Презентация, доклад Математика и икебана

Содержание

математикаи

Слайд 1Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4


« Математика и икебана»








автор: учитель математики Садовникова Е. В.

г.Озёры
Московская область


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4« Математика и икебана»

Слайд 2математика
и

математикаи

Слайд 3Евклид. Математику уже зато любить следует,
что она ум в порядок

приводит.

Японцы считают, что занятие икебаной помогает человеку достичь внутренней гармонии, спокойствия, сформировать характер.


Мне показалось, что в этих словах есть общее и я решила разобраться в этом.

Евклид. Математику уже зато любить следует, что она ум в порядок приводит. Японцы считают, что занятие икебаной

Слайд 4Цель работы: расширить представление
о геометрических особенностях составления икебаны.
Для реализации данной

цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть школы икебаны, её стили
определить основные формы икебаны
изучить формулу расчёта длины элементов икебаны (геометрические приёмы)

Цель работы: расширить представление о геометрических особенностях составления икебаны.Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть

Слайд 5Содержание :
Вступление
История возникновения искусства икебаны
Школы икебаны
Стили икебаны
Основные правила составления икебаны
Конструктивные элементы

икебаны
Математические расчёты при составлении икебаны
Формы икебаны
Практическая часть
Литература

Содержание :ВступлениеИстория возникновения искусства икебаныШколы икебаныСтили икебаныОсновные правила составления икебаныКонструктивные элементы икебаныМатематические расчёты при составлении икебаныФормы икебаныПрактическая

Слайд 6"Берёт японец ветку вишни
в жемчужно-розовом цвету,
срезает все, что видит лишним,
что нарушает

красоту".

Слайд 7Красота по японской традиции должна складываться из трех понятий - трех

элементов-символов: син, соэ, хикаэ(тай), то есть: небо, человек, земля, что составляет основу мироздания в икебане.

Для японского понятия "икебана" в зарубежных языках до сих пор не найдено точного перевода. Иногда иероглифы ике-бана дословно переводят как "живые цветы" или как "цветы, которые живут".

Красота по японской традиции должна складываться из трех понятий - трех элементов-символов: син, соэ, хикаэ(тай), то есть:

Слайд 8Искусство икебаны было заимствовано Японией из Китая вместе с другими элементами

буддизма в середине VI века. В течении нескольких последующих столетий икебана выполняла особую функцию в культуре Японии, являясь необходимым элементом в ритуале почитания богов и предков в храмах.

Искусство икебаны было заимствовано Японией из Китая вместе с другими элементами буддизма в середине VI века. В

Слайд 9Большинство россиян считают, что икебана – это чисто женское ремесло.
На самом

деле японских женщин допустили до икебаны только в конце XIX века.
Большинство россиян считают, что икебана – это чисто женское ремесло.На самом деле японских женщин допустили до икебаны

Слайд 10Свидетельство тому средневековые японские гравюры, на которых составлением букетов занимаются только

мужчины
 
Свидетельство тому средневековые японские гравюры, на которых составлением букетов занимаются только мужчины 

Слайд 12Изначально аранжировкой букетов занимались монахи в буддистских монастырях еще в эпоху

феодализма, примерно в XV веке. Причем, не просто набожные клирики, а монахи-воины, а их букеты были своеобразным подношением богам.

Изначально аранжировкой букетов занимались монахи в буддистских монастырях еще в эпоху феодализма, примерно в XV веке. Причем,

Слайд 13 От монахов икебаной «заразились» помещики-самураи, вассалы императора или


его наместников. Как правило, делали они это после кровавых междоусобных побоищ, которые в средневековой Японии происходили почти ежедневно.
От монахов икебаной «заразились» помещики-самураи, вассалы императора или его наместников. Как правило, делали они

Слайд 14В наше время для многочисленных сотрудников крупных компаний, вынужденных большую часть

суток проводить в офисе, это один из немногих способов снять напряжение. Именно поэтому мужчины занимаются икебаной прямо на рабочем месте.
Чему руководители не сопротивляются.
В наше время для многочисленных сотрудников крупных компаний, вынужденных большую часть суток проводить в офисе, это один

Слайд 15Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в

Японии считаются школы : Икэнобо, Охара,Согэцу.
Икэнобо
Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль
Сёка и Рикка.
Охара
Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана.
Согэцу
Школа Соцэгу (яп.草月 — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.
Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.

Школы

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы : Икэнобо, Охара,Согэцу.ИкэнобоПервой

Слайд 16Стили
Рикка (яп. 立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в XVII веке.

Композиция создавалась довольно высокой, около 1,5 метра и более и шириной 1-1,3 метра. Растения в композициях этого стиля не опираются
о стенки сосуда или его края. Рикка обычно ставится в глубокой вазе с сильно расширенной горловиной. По очертанию Рикка может быть веерообразной овальной, эллиптической и т. д. В прежние дни, когда Рикка предназналась только для храмов, она была симметричной, но, выйдя за пределы храма, она приобрела общий асимметричный облик. Сейчас стиль считается устаревшим
и редко практикуется.
Сёка (яп. 生花) Принято считать, что стиль Сёка представляет собою упрощенную форму стиля Рикка. Сёка - это асимметричная трехлинейная композиция. Композиции ставятся и в низких вазах.
Нагэирэ (яп. 投げ入れ; другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах
с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
Морибана (яп. 盛り花) — икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кэндзан) или тяжёлые металлические держатели с открытыми гнёздами (сиппо).
Дзиюка — свободный стиль. В состав такой икебаны входят искусственные материалы (разноцветная бумага, вата, стразы, проволоки, стекло, и т.д.).

СтилиРикка (яп. 立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в XVII веке. Композиция создавалась довольно высокой, около 1,5

Слайд 17Рикка. Огромные негнущиеся ветви гармонировали с величественной обстановкой храма. Кончики ветвей,

цветы устремлялись к небу, как бы взывая к богам.

Для создания применялись ветки бамбука, хвойные ветви (сосна, кедр, кипарис, можжевельник). Составители рикки стремились олицетворить в композиции священную гору.

Рикка. Огромные негнущиеся ветви гармонировали с величественной обстановкой храма. Кончики ветвей, цветы устремлялись к небу, как бы

Слайд 18 В конструкции используются три основных элемента (из веток

и цветов).
Три основные ветки устанавливаются в вазе таким образом, что линии, соединяющие вершины Син, Соэ и Тай, образуют разносторонний треугольник.
Главная ветка Син занимает центральное место и стоит прямо, Соэ наклоняется вперед, вправо или влево, и тай наклоняется вперед, вправо или влево, но обязательно в противоположную сторону от Соэ, уравновешиваемо. Длина Син над поверхностью воды в зависимости от силы и характера растений, ширины вазы и места установки композиции, берется больше размера вазы в 1,5-3 раза.

Сёка

В конструкции используются три основных элемента (из веток и цветов). Три основные ветки устанавливаются

Слайд 19С XVI века в Японии появилось понятие чайной церемонии. В ней

применялся натуралистический стиль икебаны – Нагэирэ (композиции в высоких вазах).


В чайной церемонии предполагался сосуд и один цветок. Высота цветка должна составлять: (высота вазы + диаметр вазы) х 1,5 м.
С XVI века в Японии появилось понятие чайной церемонии. В ней применялся натуралистический стиль икебаны – Нагэирэ

Слайд 20Современная икебана представлена в основном двумя стилями – Нагэирэ и Морибана.

Стиль Морибана стал известен с конца XIX века.  В этом стиле главные линии располагаются по правилу икебаны. Кроме веток и цветов применялись ветви, мхи, камни. 
Современная икебана представлена в основном двумя стилями – Нагэирэ и Морибана. Стиль Морибана стал известен с конца

Слайд 21Стиль Дзюика
Свободный стиль. В состав такой икебаны, в отличие от всех

остальных, могут входить искусственные материалы (разноцветная бумага, вата, стразы, проволоки, стекло, и т.д.).
Стиль ДзюикаСвободный стиль. В состав такой икебаны, в отличие от всех остальных, могут входить искусственные материалы (разноцветная

Слайд 22В настоящее время в Японии насчитывается свыше 3000 школ икебаны. У

школ есть небольшие различия в размерах линий, углах наклона от центральной оси, в том, какие будут главные линии-ветка и цветок или только ветка и др.  Каждая школа придает своему стилю особый смысл, сохраняя основные принципы икебаны.

Далее всё рассматривается на примере современной икебаны
( школа Согецу,
стили: Морибана,Нагэире)

В настоящее время в Японии насчитывается свыше 3000 школ икебаны. У школ есть небольшие различия в размерах

Слайд 23 Основные правила составления икебан:

Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и

образуют как бы треугольник. Треугольник не должен быть ни вертикальным, ни горизонтальным. Элементы не должны находиться в одной плоскости.
Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда - его диаметром и высотой.
При составлении икебаны сосуд имеет огромное значение: он должен соответствовать используемому растительному материалу, желательно, чтобы он был однотонным.

Основные правила составления икебан:Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Треугольник не

Слайд 24Конструктивные элементы икебаны:

Характерной особенностью икебаны является асимметрия. Элементы, составляющие такую композицию,

имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трёхмерность, поэтому в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу «трех плоскостей»: одна линия А — символ неба, руководящее начало («син»), другая линия В — человек («соэ») и третья линия С — символ земли («хикаэ»).

А

В

С

«Син», «соэ» и «хикаэ» — составляют его скелет.
Эти линии могут быть ветками или цветами.

Если мысленно провести линию, соединяющую верхушки растений, получится разносторонний треугольник, именно он и лежит в основе асимметричной гармонии любой икебаны, а сама композиция состоит из нечетного числа цветов. Японские мастера по этому по­воду говорят: «Только асимметрия и нечетность — основы красивого». Поэтому икебана не бывает круглой, а ее элементы никогда не могут быть равны по высоте и располагаться симметрично .

Конструктивные элементы икебаны:Характерной особенностью икебаны является асимметрия. Элементы, составляющие такую композицию, имеют разную высоту и устанавливаются под

Слайд 25Поговорим о том, как рассчитать
длину элементов икебаны.

Мы уже знаем, что

для этого необходимо знать высоту (h) и диаметр (d) вазы, в которой будет составляться икебана. Разные школы предлагают разные варианты расчетов. Например:

Школа Охара: син=h+d х1,5
сое=2/3 син
тай(хикае)=2/3 сое
 
 
Школа Согецу: син=(h+d) х1,5
сое=3/4 син
тай(хикае)=3/4 сое
 

Поговорим о том, как рассчитать длину элементов икебаны.Мы уже знаем, что для этого необходимо знать высоту (h)

Слайд 26От расположения растений в композиции под различными углами создаются тем самым

ее объемность.

Самую высокую ветвь или стебель ставят по центру с наклоном по вертикали
100 — 150 влево и немного вперед, второй, который пониже, — левее первого на
с наклоном 400 — 450 и с еще большим наклоном вперед, третий, самый короткий, отклоняют вправо по вертикали на 600 — 750. Эта четкая расстановка стеблей строго рассчитана и является правилом икебаны, которое создает гармоничное единство элементов в композиции .Важнейшим элементом икебаны является «небо», от его направления и динамики зависит эффект всей композиции. Опорой для неба служит «человек», он должен соответствовать небу по форме
и направленности. «Земля» уравновешивает композицию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим.

От расположения растений в композиции под различными углами создаются тем самым ее объемность. Самую высокую ветвь или

Слайд 27Формы
В зависимости от угла наклона растений в композиции различают две ее

основные расстановки — вертикальную (прямостоячую) и наклонную.

ФормыВ зависимости от угла наклона растений в композиции различают две ее основные расстановки — вертикальную (прямостоячую) и

Слайд 28Основная прямостоячая форма
Низкая ваза
Высокая ваза
Самая сильная и пышная линия А ставится

в дальний угол треугольника, крепясь на наколке с отклонением от вертикали влево и вперед на 100 – 150. Линия В отклоняется
на 450 влево и вперед, чтобы она оказалась перед линией А. Цветок С крепят
с отклонением вправо на 750 -800 и еще ближе к переднему краю,
чем линия В. Цветок должен располагаться напротив двух веток
и уравновешивать всю композицию .
Основная прямостоячая формаНизкая вазаВысокая вазаСамая сильная и пышная линия А ставится в дальний угол треугольника, крепясь на

Слайд 29Первый вариант прямостоячей формы

Остальные главные элементы остаются на своих местах.

Ветки А и В по диагонали располагаются практически на одной линии,
но в противоположных направлениях. Такая композиция получается более обширной, поэтому называется открытым вариантом.

В этом варианте ветка А, как и в основной форме, занимает главную позицию, но отклоняется на 10 0 -150 не влево и вперед,
а вправо и назад.

Первый вариант прямостоячей формы Остальные главные элементы остаются на своих местах. Ветки А и В по диагонали

Слайд 30Второй вариант прямостоячей формы

Для этой формы характерен сильный наклон ветки

В, а ветка А держится почти прямо, устремляясь вверх, и между ними остается достаточно большое пространство.

В данном варианте меняются местами ветка В и цветок С, а ветка А занимает такое же положение, что и в основной вертикальной форме, отклоняется вперед и влево на 100 - 150. Ветка В ставится на 750 вправо и вперед, а цветок на 450 влево и вперед .

Второй вариант прямостоячей формы Для этой формы характерен сильный наклон ветки В, а ветка А держится почти

Слайд 31Третий вариант прямостоячей формы

Третий вариант отличается широким обзором, поэтому его

еще называют цветы
с трехсторонним фасадом, он больше других подходит под интерьер европейского типа.

Ветка А наклоняется влево на 100 -150,
а ветка В вправо на 450, и они получаются развернутыми в виде веера или крыльев. Цветок С ставится перед ветками, наклоняясь прямо вперед на 750.

Третий вариант прямостоячей формы Третий вариант отличается широким обзором, поэтому его еще называют цветы с трехсторонним фасадом,

Слайд 32Четвертый вариант прямостоячей формы

Композиция состоит только из двух главных элементов

элемента А и С, элемент В отсутствует, но подразумевается. Поэтому этот вариант называют сокращение главной ветки.
Ветка А отклоняется влево на 150, а элемент С вправо на 750
Четвертый вариант прямостоячей формы Композиция состоит только из двух главных элементов элемента А и С, элемент В

Слайд 33Пятый вариант прямостоячей формы

Ветка А отклонена на 150, ветка В

отклонена на 450, а цветок С на 750.

Пятый вариант первый шаг к свободной композиции.

Пятый вариант прямостоячей формы Ветка А отклонена на 150, ветка В отклонена на 450, а цветок С

Слайд 34Шестой вариант прямостоячей формы
Используется для обозрения со всех сторон, поэтому

главные элементы имеют наклон
в разные стороны так, что в плане вся композиция делится ими на три равных сегмента по 1200. Пространство между основными элементами заполняется дополнительным материалом, также наклоненным в разные стороны. Первая ветка А наклонена на 150,
вторая ветка В на 450, а цветок С на 750 .

В высокой вазе этот вариант строится так же, как и в низкой, но в композиции горизонтальной формы элемент А наклонен на 850, элемент В на 650, а элемент С на 750.

Шестой вариант прямостоячей формы Используется для обозрения со всех сторон, поэтому главные элементы имеют наклон в разные

Слайд 35Основная наклонная форма
В низкой вазе наколка располагается в третьей позиции, в

правом дальнем углу.
В наклонной форме ветки Аи В меняются местами и по высоте в этом случае доминирует элемент В, что же касается элемента А, то он определяет общий наклонный характер аранжировки.
Цветок С остается в той же позиции, что и в основной прямостоячей форме .

Композиции наклонной формы, как правило, используют в тех местах, где мешали бы высокие ветки, на столе, мешая людям видеть друг друга, или на фоне картины, скульптуры, закрывая их от взора.

Основная наклонная формаВ низкой вазе наколка располагается в третьей позиции, в правом дальнем углу. В наклонной форме

Слайд 36Первый вариант наклонной формы

В этом варианте ветка В направляется к

тыльной части композиции. Характерной особенностью этой формы является большое пространство между двумя основными ветками, а цветок находится в прежней позиции в качестве баланса.
Первый вариант наклонной формы В этом варианте ветка В направляется к тыльной части композиции. Характерной особенностью этой

Слайд 37Второй вариант наклонной формы

В этом случае ветка В, наклонявшаяся в

основной форме влево на 150, занимает теперь место цветка, который, в свою очередь, встает на ее место. Обе главные ветки наклонены вперед, одна влево, другая вправо, а цветок закрепляется в дальнем конце наколки и тоже
с наклоном вперед .

Более динамично и свободно такая форма выглядит
в высокой вазе. В этом случае короткий цветок С и его дополнители ставят позади первой ветки. Ветки подбираются гибкие. Такие композиции используются
в торжественных случаях и ставятся на фоне стены.

Второй вариант наклонной формы В этом случае ветка В, наклонявшаяся в основной форме влево на 150, занимает

Слайд 38Третий вариант наклонной формы

В этом случае ветка А наклоняется влево

на 450,
а ветка В вправо на 100- 150, а цветок С ставится перед ветками, наклоняясь прямо вперед на 750.

В высокой вазе у третьего варианта наклонной формы есть разновидность свисающая композиция. В ней ветка А опускается на 300 ниже края вазы, ветка В опускается на 150, цветок С остается в центре с наклоном 750- 800, как будто поддерживая всю композицию.

Третий вариант наклонной формы, как и третий вариант прямостоячей, имеет широкий обзор и больше других подходит под интерьер европейского типа.

Третий вариант наклонной формы В этом случае ветка А наклоняется влево на 450, а ветка В вправо

Слайд 39Четвертый вариант наклонной формы

Все сказанное ранее о четвертом варианте прямостоячей

формы касается и наклонной. Отличие состоит только в угле наклона ветки А.
Она отклоняется влево на 450, а цветок остается
в том же положении, то есть отклоняется
на 750 вправо .
Четвертый вариант наклонной формы Все сказанное ранее о четвертом варианте прямостоячей формы касается и наклонной. Отличие состоит

Слайд 40Пятый вариант наклонной формы

Основные ветки А и В меняются местами,

как и в основной форме: А наклоняется на 450,
В на 150, а цветок С на 750 .
Пятый вариант наклонной формы Основные ветки А и В меняются местами, как и в основной форме: А

Слайд 41Шестой вариант наклонной формы

Ветка А наклоняется на 850- 900,
ветка

В на 600- 700, цветок С на 750.

Этот вариант используется для украшения обеденного или банкетного стола .
Предъявляются дополнительные требования. Во-первых, цветы не должны иметь сильный запах, который может не понравиться гостям; во-вторых, растения должны
быть абсолютно чисты, нельзя, чтобы на стол, где находится еда, осыпались листья, лепестки и пыльца растений.

Шестой вариант наклонной формы Ветка А наклоняется на 850- 900, ветка В на 600- 700, цветок С

Слайд 42Вашему вниманию практическая часть


элементы для икебаны:

Вашему вниманию практическая частьэлементы для икебаны:

Слайд 43это результат работы

это результат работы

Слайд 44В традиционной японской икебане :
гвоздика –

цветок Бога;
ветка сосны – символ долголетия;
брусника – солнце, удача, благополучие.

Желаю Вам долголетия, удачи и благополучия!

В традиционной японской икебане :     гвоздика – цветок Бога;  ветка сосны –

Слайд 45

Заключение

Благодаря математике мы решаем не только арифметические задачи. При достижении мною поставленной цели, понял - эта наука позволяет развивать гибкость ума, что нужно для принятия решения любой задачи. Более того, нужно рассмотреть проблему со всех сторон. Поверьте, без воображения это не возможно. Она также развивает и интуицию.

Эта работа позволила улучшить навыки работы с математическими инструментами, увидеть красоту окружающего мира с точки зрения математики.

Японцы недаром считают, что занятие икебаной помогает человеку достичь внутренней гармонии, спокойствия, сформировать характер. Да, это на самом деле так. Здорово, что мы учим математику.
И прекрасно, что есть такое искусство – икебана.

Заключение

Слайд 46Информационные ресурсы:
http://nn.wikipedia.ru
http://www.kanzendo.ru
http://florego.ru
http://sites.google
5. Словари и энциклопедии

Информационные ресурсы:http://nn.wikipedia.ruhttp://www.kanzendo.ruhttp://florego.ruhttp://sites.google5. Словари и энциклопедии

Слайд 47Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть