Слайд 1.
2019 год
.
МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа»
Математика в жизни людей
Ученицы 8 а
класса Егорова Екатерина и Домрачева Дарья.
Руководитель проекта учитель математики Камаева З. В.
2019 год
Слайд 2
Цель работы: выяснить, что значит математика в жизни людей: является
второстепенной наукой или математика – это неотъемлемая часть в жизни человечества.
Задачи работы:
рассмотреть взаимосвязь между математикой и жизнью
проанализировать, как жизнь зависит от математики.
Задачи по математике, связанные с повседневной жизнью с ЕГЭ.
Слайд 3Гипотеза: если математика - второстепенная наука, то законы, которые она изучает
знать простому человеку совсем не обязательно, то есть эти законы в обыденной жизни никому не нужны.
Методы исследования:
1.Изучение и анализ литературы по данной теме;
2.Подбор задач, подтверждающих связь математики с жизнью;
3.Сбор и анализ общественного мнения
Практическая значимость:
Если гипотеза подтверждается, то можно утверждать, что без математике можно обойтись, если же нет, то без знания математики вся современная жизнь невозможна.
Слайд 4Оглавление
Отзыв о работе.
Введение ( цель, задачи, гипотеза, методы исследования.
Теоретическая часть:
1.1 Из истории возникновения математики
1.2 Применение математики в окружающей нас жизни.
4. Практическая часть. Задачи по математике.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения.
Слайд 5Возникновение арифметики
Учёные - археологи обнаружили стойбище древних людей.
В нём они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет назад какой - то древний охотник нанёс 55 зарубок. Видно, что, делая эти зарубки, он считал по пальцам. А вот так выглядело счётное устройство инков, которое состояло из узелков, завязанных на веревках разной длины. Если внимательно приглядеться, то эти узелки чем-то отдаленно напоминают счеты.
Для запоминания результатов счёта использовали зарубки, узелки и т. п.
Слайд 6Одна из древнейших нумераций, дошедших до нас в древних папирусах и
рисунках, была – египетская.
Для записи чисел египтяне использовали картинки-иероглифы, означавшие буквально следующее:
-1
-10
100
-1000
-10000
-100000
-1000000
две тысячи, две сотни, пять десятков и три единицы.
2253
Слайд 7Математика у русского народа.
Интерес к науке на Руси появился рано. Сохранились
сведения о школах при Владимире Святославовиче и Ярославе Мудром (XI век).
Русский народ создал свою собственную систему мер:
1 миля= 7 верстам
1 верста= 500 саеням
1 сажень= 3 аршинам= 7 футам
1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам
1 фут = 12 дюймам
1 дюйм = 10 линиям
1 линия = 10 точкам
(
Слайд 8Математика в жизни животных и растений.
Слайд 9Вот, к примеру, пчёлы – удивительное творение природы. Они маленькие экономисты.
Пчелиные соты представляют собой пространственный паркет (шестигранные призмы), поскольку заполняют пространства так, что не остаётся просвета.
Это математический шедевр из воска. А пауки умудряются плести свои паутины, соблюдая строгие пропорции. Как это возможно, ведь пчёлы и пауки не знают высшей математики?
Слайд 10Математика геометрических тел и фигур.
Тела и фигуры изучает раздел математики, который
называется геометрией. Эта наука возникла в Древней Греции исключительно из практических целей, для измерения участков земли. В том, что с фигурами и телами мы имеем дело в жизни, убеждать, думаем, никого не придётся.
Слайд 11Математика и культура.
Нам стало интересно, а какое отношение имеет математика к
культуре: ведь это и памятники архитектуры, прекрасные скульптуры и, в конце концов, это и живопись. Неужели и здесь мы можем наблюдать «незримое» влияние математики на культуру?! А начать решили с удивительных архитектурных памятников.
Даже сейчас, когда он стоит на развалинах, Парфенон в Афинах - это одно из самых знаменитых сооружений в мире. Он был построен в эпоху расцвета древнегреческой математики.
Слайд 12Фасад Парфенона вписывается в прямоугольник, стороны которого образуют так называемое золотое
сечение. Длина прямоугольника больше его ширины примерно в 1,6 раза. А это соотношение в математике принято считать «золотой пропорцией».
Золотое соотношение мы можем увидеть и в пирамиде Хеопса, и в здании собора Парижской Богоматери, и в храме Василия Блаженного на Красной площади.
Слайд 13Переходя к примерам в живописи, нельзя не остановить своего внимания на
творчестве Леонардо да Винчи.
Портрет Моны Лизы привлекает нас тем, что композиция рисунка построена на «золотых треугольниках».
Слайд 14Математика в живой и неживой природе.
Ещё Гете подчёркивал тенденцию природы к
спиральности. Паук плетёт паутину спиралеобразно. Спирально закручивается смерч. Испуганные стада животных разбегается по спирали, а косяки рыб как бы мелькают мимо сети тоже по спирали. Молекула ДНК закручена двойной спиралью. Спираль мы можем увидеть в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, кедра ананасах, кактусах и т.д. Спираль создает не только красоту и порядок, но и модель бытия.
Слайд 15Снежинки: ярче примера очаровательной красоты и порядка в природе вы не
найдете. Изучением снежинок занимался знаменитый Рене Декарт. А вообще-то, снежинки - это звёздчатые многоугольники. Они очаровательны ещё и потому, что они симметричны. А симметрия, как сказал Г. Вейль «Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство».
Слайд 16Практическая часть.
Прежде чем сделать окончательный вывод, что для нас математика, мы
предлагаем изучить результаты социологического опроса.
Цель опроса - изучение общественного мнения по данной теме.
1) учащиеся 8А, 8Б класса,
2) учителя школы (выборочно),
3) родители 8А и 8Б классов (выборочно)
Опрос вёлся по следующим направлениям:
1) математика - это жизнь,
2) нужна ли математика в жизни людей,
3) где находит свое применение математика.
Слайд 19Где находит своё применение математика?
Слайд 20Интересные факты о математике.
.Слово «алгебра» имеет одинаковое произношение на всех языках
мира.
Тремя касаниями ножа торт делится на 8 одинаковых частей. И существует только 2 способа для этого.
Самое большое число в мире — это центилион. он имеет на своем конце 600 нулей.
Математики подсчитали, что существует целых 177147 способов завязать галстук. Остается только догадываться, проверяли они это опытным путем или с помощью вычислений.
В переводе с китайского «четыре» означает «смерть», поэтому число «4» отсутствует в нумерации домов во многих китайских городах, а в лифтах нет четвертого этажа.
Слайд 21Заключение
В данной работе мы выяснили, математика - часть мира, в котором
мы живём.
О мир, пойми! Певцом во сне –
открыты
Закон звезды и формула цветка.
М. Цветаева.
Поэтому мы может с полной и абсолютной уверенностью воскликнуть:
Математика - это жизнь!
Слайд 22Список использованных источников информации
1. За страницами учебника математики. - И. Я.
Депман, Н. Я. Виленкин
2. С математикой в путь. - Н. Лэнгдон, Ч. Снейп
3. www.abc-people.com/data/leonardov/zolot_sech-txt.htm - Золотое сечение.
4. http://tmn.fio.ru/works/04x/304/p4_21k.htm - Математика
5. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=213063
6. http://bse.sci-lib.com/article048077.html - Золотое сечение.
7. http://www.mjagkov.de/ser/archives/42-,.html
Слайд 23Приложения. Задача 1
Садовник разложил в три ящика яблоки, сливы и
груши. Он написал на ящиках: «яблоки», «сливы», «яблоки и груши», но эти надписи не соответствуют тому, что разложено в каждый ящик. В какой ящик, что разложил садовник? Решение.
1. Из первого ящика с надписью «яблоки» возьмем один фрукт. Если это яблоко, следовательно, с учетом условия задачи здесь яблоки и груши. Тогда яблоки в ящике с надписью «сливы», а сливы - с надписью «яблоки и груши». Если из первого ящика с надписью «яблоки» вынули сливу, тогда с учетом условия задачи, во втором ящике с надписью «слива» находятся яблоки и груши, а в третьем, с надписью «яблоки и груши» - только яблоки.
2. Аналогично можно выбрать один фрукт из ящика с надписью «яблоки и груши» или «сливы» и с учетом условия задачи, определить в какой ящик, какие фрукты разложил садовник.
Слайд 24Три обезьяны за три минуты съели три банана. Сколько бананов съедят
шесть обезьян за четыре минуты?
Решение.
1. 3 : 3 = 1 (банан) – съедает за 3 минуты 1 обезьяна
2. 1 : 3 = 1/3 (часть банана) – съедает 1 обезьяна за 1 минуту
3. 6 · 1 = 6 (бананов) – съедят 6 обезьян за 3 минуты
4. 6 · 1/3 = 2 (банана) – съедят 6 обезьян за 1 минуту
5. 6 + 2 = 8 (бананов) – съедят 6 обезьян за 4 минуты
Ответ: 8 бананов.
Задача 2
Слайд 25. Найти площадь фигуры, вершинами которой будут точки: А(-3;3), В(5;3), С(5;-2)
и D(-3;-2) на координатной плоскости. Пусть единичный отрезок будет равен 1 см.
Решение.
Построим на координатной плоскости фигуру АВСD, зная координаты её вершин. Данная фигура является прямоугольником, что мы видим по построению. Чтобы вычислить площадь прямоугольника АВСD нам нужно знать размеры длины и ширины.
Посчитаем, сколько единичных отрезков содержат длина и ширина данного прямоугольника, и учтем, что по условию единичный отрезок будет равен 1 см,
получим: АВ=8(ед.отр.)=8см, ВС=5(ед.отр.)=5см.
Вычислим площадь прямоугольника АВСD по формуле:
S=а·в, S=8·5=40 (см²).
Можно было упростить решение задачи. Учитывая, что фигура задана на координатной плоскости, посчитаем количество квадратиков (как на палетке). Получаем площадь прямоугольника АВСD равна 40 квадратиков (площадь каждого квадратика равна 1).
Ответ: площадь прямоугольника равна 40 см².
Задача 3
Слайд 26Математические задачи, связанные со здоровьем
Задача 1
В состав человеческого организма входит 65%
кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и столько же хлора.
Решение: мой вес составляет 48кг.
Тогда:
Кислорода в моем организме: 48*0,65=31,2кг.
Углерода: 48*0,18=8,64кг.
Водорода: 48*0,1=4,8кг., а натрия и хлора: 48*0,0015=0,072кг.
Недостаток железа в крови приводит к заболеванию – анемия.
Слайд 27Задача 2
Содержание железа в моем организме.
Среднее содержание железа в организме человека
массой 70 кг составляет 5 г. А сколько же этого вещества в моем организме?
Решение:70 кг – 5 г., 36 кг – х г.
Значит в моем организме всего 2,57 г железа.
Х = 5×36:70=2,57 г
Дома я часто слышу об артериальном давлении. А какое артериальное давление должно быть у человека? Я нашла такие формулы:
АД(систола) = 1,7 × возраст + 83
АД(диастола) = 1,6 × возраст + 42
Мое нормальное артериальное давление:
АД(систола) = 1,7 × 12 + 83 = 103,4
АД(диастола) = 1,6 × 12 + 42 = 61,2
Слайд 28Задача 3
В таблице показано распределение медалей на XXII Зимних Олимпийских
играх в Сочи среди команд, занявших первые 10 мест по количеству золотых медалей.
Определите с помощью таблицы, сколько серебряных медалей у команды, занявшей второе место по количеству золотых медалей.
Решение: Список уже ранжирован по числу золотых медалей – об этом сказано в условии. Тогда просто находим второе место – Норвегия – и видим, что у этой команды 5 серебряных медалей.
Слайд 30Два оператора, работая вместе, могут набрать текст газеты объявлений за 8
ч. Если первый оператор будет работать 3 ч, а второй 12 ч, то они выполнят только 75% всей работы. За какое время может набрать весь текст каждый оператор, работая отдельно?
Задача 4
Решение: пусть первый оператор ожет выполнить работу за х часов, а второй за у часов. За один час первый оператор выполняет часть всей работы, в второй.
Составим систему уравнений:
Ответ: первый оператор за 12 ч, второй оператор за 24 ч.
Слайд 31Чтобы накачать в бак 117 л воды, требуется на 5 минут
больше времени, чем на то, чтобы выкачать из него 96 л воды. За одну минуту можно выкачать на 3 л воды больше, чем накачать. Сколько литров воды накачивается в бак за минуту?
Задача 5
Решение: Пусть за минуту в бак накачивается х литров воды. Тогда за минуту выкачивается х+3 л. воды.
По условию задачи составим уравнение:
,
откуда
Откуда:
Получаем квадратное уравнение
,
Получаем квадратное уравнение:
Имеющее корни: х=9 и х= -7,8
Отбрасывая отрицательный корень, находим, что за м инуту в бак накачивается 9 л. воды.
Ответ: 9
Слайд 32Задача 6
Кофточка стоит 800 рублей. После снижения цены их стоимость стала
равна 720 рублям. На сколько процентов была снижена цена?
Решение: 800 рублей = 100%
720 рублей = Х%
Составим пропорцию:
= ;
Х = = 90%
720 рублей = 90% от 800 рублей. Значит, цена снизилась на 100 — 90 = 10%
Ответ: 10%
Слайд 33В школе 222 ученика изучают английский язык, что составляет 83%
от числа всех учеников. Сколько всего учеников учатся в школе?
Решение:
222 = 83%
Х = 100%
Составим пропорцию: х*83=222*100% х=(222*100%):83%
Х = 268
Ответ: 268 учеников.
Задача 7
Слайд 34Математические задачи в быту.
Задача 1
ЕГЭ по физике сдавали 9 выпускников школы,
что составляет ½ от общего числа выпускников. Сколько выпускников этой школы не сдавали экзамен по физике?
Решение: Если 9выпускников – это ½ от всего числа выпускников, то всех выпускников ровно 9∙2=18. Тогда не писали экзамен по физике в точности18–9=10 выпускников.
Ответ: 18 выпускников.
Слайд 35Ивану Кузьмичу начислена заработная плата 20 000 рублей. Из этой суммы
вычитается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Сколько рублей он получит после уплаты подоходного налога?
Задача 2
Решение: 20000*(1—0,13)=20000*0,87=17 400 рублей.
Ответ: 17 400 рублей.
Слайд 36Задача 3
Вычислить нормальную массу тела, соответствующую возрасту:
М=60+0,75(Р-180)+(В-20):4, где
М - масса тела
в кг
Р – рост в см
В – возраст в годах
Решение:
60 + 0,75(153 -180)+(12-20):4 = 37,75
Слайд 37Задача 4
Вычислить свой предполагаемый рост по формуле:
Дд = 0,51 × (До
+ Дм) – 7,5
Дд – длина тела дочери
До – длина тела отца
Дм – длина тела матери.
Решение:
Мой предполагаемый рост 0,51 × (178 + 164) - 7,5 = 167 см