Слайд 1Дорожное строительство.
Мои первые расчеты.
Работу выполнил:
ученик 5 "А" класса МБОУ «СОШ»
№36
Кузнецов Ермак Александрович
Консультант:
Кокорина Галина Петровна
Учитель математики
Слайд 2В настоящее время дорожная инфраструктура играет значительную роль в экономике нашей
страны. В Северобайкальском районе построена железная дорога, которая соединяет поселки Янчукан – Новый Уоян – Ангоя – Кичера-Нижнеангарск и город Северобайкальск. По железной дороге постоянно проходят пассажирские и грузовые поезда, которые перевозят уголь, лес, продукты питания и многое другое. Рядом с железной дорогой проложена автомобильная трасса, по которой едут грузовые и легковые автомобили. Я решил узнать, как строят дороги и, что можно сделать, чтобы автомобильная дорога между поселками Новый Уоян и Янчукан стала прочнее и лучше.
Слайд 3Актуальность темы: Я считаю, что каждый человек заинтересован в том, чтобы
дороги были прочными, с современным покрытием, это очень важно для развития экономики в нашем районе.
Объект исследования: дорожное строительство, автомобильная дорога «Янчукан – Новый Уоян».
Предмет исследования: дорожная одежда.
Слайд 4Цель работы: показать важность и необходимость применения математики в современной жизни.
Задачи:
познакомиться с понятиями «дорога и дорожное строительство»;
показать применение математических знаний при решении задач практической направленности;
рассмотреть конструкцию дорожной одежды и вычислить объем песка и щебня для основания и подстилающего слоя.
Новизна исследования заключается в том, что я составил собственные расчеты.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Слайд 5
Дорога – путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная
часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Дорожное строительство, отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных шоссейных дорог, подъездных дорог и городских улиц. В это понятие, как правило, входят управление, организация работ и надзор за состоянием дорог, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для дорожно-строительных работ. Под автомобильной дорогой понимается высококачественная дорога большой протяженности и высокой пропускной способности.
Слайд 6История дорожного строительства.
Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н.э.
Одна из самых древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба, липы и дубового настила поверх них.
Древняя дорога
Слайд 7 Развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме. Дороги прокладывались длинными
прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог. Рядом с мощёной частью дороги располагались тротуары. Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тыс. км. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.
Римская дорога
Слайд 8В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно
гонцов построили инки, общая длина, которой составляла 16 тыс. км.
На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний.
Дорога инков
Слайд 9В России дорожное строительство начало активно развиваться при Петре I. В
1705 году началось строительство дороги из Петербурга в Москву. Дорога была грунтовой, в отдельных участках покрывалась бревенчатыми настилами. Мощение щебнем дороги началось только в 1817 году. К 2018 году общая протяженность автомобильных дорог в России - более 1,5 миллиона километров, из них более 50 тысяч километров - федеральные дороги, 516 тысяч километров – дороги регионального значения и 914 тысяч километров - дороги местного значения.
Слайд 10Принципы устройства дорожной одежды.
Дорожной одеждой называется один или несколько конструктивных слоев,
укладываемых на подготовленное земляное полотно в пределах проезжей части для создания прочной и ровной поверхности, обеспечивающей круглогодичный проезд автомобилей. Основание (с подстилающим покрытием) выполняется из строительного грунта и передает нагрузки от проходящих автомобилей в рассредоточенном виде на земляное полотно.
Покрытия проезжей части дорожного полотна могут состоять из асфальтобетона, щебня, щебня с битумной пропиткой, бетона на портландцементе, гравия или пропитанного грунта. Дорожную одежду разной долговечности на разную допустимую нагрузку можно получить, комбинируя различные дорожно-строительные материалы. Самое важное для долговечности хорошей дорожной одежды – дренаж и уплотнение ее нижних слоев.
Слайд 11Конструкция дорожной одежды:
I — слой износа;
2 — покрытие;
3
— основание;
4 — дополнительное основание (подстилающий слой);
5 — земляное полотно
Слайд 12Грунтовая дорога.
Самую простую дорогу можно построить, сгладив неровности природного грунта
и придав дорожному полотну требуемый профиль. Достаточно срезать бугры, заполнить ложбины и выкопать дренажные кюветы по бокам, чтобы получить хорошую, дешевую дорогу для не очень интенсивного движения. Однако грунтовые дороги становятся труднопроходимыми из-за грязи в дождливую погоду и из-за пыли – в сухую.
Слайд 13Гравийная дорога.
Несколько более долговечны дорожные покрытия из гравия, к которому
в качестве вяжущего добавлен грунт определенного качества. Для повышения водонепроницаемости и прочности дорожного покрытия гравий пропитывают битумом. Этим можно существенно увеличить долговечность дорог с небольшой нагрузкой, если своевременно заделывать выбоины. Покрывать битумом можно также грунтовые и щебневые дороги.
Слайд 14Стабилизированный грунт.
Дорожное покрытие, довольно стойкое к сезонным изменениям влажности и
температуры, можно получить, добавив песка к глине или глины к песку либо применив другую комбинацию местных грунтов. Портландцемент, тщательно смешанный с некоторыми видами грунта, дает покрытие, вполне подходящее для умеренно нагруженных дорог.
Слайд 15Макадам.
Макадам, дорожное покрытие, названное по имени его изобретателя, английского инженера Дж.Макадама
(1756–1836), – это несколько слоев крепкого щебня, тщательно уплотненного тяжелым катком и соединенного в сплошную массу очень мелким щебнем, укатанным сверху. В результате получается весьма прочный слой. При укатке его поливают водой, что еще больше повышает прочность покрытия.
Слайд 16Асфальтовая дорога.
Современное гладкое асфальтовое дорожное покрытие состоит из тщательно подобранного
по гранулометрическому составу песка, каменной (бутовой) муки и асфальта. Материалы смешиваются смесительной установкой при температуре 175° С, при которой асфальт находится в расплавленном состоянии, смесь доставляется на место, наносится специальной машиной на дорожное полотно и укатывается в горячем состоянии.
Слайд 17Опытно-экспериментальная работа.
Виды дорог:
Грунтовая дорога
Гравийная дорога.
Стабилизированный грунт.
Макадам.
Асфальтовая дорога.
Самое
прочное покрытие –это, конечно асфальт. Но, рассмотрев и, сравнив все варианты дорог, я сделал вывод, что самый экономичный вариант - это МАКАДАМ. Асфальтового завода у нас в районе нет, а щебеночный карьер и песчаный карьер есть на станции Кавокта. Я решил просчитать сколько нужно песка для подстилающего слоя основания и щебня для основания.
Слайд 18Итак, для выполнения практической работы я взял следующие исходные данные:
Песок природный
протяженность
дороги L=83км =83000 м;
высота слоя h=20 см=0,2м;
ширина слоя В=6 м
Щебень рядовой
протяженность дороги L=83км =83000 м;
высота слоя h=26 см=0,26м;
ширина слоя В=6 м
Слайд 19Используем формулу для нахождения объема V=BхLхh
Общий объем подстилающего слоя из песка
находим по формуле:
V=BхLхh=6х83000х0,2=
99600 кубических метров.
Общий объем основания из щебня находим по формуле:
V=BхLхh=6х83000х0,26=129480 кубических метров.
Слайд 20Заключение
Выполнив эти расчеты, я понял, что нужно еще очень многое просчитать:
работу транспорта, людей. В заключение хочется сказать, что умение выполнять математические вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как мы сталкиваемся с этим в повседневной жизни постоянно. Я планирую дальше продолжить свою исследовательскую работу, расширить свои знания, и, возможно смогу составить полную смету на строительство дороги. И я надеюсь, что в будущем я внесу вклад в развитие нашего района.
Слайд 21Список литературы
1. Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика / под ред. В.Н. Луканина,
К.X. Ленца. — М. : Логос, 2002. — 624 с.
Расчет сметной стоимости строительства автомобильной дороги, /Составители: А. Б. Цырульникова, Н.В. Кабанов, Е. А. Голубева/
Строительство лесовозных дорог и искусственных сооружений. Ю.А.Сускин, Б.И.Кувалдин, М, Изд. «Лесная промышленность», 1979.
Технология строительства автомобильных дорог. Часть 2. Технология строительства дорожных одежд Сиденко В.М., Батраков О.Т., Леушин А.И. Вища школа. Киев. 1970 -230 страниц.