Слайд 1
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ
Математика
6 класс
Слайд 2ГЛОССАРИЙ:
Рациональные числа – это положительные числа, как натуральные, так и дробные,
противоположные им числа и число 0.
Координатная прямая- прямая, на которой отмечено начало отсчета, выбрано положительное направление и указан единичный отрезок.
Координата точки определяет ее положение на координатной прямой.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.
Противоположные числа – это два числа, отличающиеся друг от друга только знаками.
Целые числа – это натуральные числа, противоположные им числа и число 0.
Модуль числа- это расстояние на координатной прямой от начала отсчета до точки, которая соответствует данному числу. (Абсолютная величина) Обозначения: |-5|=5
Неотрицательные числа – это положительные числа и число 0.
Неположительные числа – это отрицательные числа и число 0.
Слайд 3Тема № 7. Вычитание рациональных чисел
Эпиграф:
«Учиться можно весело….
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
(французский писатель Анатоль Франс)
Слайд 4Должны знать и уметь:
- формулировать правило выполнения вычитания рациональных чисел
;
- научиться заменять вычитание сложением;
- выполнять упражнения, которые предусматривают вычитание рациональных чисел.
Слайд 5Изложение материала:
Вчитание рациональных чисел имеет тот же смысл, что
и вычитание положительных чисел.
Пример: -5 + (-10) = -15; -5 = - 15 - (-10). Тот же результат получим, если -15 сложим с числом, противоположным -10. Таким образом, вычитание можно заменить сложением с числом, противоположным вычитаемому.
Попробуем сформулировать правило вычитания рациональных чисел :
Чтобы из одного числа вычесть другое, надо уменьшаемое сложить с числом, противоположным вычитаемому: а - b = а + (- b).
Обрати внимание!
1) в результате вычитания рациональных чисел уменьшаемое:
- уменьшается, если вычитаемое является положительным числом;
- увеличивается, если вычитаемое является отрицательным числом;
- не изменяется, если вычитаемое равно 0;
2) o вычитании рационального числа а из числа b говорят: число b изменили на число а .
Слайд 6Решаем вместе:
Примеры:
7,8 – 2,6 = 5,2
7,8 – (-2,6) =
7,8 + 2,6 = 10,4
- 7,8 – 2,6 = - 7,8 + (-2,6) = - 10,4
- 7,8 –( -2,6) = - 7,8 +2,6 = - 5,2
- 7,8 – 0 = - 7,8 + 0 = - 7,8
6. Вычислить разность: -2,8 – (-3,2) – 1,2 – (-5,8).
Заменим действие вычитания на действие сложения:
-2,8 – (-3,2) – 1,2 – (-5,8) = - 2,8 + 3,2 +(-1,2) + 5,8 =
= ((-2,8 + (-12)) + (3,2 +5,8) = - 4 + 9 = 5.
Слайд 7Решаем вместе:
х + 23
= 16
х = 16 - 23
х = 16 + (-23)
х = - 7
| х + 5| =1
х + 5 = 1 и х + 5 = -1
х = 1 - 5 х = -1 – 5
х = 1+ (-5) х = -1 + (-5)
х = - 4 х = - 6
Слайд 8Решаем вместе:
Установите соответствие:
А) -25 - 38 =
1. - 54
Б) 8,9 - 14,6 = 2. - 12,43
В) -12,43 - 0 = 3. - 7,4
Г) -3,8 – 3,6 = 4. - 5,7
Д) 0 - 54 = 5. - 63
Ответ: А - 5; Б – 4; В – 2; Г – 3; Д - 1.
Слайд 9Тест для самоконтроля:
1.Вычислите значение выражения: – 743 –(–395) –
(-1043)
А ) -1025, 2 ; Б) – 695 ; В) 975; Г) 695. ( правильный ответ – 2 балла)
2. Заполни таблицу : (правильный ответ – 0,5 балла)
Слайд 10Ответ к тесту:
1. Г
2. Заполни таблицу
Слайд 11Контрольные вопросы:
Что значит вычесть из одного числа другое?
Может ли уменьшаемое
быть меньше вычитаемого?
Как вычесть из данного числа другое, используя координатную прямую?
4. Сформулируйте правило замены вычитания сложением.
Слайд 12Домашнее задание:
§ 27, упражнение № 1188, 1194, 1206 (1 уровень),
№ 1210, 1216 (1,2) (2 уровень)