Слайд 1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
г.Арзамас Нижегородской области
Урок математики в 6 классе
Тема
урока: Решение уравнений
(урок общеметодологической направленности «урок-обсуждение» по закреплению
решений уравнений с элементами изучения решения задач методом «Инверсии»)
Учитель математики первой категории:
Пьянова Ирина Александровна
Адрес: 607220, Нижегородская область,
город Арзамас,
улица Пушкина, дом 138/1 тел.
7-40-50
E-mail: Licey-Arzamas@mail.ru
Арзамас, 2016 г.
Слайд 2Цель: закрепить навыки по решению уравнений
Задачи:
Изучить метод инверсии.
Применить метод инверсии к
решению задач.
Выяснит, в каких случаях удобно применять данный метод.
Слайд 3Немного об «Инверсии»
Инверсия — это одно из самых любимых развлечений индийцев,
как древних, живших в давно минувшее время, так и современных; говорят, и ныне дети индийцев могут решать в уме очень сложные задачи, составленные по методу инверсии. Он заключается в том, что называется ряд действий, начинать которые следует с последнего. Древнейший из известных индийских математиков Ариа-бхата (V век н. э.) коротко, но точно определяет инверсию следующим образом: «Умножение становится делением, деление превращается в умножение. Приращение обращается в потерю, потеря преображается в приращение: инверсия!!!».
Таким образом,
решение задач методом «Инверсии» - это решение задач с конца.
Слайд 4
Решение задач
Задача 1: «Я задумал число, умножил его на 3, к
результату прибавил 7 . Полученную сумму разделил на 2 и получил 11. Какое число я задумал?» (Попробуй решить задачу методом инверсии и с помощью уравнения. Определи, какое для тебя решение рациональнее.)
Слайд 5Задача 2:«Женщина пошла в королевский сад за яблоками. Чтобы выйти из
сада, ей пришлось пройти через 4 двери, каждую из которых охранял свирепый стражник, отбиравший каждый раз половину яблок. Домой она принесла 10 яблок. Сколько яблок досталось стражникам?» (Попробуй решить задачу методом инверсии и с помощью уравнения. Определи, какое для тебя решение рациональнее.)
Слайд 6
Задача 3: «Спортсмен прыгнул с трамплина в воду: сначала трамплин подбросил
его вверх на 1м, затем он полетел вниз на 6 м и, выныривая, поднялся на 2 м до поверхности воды. На какой высоте над водой находиться трамплин?» (Попробуй решить задачу методом инверсии и с помощью уравнения. Определи, какое для тебя решение рациональнее.)
Слайд 7ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ:
Задача 1: «Колхозница принесла на рынок яйца. Первому покупателю
она продала половину всего запаса и одно яйцо. Второй взял половину остатка и одной яйцо. Третий купил половину нового остатка и одно яйцо. В корзине остался десяток яиц. Сколько яиц принесла колхозница на рынок?» (Решение совместно с учителем)
Слайд 8ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ:
Задача 2: «Гастроном продал в первый день 1/2 всех
гусей и 1/2 гуся; во второй день 1/3 остатка и еще 1/3 гуся; в третий день продал ¼ нового остатка и ¾ гуся, в четвертый 1/5 остатка и 1/5 гуся. На пятый день магазин продал оставшихся 19 гусей. Сколько всего гусей было в магазине.» (Решение совместно с учителем)
Слайд 9Итоги урока: теперь, зная о методе «Инверсии», вы сможете решать некоторые
задачи быстрее, проще и не рискуя сделать большое количество ошибок.
Домашнее задание
Составить/найти две задачи:
1. решаемая рациональнее уравнением;
2. решаемая рациональнее методом инверсии.
Слайд 10ЛИТЕРАТУРА
Еленьский Щ. По следам Пифагора, Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвящения
РСФСР, Москва 1961г.: 489с.: с ил.
Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей М., «Просвещение», 1971. 462с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/