Презентация, доклад к педсовету Межпредметные связи математики и предметов естественнонаучного цикла

Содержание

Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.Актуальность темы

Слайд 1Межпредметные связи математики и предметов естественно- научного цикла

Межпредметные связи математики и предметов естественно- научного цикла

Слайд 2Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических

взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.

Актуальность темы

Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе

Слайд 3Основные взаимосвязи математики и предметов естественнонаучного цикла

Основные  взаимосвязи математики и предметов  естественнонаучного  цикла

Слайд 4Практика преподавания показывает, что даже учащиеся, хорошо владеющие математическим аппаратом, не

могут на уроках ЕНЦ эффективно его использовать.
Особенно вызывает затруднение изучение таких вопросов:
как векторный характер физических величин,
переход от записи уравнений в векторной форме к их записи в скалярной форме,
решение в общем виде задач координатным методом,
анализ графиков функций,
применение производной при изучении колебаний,
использование и закрепление свойств тригонометрических и показательной функций.
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена необходимостью реализации межпредметных связей при изучении естественно научных дисциплин в парадигме личностно-ориентированного обучения;
Практика преподавания показывает, что даже учащиеся, хорошо владеющие математическим аппаратом, не могут на уроках ЕНЦ эффективно его

Слайд 5При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общих

направления:
Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общих направления:Комплексное изучение разными науками одного и

Слайд 9Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса.
Во

все периоды человеческого сознания эти направления научной мысли развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс.
Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса. Во все периоды человеческого сознания эти направления

Слайд 10Для развития математики характерна такая схема:
сначала имеется или предлагается недостаточно четкая

задача, зародившаяся вне математики (или в другой математической дисциплине);
постановка задачи формулируется (т.е. строится математическая модель), и задача решается с полной строгостью;
полученное решение используется на практике и «обкатывается» прикладниками, причем нередко возникает необходимость в изменении модели.

Для развития математики характерна такая схема:сначала имеется или предлагается недостаточно четкая задача, зародившаяся вне математики (или в

Слайд 11Школьная математика практически везде, к сожалению, совершенно оторвана от потребностей физики

– как по выбору материала, так и по его трактовкам, постановке задач и развитию навыков.
Непонимание школьниками какого-либо вопроса из курса физики часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составления и решения математических уравнений, неумением проводить алгебраические преобразования и геометрические построения.

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Школьная математика практически везде, к сожалению, совершенно оторвана от потребностей физики – как по выбору материала, так

Слайд 12Невнимание к физике причиняет урон и самой математике, затрудняется ее понимание,

притупляется интерес к ней, принижается роль математики как фундаментальной науки.
Не используемый в физике математический аппарат плохо держится в памяти.

Минусы

Плюсы

Школьники испытывают удовлетворение, замечая, что абстрактные математические формулы и уравнения имеют реальное воплощение в физических процессах.
Взаимное сотрудничество преподавателей двух предметов предполагает паритетные отношения между ними. Они делают общее дело.
Открывается возможность без учебной перегрузки школьников и при сравнительно «мягком» отборе новых трактовок, существенно обогатить содержание обоих курсов.

Невнимание к физике причиняет урон и самой математике, затрудняется ее понимание, притупляется интерес к ней, принижается роль

Слайд 13«Конфликт» учителей физики и математики основан на том, что последние не

соглашаются ввести понятия вектора – в начале 7 класса, понятия производной и интеграла – в 9 классе, когда эти понятия очень нужны для рационального изложения физических вопросов, таких как сила, скорость, мгновенная скорость, ускорение, работа и т.д.
Физики по этому поводу иронизируют, считая, что изучать в 11 классе интегрирование, все равно, что монтировать строительный кран после окончания строительства и в этом есть доля истины.
Математики не без основания возражают, что нельзя в интересах «заказчика» поступаться ни математической последовательностью и систематичностью изложения – этим был бы непоправимо испорчен математический вкус школьников.

Конфликт

«Конфликт» учителей физики и математики основан на том, что последние не соглашаются ввести понятия вектора – в

Слайд 147 класс начинаются проблемы
Необходимые знания и умения для основ физики:
Перевод единиц

измерения ( км/ч в м/с)
Приставки КИЛО; САНТИ; МИЛЛИ; ДЕЦИ; ГЕКТО; МИКРО
Степень и стандартный вид числа
Формулы. Умение выражать из формул необходимый компонент.
Линейная функция
Чтение графика зависимости пути от времени, нахождение скорости по графику
Шкалы и цена деления

I четверть

6 класс

7 класс начинаются проблемыНеобходимые знания и умения для основ физики:Перевод единиц измерения ( км/ч в м/с)Приставки КИЛО;

Слайд 158 класс начинаются проблемы
 
2 четверть
Начиная с 6 класса

8 класс начинаются проблемы 2 четвертьНачиная с 6 класса

Слайд 169 класс начинаются проблемы
Необходимые знания и умения для основ физики:
Теорема Пифагора
Решение

квадратных уравнений и систем уравнений
Ведение понятия sinx и cosx
Решение треугольников

ВЕКТОРЫ и КООРДИНАТНЫЙ МЕТОД

8 класс

Нет возможности пройти в 8 классе

9 класс начинаются проблемыНеобходимые знания и умения для основ физики:Теорема ПифагораРешение квадратных уравнений и систем уравненийВедение понятия

Слайд 17Тема «Теорема Пифагора»
1) Автомобиль проехал по улице путь, равный 400 м, затем

свернул направо и проехал по переулку еще 300 м. Считая движение прямолинейным на каждом из отрезков пути, найдите путь автомобиля и его перемещение.
2) Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40 км повернул по углом 90° и пролетел еще 30 км. Найти путь и перемещение вертолета.
3) Найти геометрически равнодействующую трех сил. Найти модуль равнодействующей, считая, что 1 клетка соответствует силе 1 Н.
Тема «Теорема Пифагора»1) Автомобиль проехал по улице путь, равный 400 м, затем свернул направо и проехал по переулку

Слайд 18Разрешение проблем через налаживание межпредметных и метапредметных связей
Пример: разработка задач по

теме векторы с физическим содержанием
Равенство векторов; нулевой вектор
Задача 1. Объясните, действие каких сил компенсируются в следующих случаях:
а) подводная лодка покоится в толще воды;
б) подводная лодка лежит на морском дне.
Задача 2. Двое мальчиков тянут за динамометр в противоположные стороны с силами по 100 Н каждый. Каково показание динамометра?
Задача 3. На тело горизонтально действует сила 3 Н. Какую силу надо приложить к телу, чтобы тело не двигалось?

Разрешение проблем через налаживание межпредметных и метапредметных связейПример: разработка задач по теме векторы с физическим содержаниемРавенство векторов;

Слайд 19Для усвоения зависимости векторной величины не только от числового значения, но

и от направления:
Задача 4. Изобразить в данном масштабе силу, модуль которой равен 4Н. Сколько решений имеет задача?
Задача 5. Изобразить графически силу, направленную вертикально вниз, модуль которой равен 50Н (масштаб: 1клетка – 10Н).

Для подготовки изучения сложения и вычитания векторов, задачи на нахождение равнодейтвующей сил, действующих по одной прямой.
Задача 6. На тело вдоль одной прямой действуют две силы, модули которых 20Н и 30Н. Изобразите эти силы графически для случаев, когда их равнодействующая равна 50Н и 10Н.


Для усвоения зависимости векторной величины не только от числового значения, но и от направления:Задача 4. Изобразить в

Слайд 201. Легко ли тебе даются предметы:
Физика_______

Математика_________
2.Испытываешь ли ты усталость после урока:
Физики__________ Математики___________
3.Встречал ли ты при изучении физики и математики, повторяющиеся
темы_________ термины__________ законы______________
4.Устаёшь ли ты после выполнения домашних заданий
по физике____________ математике________________
5.Считаешь ли ты, что при дублировании тем по физике и математике
целесообразнее задавать общее домашнее задание____________ 6.Необходимо ли проводить единые, общие темы по физике и математике одновременно______________

Анкетирование

1. Легко ли тебе даются предметы:Физика_______        Математика_________2.Испытываешь ли ты усталость

Слайд 2153% устают после выполнения дом. задания
58% считают, что целесообразнее задавать общее

дом. задание
65% испытывают трудности при изучении физики и математики
80% испытывают усталость после уроков
86% считают, что необходимо проводить общие темы по физике и математике одновременно
93% встречали повторяющиеся термины, законы

Анализ анкеты учащихся 8 - 11 класс

53% устают после выполнения дом. задания	58% считают, что целесообразнее задавать общее дом. задание	65% испытывают трудности при изучении

Слайд 22Анализ анкеты учащихся 8 - 11 класс

Анализ анкеты учащихся 8 - 11 класс

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть