Презентация, доклад к уроку математики по теме: Комбинаторика

Содержание

В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: Вперёд поедешь – голову сложишь.Направо поедешь – коня потеряешь.Налево поедешь – меча лишишься.А дальше говорится, как он выходит из

Слайд 1Математическая разминка
1.Вычисли:

а)72:8

б)56:7 в)63:9
+51 *5 +33
:15 -13 :8
*9 :9 *13
+14 +17 -25
____________ _____________ ____________

2. Найти площадь прямоугольника со сторонами:

15 см и 4 см
36 см и 1 дм
3 м и 18 см

Математическая разминка1.Вычисли:а)72:8             б)56:7

Слайд 2В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец,

доехав до распутья, читает на камне:

Вперёд поедешь – голову сложишь.

Направо поедешь – коня потеряешь.

Налево поедешь – меча лишишься.

А дальше говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора.

Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в самые разнообразные комбинации.

В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне:

Слайд 3Целый раздел математики, именуемый комбинаторикой, занят поисками ответов на вопросы: сколько

всего комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую


Страница 160 учебника

Целый раздел математики, именуемый комбинаторикой, занят поисками ответов на вопросы: сколько всего комбинаций в том или ином

Слайд 4Комбинаторные задачи

Комбинаторные задачи

Слайд 5КОМБИНАТОРНАЯ ЗАДАЧА –
это задача, требующая осуществления
перебора всех возможных вариантов
или подсчета

их числа

КОМБИНАТОРНАЯ ЗАДАЧА – это задача, требующая осуществленияперебора всех возможных вариантовили подсчета их числа

Слайд 6ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПЕРЕБОР – строгий порядок разбора всех случаев, возможных решений

ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПЕРЕБОР – строгий порядок разбора всех случаев, возможных решений

Слайд 7Решение задачи методом полного перебора всех возможных вариантов
№1 Сколько двузначных чисел

можно составить, используя цифры 1; 4; 7?

Решение задачи методом полного перебора всех возможных вариантов№1 Сколько двузначных чисел можно  составить, используя цифры 1;

Слайд 8Решение: Для того, чтобы не пропустить и не повторить ни одного

из чисел, будем выписывать их в порядке возрастания:
11;14;17; (начали с 1)
41;44;47; (начали с 4)
71;74;77; (начали с 7)
Таким образом, из трёх данных цифр можно составить всего 9 различных двузначных чисел.
Ответ: 9 чисел.

Решение: Для того, чтобы не пропустить и не повторить ни одного из чисел, будем выписывать их в

Слайд 9Решение задачи методом полного перебора всех возможных вариантов
№2 Прямоугольник состоит из

трех квадратов. Сколькими способами можно раскрасить эти квадраты тремя красками: красной, зеленой и синей?

Решение задачи методом полного перебора всех возможных вариантов№2 Прямоугольник состоит из трех квадратов. Сколькими способами можно раскрасить

Слайд 10Решение задачи:
6 способов

Решение задачи:6 способов

Слайд 11Решение задач с помощью дерева возможных вариантов
Существует более общий подход

к решению самых разных комбинаторных задач с помощью составления специальных схем. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда название - дерево возможных вариантов. При правильном построении дерева ни один из возможных вариантов решения не будет потерян
Решение задач с помощью дерева возможных вариантов Существует более общий подход к решению самых разных комбинаторных задач

Слайд 12 Рассмотрим задачу о составлении трехзначных чисел из цифр 1;4;7 (цифры

в записи числа не повторяются).
Для её решения построим схему-дерево возможных вариантов.

№3

число

1

4

7

4

7

7

4

1

7

7

1

1

4

4

1

Ответ: числа 147; 174; 417; 471; 714; 741

Рассмотрим задачу о составлении трехзначных чисел из цифр 1;4;7 (цифры в записи числа не повторяются). Для

Слайд 13Задача №4 : Запишите все трёхзначные числа, для записи которых употребляются

только цифры 1 и 2 (цифры могут повторяться)

1 2

1

1

2

2

1

1

1

1

2

2

2

2

Ответ: 111,112,121,122,211,212,221,222 – восемь чисел.



дерево возможных вариантов

Задача №4 : Запишите все трёхзначные числа, для записи которых употребляются только цифры 1 и 2

Слайд 14№5 Запишите все трёхзначные числа, для записи которых употребляются только цифры

0,7.

Решение:

7

7

0

7

7

0

0

Ответ: 777,770,707,700 – 4 числа.

№5 Запишите все трёхзначные числа, для записи которых употребляются только цифры 0,7.Решение:7707700Ответ: 777,770,707,700 – 4 числа.

Слайд 15№6 Запишите все трёхзначные числа, для записи которых используются цифры 5

и 7.
(Решите задачу самостоятельно)

Решение:

Ответ: 555,557,575,577,755,757,775,777

№6 Запишите все трёхзначные числа, для записи которых используются цифры 5 и 7.(Решите задачу самостоятельно)Решение:Ответ: 555,557,575,577,755,757,775,777

Слайд 16№7 Сколько различных завтраков, состоящих из 1 напитка и 1

вида выпечки, можно составить из чая, кофе, булочки, печенья и вафель?

№7  Сколько различных завтраков, состоящих из 1 напитка и 1 вида выпечки, можно составить из чая,

Слайд 17Решение задачи:










Ответ: 6 способов

Решение задачи: Ответ:  6 способов

Слайд 18
Параграф 24

№ 646, 648, 668
Домашнее задание:

Параграф 24№ 646, 648, 668Домашнее задание:

Слайд 19Комбинаторные задачи

5 класс

Урок № 2

Комбинаторные задачи

Слайд 20Решаем устно
1. Найти объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями:
1. 4см, 25 см,

12 см
2. 5 см, 6 см, 8 см
3. 8 дм, 125 дм, 9 дм
4. 10 м, 24 м, 10 м
Решаем устно1. Найти объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями:1. 4см, 25 см, 12 см2. 5 см, 6 см,

Слайд 21Задачи из учебника
№ 645, 651, 653,

658 (дополнительно)

Задачи из учебника№ 645, 651, 653, 658 (дополнительно)

Слайд 22 Метод размещения
Для комбинаторной задачи с умножением можно

построить дерево вариантов, но такое дерево строить станет намного сложнее, именно поэтому используется метод умножения, чтобы запись была короче.

Рассмотрим этот метод на примере одной задачи:
Задача №8

Правило умножения в комбинаторных задачах.

Метод размещенияДля комбинаторной задачи с умножением можно построить дерево вариантов, но такое дерево

Слайд 23На обед в школьной столовой предлагается 2 вида супа, 3 вторых

блюда и 4 разных сока. Сколько различных обедов можно составить по предложенному меню?

Рассуждение:

Первое блюдо можно выбрать 2 способами, для каждого вида супа можно выбрать второе блюдо из трёх предложенных, уже получается 6 вариантов , осталось выбрать напиток: для каждого из 6 полученных наборов существует 4 способа выбора напитка.
Итог: 24 способа.

На обед в школьной столовой предлагается 2 вида супа, 3 вторых блюда и 4 разных сока. Сколько

Слайд 24Оформление:
Суп - 2 способа
Вторые

блюда - 3 способа
Сок - 4 способа

Решение: 2 x 3 x 4= 24

Ответ:
Можно составить 24 варианта различных обедов

Оформление:Суп  -  2 способа     Вторые блюда -  3 способа

Слайд 251. Параграф 24

2. № 652, 654, 657, 624

3.Составьте комбинаторную задачу, которая

решается с помощью правила умножения. Сделайте к ней рисунок.

Домашнее задание:

1. Параграф 242. № 652, 654, 657, 6243.Составьте комбинаторную задачу, которая решается с помощью правила умножения. Сделайте

Слайд 26Задача №9:
В правление фирмы входят 5 человек. Из своего состава

правления должно выбрать президента и вице-президента. Сколькими способами это можно сделать?

Решение:

Президент

1



Вице – президент

2 3 4 5

2

1 3 4 5

3

1 2 4 5

4

1 2 3 4

5

1 2 3 5

Задача №9: В правление фирмы входят 5 человек. Из своего состава правления должно выбрать президента и вице-президента.

Слайд 27Выбрать президента можно пятью способами, а для каждого выбранного президента четырьмя

способами можно выбрать вице-президента . Следовательно, общее число способов выбрать президента и вице-президента фирмы равно:

5*4=20.
Выбрать президента можно пятью способами, а для каждого выбранного президента четырьмя способами можно выбрать вице-президента . Следовательно,

Слайд 28Задача №10: В классе 15 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами

можно выбрать двух дежурных(одну девочку и одного мальчика)?

1. Сколькими способами можно выбрать на дежурство одну девочку?

Решение:

10

2.Сколько вариантов выбора мальчика существует для каждой девочки?

15

3.Сколько вариантов выбора двух дежурных существует?

10*15=150

Ответ: 150

Задача №10: В классе 15 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно выбрать двух дежурных(одну девочку и

Слайд 29Комбинаторные задачи

5 класс

Урок № 3

Комбинаторные задачи

Слайд 30Решаем устно
1. Вычислить объем куба с ребром 5 см
2. Вычислить площадь

его поверхности

3. Вычислить
1). 25 * 79* 4
2). 43 * 89+ 89 * 57

Решаем устно1. Вычислить объем куба с ребром 5 см2. Вычислить площадь его поверхности3. Вычислить1). 25 * 79*

Слайд 31 В комбинаторике часто приходиться решать задачу о том,

сколькими способами можно расположить в ряд или, как говорят математики, упорядочить все элементы некоторого множества. Каждое из таких расположений называют перестановкой.


Перестановки в комбинаторных задачах.

В комбинаторике часто приходиться решать задачу о том, сколькими способами можно расположить в ряд

Слайд 32Задача №11
Миша решил в воскресенье навестить дедушку, своего друга Петю

и старшего брата Володю. В каком порядке он может организовать визиты? Сколько вариантов получилось ?

Задача №11 Миша решил в воскресенье навестить дедушку, своего друга Петю и старшего брата Володю. В каком

Слайд 33 Решение задачи:
6 способов

Решение задачи:   6 способов

Слайд 34Здесь речь идет о числе перестановок, т.е. о выполнении трех визитов

в разной последовательности.

Сначала Миша выбирает, к кому отправится в первую очередь – 3 способа, затем он идет в гости к кому – то из 2 оставшихся, ну а затем – к последнему.

3•2•1= 6 способов








Здесь речь идет о числе перестановок,  т.е. о выполнении трех визитов в разной последовательности. Сначала Миша

Слайд 35Задача №12.
В турнире участвуют четыре человека. Сколькими способами могут

быть распределены места между ними?

Решение. Первое место может занять любой из 4 участников. При этом второе место может занять любой из трёх оставшихся, третье – любой из двух оставшихся, а на четвёртом месте остаётся последний участник.
Значит, места между участниками могут быть распределены следующим образом 4•3•2•1=24.

Ответ: 24 способами.

Задача №12.  В турнире участвуют четыре человека. Сколькими способами могут быть распределены места между ними?Решение. Первое

Слайд 36Заметим, что в решении каждой задачи получили произведение всех натуральных чисел

от 1
до 3 ( в первой задаче)
до 4 ( во второй задаче)
Такое произведение записывается короче:
3•2•1 = 3! ( «три факториал»)
4•3•2•1=4! ( «четыре факториал»)


Заметим, что в решении каждой задачи получили произведение всех натуральных чисел от 1  до 3 (

Слайд 37Андрей, Боря, Витя и Дима решили покататься на карусели. На ней

было 4 сиденья с изображением льва, слона, тигра и медведя. Ребята заспорили, кому где сидеть, поэтому решили перепробовать все способы. Сколько раз нужно в таком случае прокатиться на карусели?

Решение: Здесь речь идет о числе перестановок, т.е. о размещении 4 мальчиков по 4 местам разными способами: 4! = 24

Андрей, Боря, Витя и Дима решили покататься на карусели. На ней было 4 сиденья с изображением льва,

Слайд 38Решаем в классе
№ 647, 649, 650

Решаем в классе№ 647, 649, 650

Слайд 391.№ 660, 662, 665, 632

2.Составьте комбинаторную задачу, которая решается с помощью

перестановки. Сделайте к ней рисунок.

Домашнее задание:

1.№ 660, 662, 665, 6322.Составьте комбинаторную задачу, которая решается с помощью перестановки. Сделайте к ней рисунок.Домашнее задание:

Слайд 40 До новых встреч с комбинаторными задачами.

До новых встреч с комбинаторными задачами.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть