Слайд 1Тема урока: Длина окружности. Площадь круга.
Стоит только показать, что какая-либо вещь
невозможна, как найдется математик, который ее сделает.
(У. У. Сойер)
Слайд 2Класс, в котором проводился урок, является классом возрастной нормы. Большинство имеет
положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. Тема урока: «Длина окружности. Площадь круга». 1 урок по данной теме.
Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.
Слайд 4Развивающие:
развивать навыки устного счета;
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с
историческим материалом;
формировать умения четко и ясно излагать свои мысли;
умение пользоваться чертежными инструментами;
умение оценивать результаты выполненных действий;
развитие умений действовать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
воспитывать уважение и интерес к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Слайд 5Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению знаний:
Учитель: Чтобы определить, о чем
пойдет речь на уроке, предлагаю вам выполнить следующее задание. Я раздала каждому листочки, на которых отмечены точки. Что можете сказать об этих точках? (Что они находятся на одинаковом расстоянии от точки, которая в центре). Соедините эти точки плавной линией. Какая фигура у вас получилась. (Окружность, круг). Давайте вспомним, что мы уже знаем про окружность.
Слайд 6Начертите с помощью циркуля окружность.
-Центр окружности обозначим точкой О.
-(ТЭЙК ОФ –
ТАЧ ДАУН) Встаньте те, кто сможет дать определение окружности. (Все точки находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности).
-Выберите любую точку на окружности. Обозначим ее А.
- Встаньте те, кто знает как называется отрезок ОА? (Радиус).
Постройте еще одну окружность.
-Проведите отрезок, проходящий через центр окружности.
- Встаньте те, кто знает, как он называется? (диаметр).
- Встаньте те, кто знает чем отличается диаметр от радиуса? (Диаметр в 2 раза больше радиуса).
Диаметр в переводе с греческого слова означает «поперечник».
В группах подумайте, чем окружность отличается от круга? (Окружность это линия, а круг это фигура очерченная окружностью).
Демонстрирую окружность из проволоки и круг из картона.
Скажите, где в жизни мы встречаем окружность и круг?
Слайд 7Задача 1. Магеллан совершил кругосветное путешествие вокруг Земли. Какой путь он
прошел?
Задача 2. Найдите площадь темной части квадрата.
6 см
4 см
Слайд 8Практическая работа.
Возьмем цилиндры, которые я раздала каждой группе, возьмем нитку, обмотаем
ее вокруг наших цилиндров, а потом распрямим нить, то длина нити будет приблизительно равна длине окружности, которая находится в основании цилиндра. Линейкой измерьте длину диаметра окружности. Заполнить таблицу.
Слайд 10Посмотрите, ребята, окружности у каждой группы были разные, а отношения длин
окружностей к их диаметрам получились практически одинаковые. Общая картина прослеживается. У всех получилось 3 целых, не смотря на то, что предметы у всех разные. Отношения практически одинаковые, значит, не зависят от того, какую окружность брать. Это характерно для всех окружностей. Число, которое мы получили, обозначается π . π ≈ 3,1415926…
Слайд 11Историческая справка. (о числе пи). Ученику заранее было дано задание подготовить
сообщение.
Ученик: Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π . Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчетом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В 3в. до н.э. Архимед без измерений одними рассуждениями вычислил точное значение числа π = 22/7. С помощью современных электронно – вычислительных машин число «пи» было вычислено с точностью до миллиона знаков после запятой. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский математик Джонс в 1706 г., но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа π 153 десятичных знаков. Существует даже праздник числа П! Неофициальный праздник «День числа Пи» отмечается 14 марта, которое в американском формате дат (месяц/день) записывается как 3.14, что соответствует приближённому значению числа П. Ещё одной датой, связанной с числом П, является 22 июля, которое называется «Днём приближённого числа Пи» , так как в европейском формате дат этот день записывается как 22/7, а значение этой дроби является приближённым значением числа П.
Слайд 12Вывод формулы
Вернемся к нашей проблеме нахождения длины окружности. А сможете ли
с помощью все той же нитки найти длину любой окружности. Конечно же, нет, но зная, что С : d = π, выразим длину окружности С= π d. Итак, длина окружности равна произведению диаметра на число π. А так как d = 2 r, то С = 2 π r. Запишите формулы в тетрадь.
Слайд 13Физкультминутка
Сейчас немного разомнемся. Встаньте, пожалуйста. Я буду говорить задание ответом, которого
будет число. После того как я продиктую задание вам дается 5 секунд, чтобы подумать. Вслух ответ произносить нельзя. После моей команды вы начинаете группироваться по столько человек, какое число будет ответом на задание.
1. Петя старше Маши на 2 года. Сколько лет Пете, если Маше 4 года?
2. С утра в магазин привезли 20 булок хлеба. До обеда продали 17. В обед привезли еще 30 булок. К вечеру продали 28. Сколько булок осталось?
3. Сколько членов нужно использовать, чтобы составить пропорции?
4. Решите уравнение 2 * х = 6.
5. Какой по счету месяц август?
6. Какой сейчас по счету месяц?
Слайд 14Теперь у каждого есть пара. Я предлагаю вам создать два круга:
один внешний, другой внутренний. Один человек из пары встает во внешний круг, другой во внутренний, лицом друг к другу. Далее будете выполнять мои указания:
1. Улыбнитесь своему партнеру, пожелайте ему доброго дня, повернитесь направо, сделайте 3 шага, остановитесь, повернитесь к новому партнеру, улыбнитесь, поздоровайтесь.
2. Задам вам сейчас вопрос, у вас будет 5 секунд, чтобы подумать, затем отвечаете на этот вопрос своему партнеру, отвечать будет тот, кто выше ростом. Вопрос: В какую геометрическую фигуру мы с вами выстроились, дайте ей определение.
3. Повернулись направо, сделайте 5 шагов, остановитесь, повернитесь к новому партнеру, улыбнитесь, поздоровайтесь.
4. На следующий вопрос первым отвечает тот, у кого волосы на голове светлее. Вопрос: Дайте определение пропорции и приведите примет
5. Повернулись направо, сделайте 2 шага, остановитесь, повернитесь к новому партнеру, улыбнитесь, поздоровайтесь.
6. На следующий вопрос первым отвечает тот, у кого в имени меньше букв. Вопрос: Назовите элементы окружности и дайте их определения.
Слайд 16Закрепление.
1) Решим, все – таки задачу про Магеллана, зная, что радиус
Земли равен 6400 км.
2) Каждой команде дается задача.
Слайд 18Рефлексия:
Продолжите фразу
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Мне было
интересно…
Мне было трудно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне больше всего удалось…
А особенно удалось…
Я понял, что…
Больше всего мне понравилось…
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Слайд 19Домашнее задание: Придумайте практическую задачу на вычисление длины окружности и площади
круга, творчески оформите её для стенда интересных математических задач.