Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р. П.
ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
“Музыка – это проявление
скрытой математики”. Гольдбах
Математика и музыка
Выполнил: Яновский В. В.,
ученик 6 класса «Б»
Руководитель:
учитель математики Клименко Т. Н.
р.п. Чунский, 2018
Слайд 2Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Провести свои исследования по установлению связи
между музыкой и математикой, сравнив материал изучаемый в музыкальной школе, и материал, который изучают ученики в школьном курсе математики.
Сформулировать собственные выводы.
Слайд 3 Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех
наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие разные человеческие культуры? Я предлагаю найти ответы на все эти вопросы, доказать, что связь между математикой и музыкой существует.
Слайд 4
Методы исследования
Поиск, анализ и синтез различных источников информации: книг,
статей, Интернет-ресурсов.
Чтобы показать связь между математикой и музыкой, я предлагаю вам прослушать всем известную детскую песенку.
Слайд 5 Вслушайтесь в эту веселую детскую песенку. На её примере можно
выдвинуть гипотезу, что занятия музыкой помогают изучению математики. С помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения.
Я думаю, что ни один человек в мире не смог бы прожить без математики и музыки.
Наверняка, каждый из вас сейчас подумал: « Какая же всё- таки связь может быть между математикой, и музыкой?»
Слайд 6 На первых уроках сольфеджио – так называются
уроки музыкальной грамоты – ученики музыкальных школ сразу же сталкиваются с математикой. В музыке всё надо считать . Как и в математике – 7 нот,
5 линеек нотного стана, интервалы между нотами.
Слайд 7 Интересно, что у истоков музыкальной грамотности стоял великий математик
Пифагор! В свою школу Пифагор принимал тех, кто очистил душу музыкой и тайной гармонией чисел.
Слайд 8ЗАСЛУГИ ПИФАГОРА
Пифагор учил математике, музыке, астрономии, медицине, принципам политической деятельности, этике
и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы.
Числа, равные сумме своих делителей, воспринимались как совершенные; дружественными называли пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей другого. Пифагор впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, ввел понятие фигурного числа. В его школе были подробно рассмотрены тройки натуральных чисел, у которых квадрат одного равнялся сумме квадратов двух других.
Геометрия у Пифагора была подчинена арифметике. Это ярко проявилось в теореме, носящей его имя и ставшей в дальнейшем основой применения численных методов геометрии.
Пифагору приписывают систематическое введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямолинейных фигур, учение о подобии.
Пифагор одним из первых считал, что Земля имеет форму шара и является центром Вселенной.
Слайд 9 В математике, в познании количественных отношений видели пифагорейцы ключ
к разгадке мировой гармонии, постижение которой и составляло смысл их жизни.
Пифагор построил музыкальный лад. Он не только нашел строгие математические построения музыкальных ладов, но и заложил основу о каждом ладе. До-ре- ми -фа-соль-ля-си, полученные звуки собрал в октаву.
Слайд 10 Музыка, точнее теория музыки или учение о гармонии,
занимает почетное место в пифагорейской системе знаний. «Музыкантов»-пифагорейцев интересовало не столько музыкальное искусство, сколько те математические пропорции и соотношения, которые, как считалось, лежат в основе музыки.
Идея музыкальных соотношений настолько увлекла пифагорейцев, что они пытались обнаружить их всюду.
Слайд 11
Длительности
При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность). Вот вам один
из таких примеров, где показывается, как целая длительность делится на две половинные, затем пойдут четвертные длительности и т.д.
Слайд 12Длительности от целой до шестнадцатой ноты
Слайд 14Деление нот
Таким образом, дети в 5-6 лет, которые занимаются музыкой,
узнают, что ноты или что-нибудь другое может делиться. Чтобы записать слова – мы используем буквы, числа – цифры, а музыку – ноты.
Слайд 15
Кроме вышеупомянутых понятий, с понятием последовательность в математике мы встречаемся крайне
часто. Обычно цель при встрече с ними – отгадать следующее число или символ.
Все музыкальные произведения тоже записываются в определённой музыкальной последовательности.
Например та же гамма «до мажор», где ноты идут по возрастанию от «до» первой октавы до «до» второй октавы.
Слайд 16В ходе работы мы сравнивали математические правила с музыкой (такие, как
последовательность и деление). Рассмотрели факты о достижениях Пифагора в музыке.
Слайд 17 Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой
культуры, два школьных предмета, две системы мышления, тесно связанные между собой:
1) Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически.
2) Занимаясь музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности.
Слайд 18Графические изображения
Музыка
Математика
Слайд 19Отмечено, что занятия музыкой благотворно влияют на математические способности учащихся.
Слайд 20«Музыка есть таинственная арифметика души.
Она вычисляет, сама того не понимая.»
Лейбниц
Слайд 21 Список литературы
1. Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков и др. Математика. Учебник
для 6 класса средней школы. – М., Просвещение, 2012
2. Математический энциклопедический словарь. – М., 1988.
3. Энциклопедический словарь юного математика. – М., 1995.
4. Интернет ресурс: http://ru.wikibooks.org/wiki
5. Интернет ресурс: Letopisi.ru Проект «Музыкальная математика»
6. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М: «Государственное музыкальное издание», 1996