Презентация, доклад к заседанию лицейского методического объединения по теме:ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Содержание

Проблема 1. Обучение решению задач и организация учебной деятельности младших школьников.Как быть?Изменить сам подход к решению задач: решать в несколько раз меньше, но при этом само решение должно содержать глубокое изучение задачи, сущности

Слайд 1Проблемы обучения решению математических текстовых задач в начальной школе
Учитель начальных классов
МБОУ –

Лицей № 5 г. Мценска
Орловской области
Карева О.П.
Проблемы обучения решению математических текстовых задач в начальной школеУчитель начальных классовМБОУ – Лицей № 5 г. МценскаОрловской

Слайд 2 Проблема 1. Обучение решению задач и организация учебной деятельности младших школьников.
Как быть?
Изменить

сам подход к решению задач: решать в несколько раз меньше, но при этом само решение должно содержать глубокое изучение задачи, сущности её решения, выявление общих методов и приёмов, используемых в этом решении.
Проблема 1.  Обучение решению задач и организация учебной деятельности младших школьников.Как быть?Изменить сам подход

Слайд 3Проблема 2. Качество обучения решению задач (…)и основные пути обучения решению задач

( показ образца и разучивание способов решения).


Как быть?
………


Проблема 2. Качество обучения решению задач (…)и основные пути обучения решению задач ( показ образца и разучивание

Слайд 4Проблема 3. Методические ошибки учителей при обучении решению задач.
Как быть?
Правильная методика решения

задач не требует решать их по заученной схеме.
Проблема 3. Методические ошибки учителей при обучении решению задач.Как быть?Правильная методика решения задач не требует решать их

Слайд 5Проблема 4. Необходимость краткой записи: необходимость или формальность?

Проблема 4. Необходимость краткой записи: необходимость или формальность?

Слайд 6Проблема 5. Отождествление учителями понятий теории решения задач и теории обучения решению

задач.

Различия:
Теория решения задач – задача, решение задачи, решить задачу, процесс решения задачи, методы и способы решения.
Теория обучения решению задач – обучение решению задач, умение решать задачи.
Вопрос «Как научить решать задачи?» сводится к вопросу
«Как решать задачи на уроке?»


Проблема 5. Отождествление учителями понятий теории решения задач и теории обучения решению задач.Различия:Теория решения задач – задача,

Слайд 7Уровни умения решать задачи
Низкий — восприятие задачи осуществляется учеником поверхностно, не

полно. При этом он вычленяет разрозненные данные, внешние, не существенные элементы задачи. Ученик не может и не пытается предвидеть ход ее решения. Характерна ситуация, когда, не поняв задачу, ученик уже приступает к ее решению, которое чаще всего оказывается беспорядочным манипулированием числовыми данными.
Средний — восприятие задачи сопровождается ее анализом. Ученик стремится понять задачу, выделяет данное и искомое, но способен при этом установить между ними лишь отдельные связи. Из — за отсутствия единой системы связей между величинами затруднено предвидение последующего хода решения задачи. Чем больше разветвлена эта сеть, тем больше вероятность ошибочного решения.
Высокий — на основе полного, всестороннего с анализа задачи ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомым. Это позволяет ему осуществлять целостное планирование решения задачи. Ученик способен самостоятельно увидеть разные способы решения задачи и выделить наиболее рациональный из возможных.

Уровни умения решать задачиНизкий — восприятие задачи осуществляется учеником поверхностно, не полно. При этом он вычленяет разрозненные

Слайд 8Возможные пути эффективной организации работы по обучению решению задач:

1. Умение решать

задачи определенного вида
2. Общее умение решать задачи
3. Комплексный подход ( 1 + 2)
Возможные пути эффективной организации работы по обучению решению задач:1. Умение решать задачи определенного вида2. Общее умение решать

Слайд 9Некоторые методические приёмы обучения решению задач
Привычные и знакомые:
1.Рассуждения от «начала» задачи

(синтетический способ решения: от данных к искомому)
2. Рассуждения от «конца» задачи (аналитический способ решения: от вопроса к данным)
3.Аналитико — синтетический способ (комбинированный).

Ремарка:
Н и к т о не старается запомнить вопросы учителя и понять, зачем они ставятся, почему ставятся именно такие вопросы, а не другие. После получения ответа, работа с приемом заканчивается, и дети забывают его до следующего использования у ч и т е л е м!


Некоторые методические приёмы обучения решению задачПривычные и знакомые:1.Рассуждения от «начала» задачи (синтетический способ решения: от данных к

Слайд 10
Непривычные:
1. Прием активизации мыслительной деятельности учащихся при использовании традиционных способов разбора

задачи ( определение системы вопросов, которые помогают решению задачи)

2. Решение задач с недостающими или лишним данными.
3. Решение «задач без вопросов» ( опыт польской школы).
3.Прием использования схематического моделирования (чтобы краткая запись выполняла свою функцию помощи ученику в решении задачи, она должна строиться средствами другого языка. А краткая запись имеет тот же словесный характер, что и текст условия, поэтому решению не помогает)



Непривычные:1. Прием активизации мыслительной деятельности учащихся при использовании традиционных способов разбора задачи ( определение системы вопросов,

Слайд 11
Примечание:
1. Используя модели при решении задач, важно соблюдать следующее

правило: схема ( модель) составляется не после чтения и анализа задачи, а параллельно, по мере чтения текста.
2. Подробное обоснование учеником своих действий при построении схемы способствует развитию умения рассуждать, учит последовательно и аргументированно излагать свои мысли.

Примечание: 1. Используя модели при решении задач, важно соблюдать следующее правило: схема ( модель) составляется не

Слайд 12 Варианты работ со схемами: Выбор схем. Маша нарисовала такую схему, и Миша —

свою. Кто (не) внимательно читал текст задачи? Выбор вопросов. - На какие вопросы, можно ответить, пользуясь этим условием? (выбрать нужное из перечня вопросов или составить свои). Выбор выражений. Выбор условия к данному вопросу. Выбор данных. Изменение текста задачи в соответствии с данным решением. Постановка вопроса, соответствующего данной схеме. Выбор решения задачи, прием обсуждения решений.
Варианты работ со схемами: Выбор схем. Маша нарисовала такую

Слайд 13Этапы работы над задачей
 

предварительное прогнозирование ее решения
прикидка результата
 
восприятие, осмысление текста задачи
(анализ

задачи и ее схематизированная запись)

поиск метода решения и плана решения

осуществление плана решения

проверка, анализ решения

ответ

исследование задачи

Этапы работы над задачей предварительное прогнозирование ее решенияприкидка результата восприятие, осмысление текста задачи(анализ задачи и ее схематизированная запись)

Слайд 14 Культура решения задач заключается в том, что поиск решения совершается на

базе глубокого и всестороннего анализа задачи, что каждая из совершаемых проб обосновывается и ее результаты анализируются, что после нахождения верного решения производится ретроспективный анализ с целью выявления общих методов, примененных в этом решении, поиске более рационального решения, если это возможно. Такой культуре можно и нужно учить учащихся уже с начальной школы.

Заключение

Культура решения задач заключается в том, что поиск решения совершается на базе глубокого и всестороннего анализа задачи,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть