Слайд 1МАТЕМАТИКА В МИРЕ ПРОФЕССИЙ
УЧИТЕЛЬ ЧЕРЕМИЦЫНА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА
ГБОУ СОШ №6 г.о.
Сызрань
Слайд 2Цели:
Формирование представления о математике как части мировой
культуры, о ее месте в
современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
Мотивация учащихся к изучению математики, как к науке и развитие познавательной активности, творческих способностей.
Применение математики в деятельности человека и необходимость ее изучения для овладения знаниями при выборе профессии.
Слайд 3Задачи:
Личностные:
Развить познавательную активность и творческие способности учащихся, развить стремление к самостоятельному
изучению математических закономерностей, развитие внимания, наблюдательности.
Воспитать и укрепить чувства уважения и ответственности к окружающим, к выбору профессии
Сформировать навыки сотрудничества в групповой работе
Метапредметные:
Воспитать уважительное отношение к рабочим профессиям;
Пропагандировать и повышать престижности рабочих профессий;
Исследовать математические задачи, которые решаются в профессиональной деятельности.
Увидеть связь между наукой и повседневной жизнью.
Предметные:
Сформировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Сформировать навыки решения практико-ориентированных задач
Сформировать навыки решения проблемных жизненных ситуаций по математике в сфере рабочих профессий;
Доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности.
Слайд 5«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову
математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
М.И.Калинин
Слайд 8Классификация профессий по предмету труда
«Человек-человек»
«Человек-природа»
«Человек - художественный образ»
«Человек - знаковая система»
«Человек-техника»
Слайд 9Человек-человек
Предметом профессии первого типа
являются люди.
Примеры: врач, медсестра, воспитатель,
учитель, продавец, секретарь
Слайд 11Врач
Лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и
лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д. Математика и медицина часто требуют одних и тех же приемов: прежде всего - это наблюдения, анализ, диагностика, неоднократная проверка полученных результатов. Внимание, терпение и настойчивость, - вот качества, необходимые врачу и математику.
Слайд 12Человек-техника
Тип включает в себя профессии,
связанные с созданием, монтажом, сборкой и
наладкой технических устройств, ремонтом техники.
Примеры: сварщик, инженер, технолог, водитель, швея, электромонтер
Слайд 13ТЕХНОЛОГ
Технологи, работая на крупных и мелких производствах, обеспечивают управление технологиями и
персоналом. Организуют и контролируют весь многосложный процесс получения химических продуктов, без которых сегодня немыслим быт человека.
Слайд 14Человек - знаковая система
Тип объединяет профессии,
связанные с текстами, цифрами, формулами,
таблицами и чертежами.
Примеры: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, налоговый инспектор, банковский работник
Слайд 16
Банковский работник
Работа, связана с движением крупных денежных сумм, и несет
в себе опасность финансовых потерь. От банкира требуется быстрая реакция, математический склад ума, феноменальная память,
глубокое знание экономики.
Само понятие “банк” происходит от итальянского banco - так называлась скамья или столик, за которыми средневековые менялы обменивали деньги. Эта простейшая операция и положила начало банковской деятельности.
Слайд 17Человек – художественный образ
К этому типу можно отнести профессии, связанные с
созданием, проектированием, моделированием различных изделий.
Примеры: художник, журналист, композитор, актер, закройщик, менеджер по рекламе
Слайд 19Человек – природа
К типу можно отнести профессии,
связанные с изучением живой
и неживой природы.
Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар, эколог
Слайд 21Задача: При посещении ночных клубов, взимается налог в размере 10% от
стоимости билета. Третья часть от этих налоговых поступлений идет в детский дом. Необходимо рассчитать размер благотворительного фонда за январь месяц, если билет в ночной клуб стоит 300 рублей, а ночной клуб посещало в среднем около 60 человек за сутки.
Слайд 22 Решение:
Январь – 31 день
300+300*10:100=330 (руб.) – билет с налогом
60*31=1860
(чел) – посетителей за месяц
1860*330=613800 (руб.) – сумма за месяц
613800*10:100=61380 (руб.) – налог
61380:3=204600 (руб.) в детский дом
Ответ: за январь месяц в детский дом поступит 20 тысяч 460 рублей.
Слайд 23Задача: В первой кампании на рекламу было израсходовано 10 000 рублей,
а получен доход в размере 500 000 рублей. Во второй израсходовано 20 000 рублей, а доход составил 840 000 рублей. В третьей кампании израсходовано 17000 рублей, а доход – 980 000 рублей. Какая кампания обеспечивает наибольшую отдачу от рекламных вложений?
Слайд 24 Решение:
На 1 рубль расходов, приходится доходов:
500 000:10 000=50 (руб.) – 1
кампания
840 000:20 000=42 (руб.) – 2 кампания
980 000:17 000=58 (руб.) – 3 кампания
Ответ: Наибольшую отдачу от рекламных вложений составляет бюджет 3 кампании.
Слайд 25Задача: В нашей школе 880 человек. Предположим, что каждый второй пришел
без «сменки» и принес на подошвах 20 г пыли. Предположим, что 4 кг пыли остались на полу и ее удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим?
Решение:
440*20=8800 (г) – половина школы
8800 гр=8 кг 800 г
8 кг 800 г – 4 кг=4 кг 800 г
Ответ: 4 кг 800 г пыли осталось в воздухе.
Слайд 26Задача: В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе
расходуется 1800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель?
Решение:
1800∙6=10800 (листов) – бумаги за 6 недель
10800:500=21,1(пачек) – бумаги
Ответ: потребуется 22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.
Слайд 27Задача: больному прописали курс лекарств, которые нужно пить по 0,5г три
раза в день в течении трёх недель. В одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,5г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс?
Решение:
0,5∙3 ∙ 14=21(г) – необходимо всего на весь курс
0,5 ∙ 10 = 5 (г) – в 1упаковке
21:5=4,2 (упаковок) – необходимо на весь курс
Ответ: потребуется 5 целых упаковок .
Слайд 28Задача
Молодая семья решила взять кредит в банке на покупку
холодильника за 24000 рублей на год – под 14% годовых на следующих условиях: Кредит будет выплачиваться равными долями ежемесячно в течении одного года.
Сколько рублей они должны вносить в банк ежемесячно?
Решение: 1)24000 руб. – 100%
X руб. – 14%
х= (24000 x 14)/100 =3360 (руб)–состовляет переплата.
2)24000 +3360 =27360 (руб.) нужно будет выплатить в течение года.
3)27360/12 =2280 (руб.) ежемесячная выплата кредита.
Ответ: 2280 рублей ежемесячная выплата.
Слайд 29 ЗАДАЧА .
Технология изготовления дискет состоит из четырех этапов. На
каждом из них увеличивается содержание кремния на определенное число процентов по отношению к результату предыдущего этапа:
на первом этапе - на 25%,
на втором этапе - на 20%,
на третьем этапе - на 10%,
на четвертом этапе - на 8%.
Сколько граммов кремния потребуется на изготовление одной дискеты, если первоначально использовали 40 грамм?
Решение:
1) 40∙0,25+40=50(гр.) масса кремния после 1 этапа
2) 50∙0,2+10=60(гр.) масса кремния после 2 этапа
3) 60∙0,1+60=66(гр.) масса кремния после 3 этапа.
4) 66∙0,08+66=71,28(гр.)
Ответ: содержание кремния
в одной дискете 71,28грамм.
Слайд 31
Профессии сферы обслуживания :
повар, кондитер
Повар – это виртуоз своего дела,
практические
задачи – это его стихия.
Слайд 32 Повар должен уметь :
определять влажность продуктов
рассчитывать дневную норму питания в
процентах
производить калькуляцию
и учет продуктов питания
рассчитывать объём посуды,
количество жидкости для точного
расчёта порций.
Поэтому для этой профессии
важны задачи на проценты,
задачи для нахождения площадей и объёмов.
Слайд 33Задача поварам.
ПОВАРУ НЕОБХОДИМО ПРИГОТОВИТЬ 15 ПОРЦИЙ БИФШТЕКСА ПО 200Г В КАЖДОЙ.
СКОЛЬКО ЕМУ НЕОБХОДИМО ВЗЯТЬ СЫРОГО МЯСА , ЕСЛИ ИЗВЕСТНО, ЧТО МЯСО ПРИ ВАРКЕ ТЕРЯЕТ 35% СВОЕЙ МАССЫ.
Решение
1. 15*200=3000Г=3КГ.
100%-35% =65% мяса сохраняется при варке.
65%=0,65
3:0,65≈4,6 кг
Ответ:4,6кг
Слайд 34Математические задачи в профессии «Автомеханик»
Автомеханик должен знать уметь:
Устройство автомобиля.
Рассчитывать количество топлива.
Поэтому
для технических профессий всегда необходимы задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений.
Износ технических деталей.
Скорость автомобиля.
Слайд 35Задача автомеханикам.
Автомеханик установил сначала 25% всех деталей машины при ремонте, потом
70% деталей. После этого осталось ещё установить 27 деталей. Сколько всего деталей нужно было установить автомеханику?
Решение:
25%+70%=95% всех деталей установили
100%-95%= 5% осталось установить.
5%=0,05
27 : 0,05= 540 деталей
Ответ: 540 деталей нужно было установить автомеханику.
Слайд 36Задачи в профессии «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)
Слайд 37Задача сварщикам.
Сварщику нужно сварить конструкцию длиной 120 м. В первый день
он сварил 25% всей конструкции. Во второй день 30% остатка. Сколько метров ему осталось сварить в 3 день.
Решение:
1) 25%=0,25
2) 120*0,25=30(м) сварил во второй день
3) 120-30=90(м) осталось.
4) 90*0,3=27 (м) сварил во второй день
5) 120-(27+30)=63(м) осталось сварить в третий день
Ответ: 63 м
Слайд 38 Математические задачи
в профессии «продавец, контролёр-кассир»
Слайд 39Задача продавцам.
Сапоги стоили 5200 руб. В начале сезона цену повысили на
25%, в конце сезона снизили на 30%. Сколько теперь стоят сапоги?
Решение:
1) 25%=0,25 30%=0,3
2) 5200*0,25=1300 (р) наценка
3)5200+1300=6500 (р) стали стоить.
4) 6500*0,3=1950(р) скидка
5) 6500-1950=4550 (р) стали стоить.
Ответ: сапоги стоят 4550 руб
Слайд 40Мы видим, что знание математики необходимо во всех профессиях
Слайд 41Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна:
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам,
певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш не мало.
Но, если сам все будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
Слайд 42 Список используемой литературы:
http://www.slideboom.com/presentations/536434/Математика-в-профессиях
http://www.uniyar.ac.ru/pressroom/journal/mariya-laguzova-zachem-mne-nuzhna-matematika-/
http://www.shkolniky.ru
http://www.moeobrazovanie.ru
http://www.festival.1 september.ru
http://www.nsportal.ru