Слайд 1
«Нумерация чисел первого десятка» и «Табличное сложение и вычитание в пределах
десяти»
Слайд 2Выделение темы «Десяток» в особый концентр объясняется рядом причин.
Нумерация и арифметические
действия в пределах 10 имеют некоторые особенности. Десять- основание десятичной системы счисления, поэтому числа от 1 до 10 образуются в результате счета простых единиц (без использования других разрядных единиц).
Арифметические действия (сложение и вычитание) непосредственно связаны с операциями над множествами. Случаи сложения и вычитания в пределах 10 являются табличными, они заучиваются наизусть.
Слайд 3Счет в пределах 10 – основа овладения счетом вообще, потому что
другие разрядные единицы (десятки, сотни,….) считают точно так же, как и простые единицы. Названия и обозначения чисел первого десятка служат исходными для называния и обозначения любых многозначных чисел. Сложение и вычитание в пределах 10 составляют основу выполнения устных и письменных вычислений за пределами первого десятка.
В изучении концентра «Десяток» выделяют три этапа:
подготовительный период;
изучение нумерации;
изучение сложения и вычитания.
Слайд 4Нумерация чисел первого десятка
При изучении нумерации учащиеся должны усвоить, как называется
каждое число и как оно обозначается печатной и письменной цифрой.
Учащиеся должны усвоить:
во-первых, как образуется каждое число при счете из предыдущего числа и единицы, а также из следующего за ним числа и единицы;
во- вторых, на сколько каждое число больше непосредственно предшествующего ему и меньше непосредственно следующего за ним при счете числа;
в-третьих, какое место занимает каждое число в ряду чисел от 1 до 10; после какого и перед каким числом называют его при счете.
Слайд 5Одновременно с рассмотрением нумерации ведется подготовительная работа к изучению действий сложения
и вычитания.
Включается ряд вопросов алгебраического и геометрического характера. Дети учатся сравнивать числа и обозначать отношения «больше», «меньше», «равно» соответствующими знаками (>,<,=).
В это же время происходит знакомство с точкой, прямой линией, отрезком прямой и различными многоугольниками.
Большинство из этих вопросов непосредственно связывается с изучением нумерации чисел первого десятка и помогает ее усвоению.
Слайд 6 Образование каждого числа из других чисел, отношения
между числами можно раскрыть только в том случае, если рассматривать одновременно несколько последовательных чисел. Поэтому изучают не отдельные числа, а отрезки натурального ряда от единицы до того числа, которое введено последним:
1,2;
1,2,3;
1,2,3,4,……
Слайд 7Любое число в натуральной последовательности, кроме числа 1, можно получить (образовать)
так: прибавить единицу к непосредственно предшествующему числу (3 – это 2 и еще один) или вычесть единицу из следующего за ним числа (3 – это 4 без одного).
Слайд 8Присчитывание и отсчитывание по 1 (с иллюстрацией на предметах)
Слайд 9Образование числовых последовательностей («числовых лесенок»)
Слайд 10Образование числовых последовательностей («числовых лесенок»)
Слайд 12Решение задач с помощью иллюстраций
Слайд 14Знакомство с печатной и письменной цифрой
=
Слайд 16Сравнение последовательных чисел
>
2 > 1
Слайд 17Сравнение последовательных чисел
Слайд 18Сравнение последовательных чисел
=
2 = 2
Слайд 19Напишите пропущенные числа:
1
3
6
7
9
Слайд 20Расположите данные числа сначала в том порядке, в каком они идут
при счете, а потом в обратном порядке:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Слайд 22Наглядное пособие «Числа 1-10»
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Слайд 23Изучая числа первого порядка, дети знакомятся также и с числом нуль.
0
Слайд 24Табличное сложение и вычитание в пределах десяти
При изучении этой темы необходимо
обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах первого десятка; сформировать прочные вычислительные навыки; добиться запоминания наизусть результатов сложения и вычитания, а также состава чисел из слагаемых.
Слайд 25Изучение сложения и вычитания в пределах 10 проводится по такому плану:
Подготовительный
этап: раскрытие конкретного смысла действий сложения и вычитания, запись и чтение примеров, случаи прибавить и вычесть 1, где результаты находятся на основе знания образования натуральной последовательности чисел.
Изучение приемов присчитывания и отсчитывания по одному и группами для случаев прибавить и вычесть 2,3,4.
Изучение приема перестановки слагаемых для случаев прибавить 5,6,7,8,9. Таблица сложения и состав чисел из слагаемых.
Изучение приема вычитания на основе знания связи между суммой и слагаемыми для случаев вычесть 5,6,7,8,9.
Слайд 26а±1
Прибавить 1 к числу- значит назвать следующее за ним число, вычесть
1 из числа- значит назвать предшествующее ему число.
Составление таблиц «прибавить 1» и «вычесть 1».
Слайд 27II. а±2
а±3
а±4
Работа над вычислительными
навыками строится по такому плану:
подготовительные упражнения;
знакомство с приемами вычисления;
закрепление знания приемов, выработка вычислительного навыка;
составление и заучивание таблиц.
5-2=3
4+2=6 6-2=4
5+2=7 7-2=5
6+2=8 8-2=6
7+2=9 9-2=7
8+2=10 10-2=8
Слайд 32Вводятся термины:
Сложение
Вычитание
Слагаемое
Сумма
Уменьшаемое
Вычитаемое
Разность
Слайд 33«прибавить 5,6,7,8,9»
Переместительное свойство сложения
4+3=7
3+4=7
Слайд 34Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Слайд 35Краткая таблица сложения в пределах 10:
2+2=4
3+2=5
4+2=6 3+3=6
5+2=7 4+3=7
6+2=8 5+3=8 4+4=8
7+2=9 6+3=9 5+4=9
8+2=10 7+3=10 6+4=10 5+5=10
Слайд 36IV. Прием вычитания на основе знания связи между суммой и слагаемыми
для случаев вычесть 5,6,7,8,9.
10-8=
10=8+2
(8+2)-8=2
2