Слайд 1Как появились натуральные числа
Выполнила ученица 5 «А» класса
Колпак Олеся
Слайд 2Математика каменного века
Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они
охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни.
Когда такой способ добычи стал трудным, люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных. Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились математические знания. Без подсчета дней трудно было определять, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.
Слайд 3 И вот более 8 тысяч лет тому
назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон.
И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько кружков он спокойно шёл спать. Но в его стаде были не только овцы. Поэтому пришлось из глины делать ещё и другие фигурки. А земледельцы для подсчёта собранного урожая использовали свои фигурки.
Слайд 4Числа начинают получать имена
Перекладывать каждый раз глиняные фигурки
было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия. Сначала получили названия только числа 1 и 2. а все, что шло после двух, называли «много». А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова «много».
В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут», а в сказках героев отправляют «за тридевять земель, в тридесятое царство», они сражаются с трехглавым змеем.
Слайд 5Живая счётная машина
Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем
многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Тогда старые методы счета вытеснил новый – счет по пальцам. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.
С того далекого времени, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать, пошло это выражение: «Знаю, как свои пять пальцев».
Слайд 6Как люди научились записывать цифры
С развитием скотоводства и земледелия люди все
чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать.
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.
В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.
Слайд 7У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда
римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.
Так выглядели древние китайские цифры.
Слайд 8Индейцы майя ухитрялись писать
любое число, используя только
точку, линию и
кружочек.
Наши современные цифры пришли к нам
из Индии через арабские страны, поэтому их
и называют арабскими. Происхождение каждой из
девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать
в “угловатой” форме.
Слайд 9От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”.
Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9
Числа, которые появились в результате счета назвали натуральными числами
Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
Слайд 10 Числа один, два, три, четыре и так дальше, являются
натуральными. Отрицательные и дробные числа не принадлежат к натуральным числам. Ноль, чаще всего, не принято считать натуральным числом.
Натуральные числа - это числа, которые используются для счета предметов или для указания порядкового номера того или иного предмета среди однородных предметов.
Натуральные числа образуют натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, ...
Наименьшим числом в натуральном ряду является число 1 (один, единица), наибольшего числа в натуральном ряду нет. Натуральный ряд чисел является бесконечным. Натуральный ряд построен так, что каждое следующее число на 1 (единицу) больше предыдущего.
Слайд 11Выводы
Натуральные числа возникли из практических нужд человека.
Натуральные числа записывают с
помощью десяти цифр.
Числа сыграли большую роль в развитии человечества.