Слайд 1Нестандартные способы умножения
Выполнили:обучающиеся 4 «Б» класса
Аширов Линар, Тюрин Александр
Руководитель:
учитель начальных классов
Ланчакова Наталья Павловна
МБОУ СОШ №5 города Кузнецка
Слайд 2Введение
Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись
без вычислений. Поэтому на уроках математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе.
А можно ли умножать не только так, как предлагают нам в учебниках математики? Нам стало интересно, а есть ли еще какие-нибудь способы вычислений. Ведь способность быстро производить вычисления вызывает откровенное удивление.
Слайд 3
Актуальность : несмотря на то, что наша жизнь в последние
годы стала значительно легче благодаря обилию доступных электронных счетных устройств, навык быстрого и удобного умножения не потерял своей актуальности для человека.
Слайд 4Цель работы:
Исследовать и показать нестандартные способы умножения
Задачи:
Найти необычные
способы умножения.
Научиться их применять.
Выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те которые предлагаются в школе, и использовать их при счете.
Научить одноклассников применять новый способ умножения
Слайд 5Гипотеза исследования: использование нестандартных приемов умножения усиливает интерес учащихся к математике
и содействует развитию математических способностей
Объект исследования: арифметическое действие «умножение» Предмет исследования: различные нестандартные способы умножения.
Слайд 6
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его
немного занимательным».
Б. Паскаль
В истории математики известно около 30 способов умножения, отличающихся схемой записи или самим ходом вычисления. Метод умножения «в столбик», который мы изучаем в школе – один из способов. Но самый эффективный ли это способ?
Давайте, посмотрим!
Слайд 7Древнерусский способ умножения на 6,7,8,9 на пальцах
Счет по пальцам широко
применялся в старину. Этим способом успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Каждому пальцу на левой и на правой руке приписывается определенное число:
мизинцу - 6
безымянному пальцу – 7
среднему – 8
указательному – 9
большому – 10.
Фрагмент картины А.М. Васнецова «Новгородский торг», 1909г.)
Слайд 8Теперь попробуем умножить, например, 7х8. Для этого соедините палец №7 на
левой руке с пальцем №8 на правой
Слайд 9
Сумма соединенных пальцев
и тех, что остались снизу – это будут
десятки (2+3= 5 дес.)
Пальцы левой руки, оставшиеся сверху, умножаем на пальцы правой – это и будут наши единицы (3х2=6). Итог равен 56.
Слайд 10Очень легко воспроизводится "на пальцах" умножение для числа 9
Для этого нужно повернуть руки ладонями от себя. Мысленно присваивается пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой рук
Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и загнуть его. Количество пальцев слева от загнутого пальца – это десятки, количество пальцев справа – это единицы. У нас слева – 2 пальца, это 2 десятка, а справа 7 пальцев. Значит, 3·9=27.
Слайд 11Возьмём, к примеру, 10 клеточек в тетради. Зачеркиваем 8-ю клеточку. Слева
осталось 7 клеточек, справа — 2 клеточки. Значит, 9·8=72.
Все очень просто!
Умножение на 9 с помощью клеток тетради
В качестве "счетной машинки" не обязательно могут выступать пальцы рук.
7
2
Слайд 12«Ревность» или «решётчатое умножение»
Итальянский способ умножения был распространен в средние века
на Востоке и Италии Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты, причём размеры сторон прямоугольника соответствуют числу десятичных знаков у множимого и множителя
Затем квадратные клетки, делятся по диагонали, и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи, - пишет Пачоли. – Такие ставни вешались на окна венецианских домов…»
Слайд 14Японский метод
Его цель заключается в том, что, не
зная таблицы умножения ,можно без ошибок выполнить вычисления. Всё решается по алгоритму, который быстро и легко запоминается.
В чем суть метода?
Слайд 15Шаг 1. первое число 15:
Рисуем первую цифру – одной линией.
Рисуем вторую
цифру – пятью линиями.
Шаг 2. второе число 23:
Рисуем первую цифру – двумя линиями.
Рисуем вторую цифру – тремя линиями.
Шаг 3. Подсчитываем количество точек в группах.
Шаг 4. Результат – 345.
Перемножим два двузначных числа: 15·23
Слайд 16Крестьянский способ
( нечетные числа)
Суть его заключается в том, что умножение
любых чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам, при одновременном удвоении другого числа
35+70+140+280+1120=1645
Слайд 17Новый способ умножения
Разработал Василий Иванович Оконешников. Все данные
просто располагают в девяти ячейках, расположенных, как кнопочки на калькуляторе При этом каждая кнопка делится еще на 9 квадратов, в которой записываются результаты перемножения числа данной кнопки на числа от одного до девяти, т.е. получаем своеобразную таблицу умножения. Данный метод имеет ограничение - умножение делается на однозначное число.
Слайд 19АНКЕТИРОВАНИЕ
1.Необходимо ли современному человеку устный счёт?
Да Нет
2. Знаете ли вы другие способы умножения кроме умножения в столбик?
Да Нет
3.Пользуетесь ли вы ими?
Да Нет
4.Хотели бы вы узнать другие способы умножения?
Да Нет
Слайд 20Результаты анкетирования
Было опрошено 26 обучающихся 4 «Б» класса
Этот опрос показал, что
современные школьники не знают других способов выполнения действий, так как редко обращаются к материалу, находящемуся за пределами школьной программы.
Слайд 21Знакомим одноклассников с разными способами умножения
Слайд 23Результат эксперимента:
Безусловными лидерами стали метод «Решётка» и самый современный метод Василия
Оконешникова.
Слайд 24Вывод:
Научившись считать всеми представленными способами,
мы пришли к выводу: что самые простые способы это те, которые мы изучаем в школе, а может быть, мы просто к ним привыкли .
Из всех рассмотренных необычных способов счета более интересным показался способ «Решётка». Мы показали его своим одноклассникам, и он им тоже очень понравился.
Самым простым показался «новый метод умножения» , который разработал В.И. Оконешников. Заинтересовал нас и японский метод.
Таким образом, мы достигла цели своего исследования – изучили и научились применять нетрадиционные способы умножения многозначных чисел. Наша гипотеза подтвердилась –ребята нашего класса заинтересовались нестандартными способами умножения.
Изученные нами нетрадиционные методы умножения очень интересны и имеют право на существование. А в некоторых случаях ими даже проще пользоваться. Считаем, что о существовании этих методов можно рассказывать в школе, дома и удивить своих друзей и знакомых
Поработав с литературой и материалами в интернете, мы поняли, что нами рассмотрено очень маленькое количество способов умножения, а это значит, что впереди нас ждет много интересного
Слайд 25Памятка
Новый способ умножения
Крестьянский способ
Японский метод
Решётчатое умножение
Умножение на 6,7,8,9 на
пальцах
Умножение на 9 на пальцах
Слайд 27Использованные материалы:
http://ss.gym5cheb.ru/p22aa1.html
http://skolkobudet.ru/publ/4-1-0-5
Энциклопедия для детей. «Математика». – М.: Аванта +, 2003. –
688 с.
Энциклопедия «Я познаю мир. Математика». – М.: Астрель Ермак, 2004.
Перельман Я.И. Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета. Л., 1941 — 12 с.