Презентация, доклад к статье Использование матода Вычеркивание лишнего при решении текстовых задач

Содержание

В настоящее время в школьной практике господствует обучение решению задач на основе введения ранней их типизации. Эта тенденция еще усилилась с ведением новых программ. Такой путь обучения дает результаты в

Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ВЫЧЕРКИВАНИЕ ЛИШНЕГО» ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ВЫЧЕРКИВАНИЕ ЛИШНЕГО» ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВИХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 2В настоящее время
в школьной практике господствует обучение

решению задач на основе введения ранней их типизации. Эта тенденция еще усилилась с ведением новых программ.
Такой путь обучения дает результаты в том смысле, что ученик быстро справляется с задачей, если он может определить тип, к которому она относится. Однако этот путь препятствует самостоятельному мышлению школьников. Они беспомощны, когда встречаются с необычной задачей, если даже по трудности она не превосходит тех, которые решались раньше.
Вместе с тем детей почти не обучают правильной работе с текстом задачи. Им сообщают термины: «условие», «данные числа» и «неизвестное число», но их смысл и взаимосвязь не раскрываются. Между тем проникновение в характер связей между частями задачи – первый шаг к проникновению в ее смысл.
Вопросам решения арифметических задач в начальных классах посвящено большое количество статей и книг, в которых рассматривались вопросы методики обучения школьников решению задач. Есть работы, в которых освещаются те или иные стороны психологии решения задач.
В настоящее время    в школьной практике господствует обучение решению задач на основе введения ранней

Слайд 3Метод «Вычеркивания лишнего».
В новых информационных условиях возрастает

потребность в формировании специфических психических способностей, умений, которые связаны с возможностью изменения скорости мыслительных (информационно- смысловых) процессов путем перехода определенному качеству организации смыслового уровня этих процессов.
Обучение специфическим навыкам такого качества осуществляется в рамках метода «Создающая Сила»,
автор проф. И.В.Ершова-Бабенко. Работа в ходе обучения этому методу способствует значительному ускорению мыслительных процессов.
Практическая сторона вопроса ярко проиллюстрирована на примерах работы с текстами (начальная стадия применения метода)
Метод «Вычеркивания лишнего».    В новых информационных условиях возрастает потребность в формировании специфических психических способностей,

Слайд 4 Обучение методу на уроках математики.

Двухлетняя работа в

школе по формированию подобного навыка у детей (на уроках чтения) на материалах программных текстовых заданий, дало уверенность в правильности выбранного пути. Учащиеся постепенно овладевают умением освобождать «пучок знаний» от сопроводительного потока информации, а затем самостоятельно выстраивать собственное знание. Это новое знание, созданное самими учениками обладает особыми свойствами:
1) Ученик, не имеющий высокую степень памяти способен усвоить и запомнить полученное (созданное) им самим новое знание.
2)Знание легко видоизменяется с изменением времени (новых требований), т.е. моделируется по-новому.
Обучение методу на уроках математики.     Двухлетняя работа в школе по формированию подобного

Слайд 5 Учащиеся экспериментального класса (начальной школы) не владеют этой деятельностью в

полной мере.

Пробы использовать описанный метод на уроках математики да еще не в индивидуальной работе, а в групповой дают достаточно медленный, но позитивный результат. Самым сложным для детей является перейти от текста задачи к ее краткой записи.
Для этого на каждом уроке выделяется время для работы с текстом задачи. Ученики должны на индивидуальных листочках (с текстом задачи) выполнить все этапы (шаги), которые они выполняют с текстами на уроках чтения, используя «Метод вычеркивания». Оставшиеся слова выписываются учениками в столбик, который претерпевает повторное «вычеркивание» (при необходимости). Из оставшихся слов ученики составляют и записывают краткое условие задачи.

Учащиеся экспериментального класса (начальной школы) не владеют этой деятельностью в полной мере.    Пробы

Слайд 6Целенаправленное формирование этой деятельности позволяет успешно ею пользоваться уже в 1

классе.


Ученику остается определить, каким действием решается такой тип задачи, записать ее решение и ответ. Аналогичная работа проводится со всеми типами задач.

Целенаправленное формирование этой деятельности позволяет успешно ею пользоваться уже в 1 классе.Ученику остается определить, каким действием решается

Слайд 7ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
При имеющихся навыках работы с текстами на уроках чтения,

итоги работы с текстовыми задачами более результативны. Учащиеся более самостоятельны, легко оперируют данными задач.
ВО ВТОРОМ КЛАССЕПри имеющихся навыках работы с текстами на уроках чтения, итоги работы с текстовыми задачами более

Слайд 8СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ
Учащиеся знакомятся с задачами, которые решаются действиями умножения и деления.

Учителю необходимо помочь индивидуально и провести несколько работ над задачами фронтально у доски.
СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИУчащиеся знакомятся с задачами, которые решаются действиями умножения и деления. Учителю необходимо помочь индивидуально и провести

Слайд 9В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА


Стоит дать попробовать им свои силы при работе с

незнакомыми типами задач.
В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАСтоит дать попробовать им свои силы при работе с незнакомыми типами задач.

Слайд 10 Провести эксперимент с введением в обучение метода «Вычеркивание лишнего» заставило само

время и необходимость помочь учащимся справиться с трудностями при решении текстовых задач.


Перед началом эксперимента испытуемый класс получает подробную инструкцию. На листе бумаги записан текст задачи, предлагаемой для решения. Прочитав задачу, учащиеся должны зачеркнуть те слова, которые они считают лишними, т.е. такими, без которых смысл текста сохраняется и достаточен для понимания. Оставшиеся слова и числовые данные записываются в столбик, и в свою очередь так же подвергаются повторному вычеркиванию. Из оставшихся данных должна быть выстроена краткая запись задачи (краткое условие задачи).

Провести эксперимент с введением в обучение метода «Вычеркивание лишнего» заставило само время и необходимость помочь

Слайд 11Ученики экспериментального класса (группа -1) решали задачи разных типов и видов

сложности.
Ученики экспериментального класса (группа -1) решали задачи разных типов и видов сложности.

Слайд 12При этом вели себя спокойно и уверенно. Могли объяснить свои действия.

При этом вели себя спокойно и уверенно. Могли объяснить свои действия.

Слайд 13 Другая группа (2) учащихся, принимающая участие в эксперименте, решала те же

задачи, но использовала традиционные способы решения.

При этом некоторые ученики отказывались от продолжения решения задач. Эти отказы проявлялись в демонстрации безучастия к заданию и попытках отвлечь других учеников на постороннюю деятельность. Следует отметить, что эти дети вели себя так не на протяжении всего выполнения задания, а только в ситуации затруднения, когда решение заходило в тупик.
В экспериментальной группе таких отказов не было. Учащиеся, наоборот, проявляли интерес к работе. И даже когда задание выполнялось неверно, ученики оставались активными.

Другая группа (2) учащихся, принимающая участие в эксперименте, решала те же задачи, но использовала традиционные способы

Слайд 14 Будет неправильно, если говорить о том, что все ребята контрольной

группы не решили задачи.
Будет неправильно, если говорить о том, что все ребята контрольной группы не решили задачи.

Слайд 15Но совершенно верно то, что их количество гораздо меньше, чем решивших

в экспериментальной группе.
Но совершенно верно то, что их количество гораздо меньше, чем решивших в экспериментальной группе.

Слайд 16 Анализ результатов решения разных типов задач обнаружил различия в работе экспериментальной

и контрольной групп. В результате обработки полученных данных была составлена сравнительная таблица
Анализ результатов решения разных типов задач обнаружил различия в работе экспериментальной и контрольной групп. В

Слайд 17Выводы
По итогам проанализированных первоисточников по вопросу формирования мыслительных операций в

процессе начального образования, можно сделать вывод, что существующие методики в сегодняшних условиях не позволяют сформировать необходимые высокоскоростные, моделирующие навыки мыслительных процессов.
Благодаря методу «Вычеркивания лишнего». Это возможно. И достигаются дополнительные позитивные эффекты.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что метод «вычеркивания» не является реализацией идеи выделения главного. Данный метод представляет систему методических приемов и диагностических процедур, в которой принцип удаления выступает как системообразующий и самоорганизующий.
Выводы  По итогам проанализированных первоисточников по вопросу формирования мыслительных операций в процессе начального образования, можно сделать

Слайд 18В целом, полученные результаты говорят об эффективности предлагаемого метода и целесообразности

его использования при обучению решению текстовых задач в начальной школе.
С приходом в образовательную систему таких новых методов развития психических процессов, школа начнет отвечать и новым требованиям и задачам, которые стоят перед ней. Изменение и рост скорости информационных процессов требует от системы образования формирования и развития от современного ученика специфических навыков и умений, которые смогли бы обеспечить соответствие его психического состояния, и степени информационно-эмоциональной нагрузки, как в течение учебного времени, так и в течение всей жизни.
В целом, полученные результаты говорят об эффективности предлагаемого метода и целесообразности его использования при обучению решению текстовых

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть