обеспечение эмоционального благополучия детей
4. Удовлетворение познавательной потребности
5. удовлетворение потребности в межличностном общении
6. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью- рефлексивной саморегуляции
7. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения
8. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся
Система условий, обеспечивающая достижение исследовательских умений1. Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся2. Рефлексия мыслительного

Слайд 17Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности
Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения –

что получится в результате) и проверять их
Учебная дисциплина: геометрия, тема: «Осевая симметрия»
Описание задания: Винни Пух спешит на день рождение к Пятачку, по дороге он видит малину. Помогите найти кратчайшее расстояние до малины, чтобы Винни Пух успел полакомиться малиной и не опоздать на день рождение
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельностиЦель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять

Слайд 19Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности
Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения –

что получится в результате) и проверять их
Учебная дисциплина: геометрия, тема: «Решение треугольников»
Описание задания: Объясните как найти высоту маяка по углам α и β и
расстоянию a
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельностиЦель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять

Слайд 20Решение задачи: Можно найти высоту маяка Х по углам α и β

и расстоянию а. а = 10м, α = 60º, β = 40º.Для этого необходима теорема синусов a\sinA=b\sinB Х = АС∙sin40º AC = (10∙sin120º):sin20º Х = (10∙0,87 ∙0,64): 0,34 = 27,5м
Решение задачи:   Можно найти высоту маяка Х по углам α и β и расстоянию а.

Слайд 21Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности
Цель: формирование умения и навыков проведения экспериментов
Учебная

дисциплина: геометрия, тема: «Преобразование фигур»
Описание задания: Используя различные виды преобразования (осевая и центральная симметрия, поворот, параллельный перенос) создайте орнаменты из предложенных фигур
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельностиЦель: формирование умения и навыков проведения экспериментовУчебная дисциплина: геометрия, тема: «Преобразование фигур»Описание задания:

Слайд 22Вывод
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как

в процесс обучения внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдение и эксперименты. Их педагогическая ценность состоит в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, способствуют формированию у школьников таких качеств, как аккуратность, вдумчивость, настойчивость, терпеливость, сообразительность, развивают исследовательский подход.

ВыводИспользование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в процесс обучения внедряются практические методы

Слайд 23Используемая литература:
Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности

// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001,С.80-88.
Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Школьные технологии.-2001 №5, С. 146-149.
Леонтович А.В. Учебно-иследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// Школьные технологии-1999 №1-2, С.132-137.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001, С.272.
www.vernadsky.dnttm.ru- сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника»
 

Используемая литература: Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся:

Слайд 24Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много

знать, и умеет добывать эти знания. В.П. Вахтеров

Спасибо за внимание

Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть