Слайд 1Наглядные средства электронных образовательных ресурсов
Рыженко Е. В.
Слайд 2Содержание:
Электронные наглядные средства
Виды наглядности
Требования к визуализации
Теоретические основы и принципы создания учебной
компьютерной презентации
Теоретические основы и принципы визуализации учебной информации средствами интерактивной доски
Методические аспекты использования электронных наглядных средств обучения информатики
Виды инструментальных программ и их классификация
Виртуальные физические лаборатории
Методические особенности использования виртуальных лабораторий на уроках информатики
Список источников
Слайд 3Электронная наглядность -
новый вид дидактических средств ,
программное компьютерное средство представления комплекса визуальной гипертекстовой информации разных типов, предъявляемой обучаемому на экране компьютера, как правило, в интерактивном (диалоговом) режиме.
[В.В. Кучурин]
Слайд 4Компьютерная визуализация учебной информации
позволяет наглядно представить на экране объекты и
процессы во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей, в том числе скрытых в реальном мире, и, что особенно важно, в развитии, во временном и пространственном движении.
Слайд 5Основные преимущества электронных средств обучения при реализации принципа наглядности:
обеспечение полисенсорного восприятия
учебной информации (зрение и слух, осязание, ощущение гравитации, магнитная ориентация и т. п.);
повышение уровня визуализации учебного материала;
возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств реальных объектов, научных закономерностей, теорий, понятий;
возможность осуществлять преобразовательную деятельность с объектами изучения или их моделями.
Слайд 6В соответствии с основными характеристиками электронные наглядные средства можно разделить на
Слайд 7Динамическая (анимированная) наглядность
– это средство обучения, представляющее собой движущееся, изменяющееся
изображение.
Оно позволяет сформировать наглядные представления о развитии событий и процессов во времени и пространстве, сконцентрировать внимание обучающихся на конкретном объекте изучения, повысить плотность занятия за счет ускорения подачи информации.
Управление ограничивается функциями проигрывания, остановки и паузы, что, указывает на ограниченную, в данном случае временную, интерактивность динамической (анимированной) наглядности.
Слайд 9Интерактивная наглядность –
это средство обучения, представляющее собой гипертекстовую анимированную иллюстрацию в
сочетании с набором инструментов управления, позволяющих пользователю взаимодействовать с ним в диалоговом режиме.
Слайд 10Мультимедийная наглядность –
это средство обучения, в котором интегрированы информационные объекты
различных типов: звук, текст, изображение.
мультимедиа лекции,
мультимедиа панорамы,
электронный звуковой плакат и т. п.
Слайд 11
Требования к ЭОР, дополняющие и расширяющие принцип наглядности:
в средствах должна
использоваться только такая визуальная модель объекта изучения, которая максимально способствует достижению цели обучения, без чрезмерной детализации или упрощения общих планов изображения;
модель следует подавать в форме, которая позволяет наиболее четко выделить и разграничить существенные признаки объекта изучения, связи и отношения между его составляющими, то есть существенные для анализа явления модели, этапы процессов и элементы модели объекта изучения должны быть выделены цветом, миганием, звуком и т. д.;
Слайд 12
Требования к ЭОР, дополняющие и расширяющие принцип наглядности:
- когнитивность (стимулирование домысливания)
подачи учебного материала средствами наглядности нового поколения должна быть реализована таким образом, чтобы предоставить возможность учителю (преподавателю) применять методы активного обучения, сделать процесс обучения действительно интерактивным;
- гностичность подачи учебных моделей не может быть самоцелью: необходимо использование моделей объектов изучения, которые не подают знания в готовом, законченном виде, а предусматривают исследования, самостоятельную познавательную деятельность учащихся, стимулируя в них навыки такой деятельности
Слайд 13Технология визуализации направлена на более полное и активное использование природных возможностей
учеников за счет интеллектуальной доступности подачи учебного материала.
Сочетание визуального образа, текста, устного пояснения преподавателя подводит студента к стереоскопичности восприятия, которая многократно усиливается при использовании возможностей компьютера.
Полисенсорное восприятие учебной информации не просто позволяет каждому ученику обучаться в наиболее благоприятной, органичной для него системе, но, главным образом, стимулирует развитие второстепенной для данного студента репрезентативной системы восприятия.
Слайд 14Теоретические основы и принципы создания учебной компьютерной презентации
Материал презентаций ориентирован на
контингент учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития.
Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.
Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему.
Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.
Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы.
Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
Применение презентаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
Слайд 15Нужно учитывать следующие принципы разработки учебных презентаций:
Оптимальный объем.
Доступность.
Разнообразие форм.
Учет особенности восприятия
информации с экрана.
Занимательность.
Красота и эстетичность.
Динамичность.
Слайд 16Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для
решения локальных педагогических задач.
Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия (принцип модальности).
Слайд 17Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска"
- это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми
качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов.
Слайд 18Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску,
а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь".
Слайд 19Электронная доска позволяет осуществлять:
активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации
посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;
сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате, при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.
Слайд 20Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео
и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках;
значительно экономится время урока, а значит, за 40 минут можно успеть решить большее количество задач, лучше отработать изучаемый материал, что в свою очередь повышает успеваемость учащихся.
Слайд 21Методические аспекты использования электронных наглядных средств обучения информатики
меньше текста и больше
наглядности;
меньше линейности и больше интерактивности;
вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность;
дидактическая и информационная законченность.
Слайд 22Применяются мультимедиа технологии по следующим направлениям:
- интерактивная доска;
- система интерактивного
опроса;
- различные образовательные программы;
- мультимедийный экран;
- сетевые образовательные программы;
- диагностические комплексы.
Слайд 23Инструментальные программные средства -
вид общего программного обеспечения, представляющий совокупность программ
и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки и внедрения программных средств.
В зависимости от области применения различают
средства для создания приложений
средства для создания информационных систем.
Слайд 25Рекомендуется использовать следующие технологии и инструментальные средства создания ЭОР:
простые средства
публикации электронных образовательных ресурсов, основанные на использовании приложений Microsoft Office;
Adobe Acrobat для публикации версий электронных учебных пособий и методических материалов для распечатки;
Adobe Flash для создания анимационных последовательностей и виртуальных лабораторных практикумов;
LabView для дистанционного доступа к лабораторному оборудованию и для разработки виртуальных лабораторных практикумов;
система дистанционного обучения ;
сетевая система проверки знаний и др.
Слайд 26Подготовка текстового и графического материала для ЭОР производится с использованием лицензионных
программных средств (текстовых, графических, аудио- и видео редакторов) по выбору разработчиков.
Слайд 27Виртуальные лаборатории
представляют собой электронный образовательный ресурс, выполненный в виде интерактивного
компьютерного задачника по информатике для школьников и предназначенный для использования в курсе информатики.
Слайд 28Под виртуальными лабораториями понимается два типа программно-аппаратных
лабораторная установка с удаленным
доступом – назовем такие комплексы
дистанционные лаборатории
программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты –
виртуальные лаборатории (в узком смысле)
Слайд 29Зачем нужны виртуальные лаборатории?
Для подготовки к реальным лабораторным работам.
Для школьных занятий,
если отсутствуют соответствующие условия, материалы, реактивы и оборудование.
Для дистанционного обучения.
Для самостоятельного изучения дисциплин во взрослом возрасте или вместе с детьми, поскольку многие взрослые по тем или иным причинам испытывают потребность «вспомнить» то, что так и не было выучено или понято в школе.
Для научной работы.
Для высшего образования с важной практической составляющей.
Слайд 30Виртуальные лаборатории могут быть:
двухмерными и 3D;
простейшими для младших школьников
и сложными,
практическими для учеников средней и старшей школы, студентов и преподавателей.
Слайд 31Комплект виртуальных лабораторий обеспечивает компьютерную поддержку уроков информатики при изучении тематических
блоков по моделированию, введению в алгоритмические структуры, математическую логику и других разделов информатики.
Банк задач виртуальных лабораторий по информатике формируется по трем уровням сложности с возможностью как репродуктивной учебной деятельности детей, так и активизации их творческого потенциала.
Слайд 32Основная цель использования виртуальных лабораторий в учебном процессе – развитие таких
качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность.
Обучение школьников на уроках информатики с использованием виртуальных лабораторий уже в младших классах приводит к дальнейшему самостоятельному использованию изученных приемов компьютерного моделирования и инструментов интерактивных компьютерных сред, активно используемых школьниками в дальнейшем в электронных образовательных ресурсах по всем школьным предметам, разработанных и предлагаемых школам в рамках отраслевых разработок.
Слайд 33Эффективность обучения с помощью средств виртуальных лабораторий в значительной степени зависит
от правильного выбора приемов их использования.
Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны.
На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем.
Слайд 34Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования: разъяснить
ученикам поставленную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; восстановить в памяти учеников предшествующий опыт, необходимый для усвоения нового знания, не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах, обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их.
Слайд 35Наличие соответствующего программного средства - комплекса виртуальных лабораторий обеспечит учащемуся:
возможность повторить
найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное или оптимальное решение;
возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии ее разработки;
визуализацию хода решения задачи и алгоритма выполнения;
возможность наблюдать динамику решения задачи с помощью экранных объектов.
Слайд 36Источники информации:
Балалаева Е.Ю. Реализация принципа наглядности в электронных средствах обучения //
Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7. [Электронный ресурс] http://human.snauka.ru/2014/07/7351
Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий. [Электронный ресурс] http://www.educationnote.ru/nowods-164-1.html
Кучурин, В.В. Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий [Электронный ресурс] pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=post&id=7312
Егорова О. В. Модернизция словесно-наглядных методов обучения(создание учебных презентаций)[Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2011/09/23/modernizatsiya-slovesno-naglyadnykh
Разработка методики использования информационных технологий на уроках информатики. [Электронный ресурс] http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a3bc68a5c53b89521316d36_0.html
Виртуальные лаборатории для дистанционного обучения, вузов и школ.[Электронный ресурс] http://zillion.net/ru/blog/247/virtual-nyie-laboratorii-dlia-distantsionnogho-obuchieniia-vuzov-i-shkol
Кислицын Н. С. Применение интерактивной доски в процессе образования. [Электронный ресурс] http://u4isna5.ru/referat/10-refinfomatika/26-primenenie-interaktivnoi-doski
Сафенкова Е. Н. Интерактивная доска как средство визуализации учебного материала на уроках математики. [Электронный ресурс] http://pedakademy.ru/?p=1576
Сущность и особенности использования инструментального программного обеспечения. [Электронный ресурс] http://xreferat.ru/33/2759-1-sushnost-i-osobennosti-ispol-zovaniya-instrumental-nogo-programmnogo-obespecheniya.html
Методические материалы по разработке электронных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] file:///C:/Users/asustud/Downloads/-pubs-eer-eer.pdf
Цветкова М.С., Курис Г. Э., , Елизаров А. А. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе. [Электронный ресурс] http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_04_28.html
Штода В. Н. Использование комплекса виртуальных лабораторий на уроках информатики как средство формирования алгоритмической культуры и логического мышления школьников. [Электронный ресурс] http://edu.evnts.pw/materials/113/14009/