Слайд 1МБОУ Сосновская сош №1
филиал в с.Перкино
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Как
хорошо уметь считать!
Подготовил: учащийся 5 класса
Курынин Сергей
Руководитель: Корчагина Н.С.
учитель математики первой категории
Слайд 2 Актуальность.
Я считаю, что данная
тема актуальна, так как на уроках, да и в повседневной жизни приходиться постоянно выполнять арифметические операции в уме (не используя, микрокалькулятор). Умение быстро и правильно считать облегчит понимание тем на уроках, повысит успеваемость и поможет учащимся улучшить результативность на экзаменах.
Слайд 3Гипотеза исследования
- овладение приёмами быстрого счёта позволит повысить качество
и скорость вычислений обучающихся.
Слайд 4Цель исследовательской работы
- изучить приёмы быстрого счёта, доказать необходимость умения
быстрого счёта и эффективного использования этих приёмов.
Задачи исследования:
- изучить литературу, в которой встречаются различные приемы быстрого счёта;
- выбрать доступные приемы для учащихся 5 классов;
-провести исследование навыков устного счёта обучающихся;
-познакомить, обучающихся с приемами быстрого счета;
- провести эксперимент о возможностях быстрого счёта обучающихся;
-сделать выводы о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.
Слайд 5 Приемы быстрого счёта можно разбить на
общие и частные. К общим относятся такие приемы, которые годятся для любых числовых данных и основаны на использовании законов и свойств арифметических действий.
Используются переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.
Слайд 6Объект исследования:
приёмы быстрого счёта
Предмет исследования:
процесс вычислений
Слайд 7Методы:
- поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск
необходимой информации в сети Интернет;
- практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;
- анализ полученных в ходе исследования данных.
Слайд 8Поразрядное сложение двузначных чисел.
Пример 1
76+38+47+86+45=(70+30+40+80+40)+(6+8+7+6+5)=260+32=292
Слайд 9Сложение путём округления.
Пример 2
3916+991+1998+2002=
=(4000+1000+2000+2000)-(84+9+2)+2=
=9000-95+2=8907
Слайд 10Сложение с использованием свойств действий с числами.
Пример 3
12+63+28=(12+28)+63=40+63=103.
Пример
4
3013+74+2187+126=(3013+2187)+(74+126)==5200+200=5400
Слайд 11Приёмы вычитания
Пример 5
56-9=56-10+1=47
Пример 6
436-87=436-100+13=349
Слайд 12Вычитание числа меньше 100 из числа больше 100
Пример 7
134-76=24+34=58
Слайд 13Вычитание путём уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого
Пример 8
67-48=(67+1)-48-1=(68-48)-1=20-1=19
Пример 9
453-316=453-313-3=140-3=137
Слайд 14Вычитание с использованием свойств действий с числами.
Пример 10
1358-(158+78)=1358-158-78=1200-78=1112
Пример11
(973+747)-873=973-873+747=100+747=847
Пример12
5861+(1414-884)=(5861+1414)-884=7275-884=6391
Слайд 15Приёмы умножения
Умножение на 11
Пример13 23*11=253.
Пример14 78*11=858.
Пример15 125*11=1375.
Пример 16
967*11=1637.
Слайд 16 Умножение на 111.
Пример 17
42*111=4200+420+42=4662
Слайд 17 Умножение двузначного числа на 101, на 10101.
Пример 18
77*101=7777
Пример
19
89*10101=898989
Слайд 18 Умножение на 4,8,16.
Пример 20
26*4=26*2*2=52*2=104
Пример 21
213*8=213*2*2*2=426*2*2=852*2=1704
Слайд 19Умножение на 5, 25,50, 125
Пример 22
236*5=236*10:2=2360:2=1180
Пример 23
87*50=87*100:2=8700:2=4350
Пример
24
124*25=124*100:4=12400:4=3100
Пример 25
66*125=66*1000:8= 66000:8=8250
Слайд 20 Умножение на 15.
Пример 26
129*15=1290+645=1935
Слайд 21 Умножение на 9, 99, 999
Пример 27
28 *9=280-28 =152
Пример
28
18*99=1800-18=1782
Пример 29
23*999=23000-23=22977
Слайд 22Умножение трёхзначных чисел от 101 до 109.
Пример 30
105*107=11235
Слайд 23Приёмы деления
Последовательное деление
Пример 31
720:45=720:9:5=80:5=16
Пример 32
9324:36=9324:3:12=3108:12=
=3108:3:4=1036:4=259
Слайд 24Деление на 5, 50, 500
Пример 33
23600:50=23600:100*2=236*2=472
Слайд 25Деление на 25, 125
Пример 34
12100:25=12100:100*4=484
Пример 35
9000:125=9000:1000*8=72
Слайд 26 Приёмы возведения в квадрат
Возведение
в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся 5
Пример 36
35*35=1225
Пример 37
85*85=7225
Слайд 27Квадрат двузначных чисел, начинающихся с 5
Пример 38
57*57=3249
1) 25+7=32
2) 7*7=49
Слайд 28План исследования
1. Подготовить задания на применение приёмов быстрого счёта для учащихся
5 класса.
2. Провести первое тестирование учащихся.
3. Провести анкетирование учащихся.
4. Познакомить обучающихся с приёмами быстрого счёта.
5. Провести второе тестирование учащихся.
6. Проверить работы провести анализ на предмет быстроты и качества вычислений. Разобрать допущенные ошибки.
7. Провести третье тестирование с интервалом в 1 неделю.
8. Все результаты занести в таблицу.
9. Исследовать соотношение времени выполнение тестирования в 1 и в последующих случаях, сравнить. Сделать выводы.
Слайд 29Методы исследования
1. Тестирование.
2. Анкетирование на предмет выявления известных учащимся приёмов
быстрого счёта.
3. Анализ полученных результатов.
Слайд 31Результаты анкетирования учащихся
Слайд 32Вывод.
По результатам исследовательской работы можно сделать
следующие выводы:
При использовании приёмов быстрого счёта у всех участников эксперимента уменьшилось время на выполнение теста (100%), при этом улучшилось качество выполнения вычислений.
Гипотеза о том, что знание и использование приёмов быстрого счёта позволит увеличить скорость и качество вычислений подтвердилась.
Слайд 33Литература.
1. Я. Перельман. «Быстрый счёт. Тридцать простых приёмов устного счёта». Ленинград.
Дом занимательной науки. 1941.
2. Я. Перельман. «Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел». Москва. ГОНТИ. Издание седьмое просмотренное и дополненное.1938.
3. http://www.slideboom.com/presentations/539172/
4. http://www.myshared.ru/slide/203108/
5. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=224