Презентация, доклад к проектной работе по математике Геометрическое решение алгебраических задач

Содержание

Цель работы:Рассмотреть различные геометрические методы в решении алгебраических задач. Задачи работы: 1) показать, что преимущество геометрического решения алгебраических задач в его наглядности, так как геометрический подход допускает изящные решения; 2) рассмотреть применение теоремы Пифагора и обратной

Слайд 1 Геометрические решения алгебраических задач





Выполнили: Мануйлова Валентина и Овчарова Наталья
ученицы

10 физико-математического/социально-экономического класса МКОУ «Богучарский лицей».
Руководитель: учитель математики ВКК Кобелева Татьяна Васильевна.


2014
Геометрические решения алгебраических задач Выполнили: Мануйлова Валентина и Овчарова Наталья ученицы 10 физико-математического/социально-экономического класса

Слайд 2
Цель работы:

Рассмотреть различные геометрические методы в решении алгебраических задач.


Задачи работы:



1) показать, что преимущество геометрического решения алгебраических задач в его наглядности, так как геометрический подход допускает изящные решения;
2) рассмотреть применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы для решения алгебраических задач;
3) рассмотреть применение метода линейных и двумерных диаграмм для решения алгебраических задач;
4) продемонстрировать применение геометрического метода для решения текстовых задач.
Цель работы:Рассмотреть различные геометрические методы в решении алгебраических задач. Задачи работы: 1) показать, что преимущество геометрического решения

Слайд 3

«Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать»


Решение: Пусть х-расстояние от
лестницы до стены (рис. 2)


По теореме Пифагора:
1172+ х2=1252
х2=1936; х=44 , так как х>0


Ответ: 44 стопы.

Задача из «Арифметики» Магницкого


Слайд 4Решение алгебраических задач с помощью теоремы Пифагора.
Решите уравнение :
«Найдите катет х

прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 13, а другой катет равен 12»

В результате получаем |х|=5, а значит, х=±5.








Ответ: х=±5.

Решение алгебраических задач с помощью теоремы Пифагора.Решите уравнение :«Найдите катет х прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна

Слайд 5Решите систему уравнений при условии, что x, y, z и t

– положительны.

Решение:
Треугольник AВС с прямым углом С (рис. 4b), у которого катет АС = 8, поскольку сумма длин соответствующих катетов равна 8. Катет ВС = 6,
так как x + у + z + t = 6. тогда гипотенуза
АВ = =10. Отсюда следует, что
гипотенузы рассматриваемых
треугольников лежат на одной прямой,
потому что в противном случае длина
ломаной AFEDB была бы строго больше
10.Точки F, E и D делят гипотенузу
АВ на части, которые относятся
BD:DE:EF:FA = 1:2:3:4. Проведем
через эти точки прямые,
параллельные катету АС. По теореме
о пропорциональных отрезках катет
ВС разделился в том же отношении,
т.е. x:y:z:t = 1:2:3:4.
Ответ: x = 0,6, y = 1,2, z = 1,8, t = 2,4.

Решите систему уравнений при условии, что x, y, z и t – положительны. Решение: Треугольник AВС с

Слайд 6Применение в решении задач теоремы, обратной теореме Пифагора.
. Из условий х2+у2=9,

у2+z2=16 и у2=хz для положительных х, у, z, не вычисляя их значений, указать значение выражения ху+уz

Решение:
По теореме, обратной теореме Пифагора , числах, у и 3 являются соответственно длинами катетов и гипотенузы треугольника АВD с прямым углом D. Из 2-го уравнения у, z и 4 так же есть
соответственно длины катетов и гипотенузы
треугольника ВСD с прямым углом D.
Третье уравнение системы разрешает
утверждать, что число у есть среднее
пропорциональное чисел х и z,
и по теореме, обратной теореме о
пропорциональных отрезках в
прямоугольном треугольнике,
угол АВС – прямой (рис).
Теперь рассмотрим выражение
ху+уz. ху+уz=(х+z)у= 2SAВС=3•4=12.

Ответ: ху+уz=12

Применение в решении задач теоремы, обратной теореме Пифагора.. Из условий х2+у2=9, у2+z2=16 и у2=хz для положительных х,

Слайд 7Решение текстовых задач
На двух типографских станках, работающих одновременно, можно сделать копию

пакета документов за 10 минут. За какое время можно выполнить эту работу на каждом станке в отдельности, если известно, что на первом ее можно сделать на 15 минут быстрее, чем на второй?


Решение:
На оси абсцисс откладываем время работы станков в минутах. Оба станка сделают работу вместе за 10 минут. ОМ=10. Тогда одной первой понадобится t минут. А второй (t+15) минут.V - объем работ, который нужно выполнить. ОВ - график работы первого станка, ОС - второго, ОА – вместе (рис. 9). ΔОVB≅ΔNAB и ΔOPС≅ΔOMK, откуда
VO/AN=VB/AB и СP/KM=OP/OM; покажем, что
AN=KM. Так как за 10 минут первый станок
выполнит часть работы, соответствующий отрезку
NM (AN - отрезок работы который выполнит второй станок).
Но за 10 минут второй станок выполнит часть работы,
соответствующую МК. Поэтому АN=КМ.
Учитывая это равенство и то, что СР=VO, получаем,
VO/AN=CP/KM. Так как VO/AN=VB/AB и
СP/KM=OP/OM, то получаем соотношение: VB/AB=OP/OM, значит t/(t-10)=(t+15)/10; t2-5t-150=0; t=15 Таким образом, I станок выполнит работу за 15 минут, а II за 30 минут.
Ответ: 15 минут, 30 минут.

Решение текстовых задачНа двух типографских станках, работающих одновременно, можно сделать копию пакета документов за 10 минут. За

Слайд 8Расстояние между двумя городами равно 450 км. Два автомобиля выходят одновременно

навстречу друг другу. Один автомобиль мог бы пройти все расстояние за 9 часов, другой – вдвое быстрее. Через сколько часов они встретятся?

Читаем с чертежа ответ: 3 часа.

Расстояние между двумя городами равно 450 км. Два автомобиля выходят одновременно навстречу друг другу. Один автомобиль мог

Слайд 9Задачи с практическим применением
Задача «О судне».
Парусное судно стояло на

ремонте на Соломбальской судоверфи. Для крепления мачты необходимо было установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватило ли 50 м троса для крепления мачты? (рис. 11)


Решение:
По теореме Пифагора 122+52=144+25=169; 13•4=52 (м)

Ответ: троса не хватило

Задачи с практическим применениемЗадача «О судне». Парусное судно стояло на ремонте на Соломбальской судоверфи. Для крепления мачты

Слайд 10Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки
Найдите корни квадратного уравнения

с помощью циркуля и линейки.

Допустим, что искомая окружность пересекает ось абсцисс в точках В(х1;0) и С(х2;0) где х1 и х2 –корни квадратного уравнения ax2+bx+c=0, и проходит через точку А(0;1) (рис). Тогда по теореме о секущих имеем OС×OВ=OЕ×OА, откуда OЕ= =(OB×OС)/OA=(x1×x2)/1=c/a.
Центр окружности -точка пересечения
перпендикуляров SF и SK, восстановленных в
серединах хорд АЕ и BС , поэтому
ОК=(x1+x2)/2=-b/2a,ОF=(1+c/a)/2=(a+c)/2a.
Способ нахождения
корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0
с помощью циркуля и линейки:
построим точки S (-b/2a; (a+c)/2a) – центр
окружности и А(0;1);
2) проведем окружность радиуса SA;
3) абсциссы точек пересечения этой
окружности с осью Оx являются корнями исходного
квадратного уравнения (рис).

Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки	Найдите корни квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки.Допустим, что

Слайд 11Решить квадратное уравнение 7х2-6х-1=0.
Решение:
1) Построим точки S (-b/2a; (a+c)/2a) =S(3/7; 3/7) -

центр окружности и А(0;1) на координатной плоскости;
2) Проведем окружность радиуса SA (рис. 4);
3) Окружность пересекает
ось абсцисс в точках (-1/7;0)
и (1;0)
4) Проверкой убеждаемся,
что х1=−1/7; х2=1 –
корни данного уравнения.


Ответ: х1=−1/7; х2=1



Решить квадратное уравнение 7х2-6х-1=0.Решение:1)	Построим точки S (-b/2a; (a+c)/2a) =S(3/7; 3/7) - центр окружности и А(0;1) на координатной

Слайд 12Графический способ решения алгебраических систем уравнений и задач


Решить уравнение: |x-1|+2x-5=0.


Решение:


Запишем уравнение в виде lx-1=5-2х .
Так как |x – 1| ≥ 0 при любых х, то и
5 – 2x ≥ 0 ,
т. е. x ≤ 2,5. Построим графики
функций
у1=|x-1|, y2=5-2x (рис. 5).

Решением данного уравнения является
абсцисса точки пересечения данных
графиков.

Ответ: х=2

Графический способ решения алгебраических систем уравнений и задачРешить уравнение: |x-1|+2x-5=0.

Слайд 13Дано: sin x = 0, 75, 0°≤ α ≤ 90° Найти cos

α, tg α.


.

Дано: sin x = 0, 75, 0°≤ α ≤ 90°  Найти cos α, tg α. .

Слайд 14Геометрическое решение некоторых нестандартных задач
При каком а система уравнений имеет ровно

четыре решения?

Решение:

Построим линии, определяемые
уравнениями системы (рис. 9).
Четыре решения могут быть
только в двух случаях,
когда. a = R2 =1 или a = r2 =1/2



Ответ:1; 1/2

Геометрическое решение некоторых нестандартных задачПри каком а система уравнений имеет ровно четыре решения?Решение: Построим линии, определяемые уравнениями

Слайд 15Заключение
Геометрия придает алгебре необыкновенную красоту и изящность. А вместе алгебра и

геометрия представляют собой единое целое. Вспомним крылатую фразу французского математика Софии Жермен : «Алгебра – не что иное, как записанная в символах геометрия, а геометрия – это просто алгебра, воплощенная в фигурах».В ходе работы нам удалось увидеть синтез этих двух великих наук. Мы убедились, что
геометрические подходы часто
упрощают решение задач.

Геометрия-

ЗаключениеГеометрия придает алгебре необыкновенную красоту и изящность. А вместе алгебра и геометрия представляют собой единое целое. Вспомним

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть