Презентация, доклад исследовательской работы по математике Математика и фольклор

Содержание

Актуальность Актуальность моей работы в том, что математика и окружающий нас мир очень взаимосвязаны. И красоту математического языка можно показать, не только решая, сложные математические задачи, но и задачи связанные с народным фольклором. С

Слайд 1МАТЕМАТИКА И ФОЛЬКЛОР
РМ, Лопатино 2014 год

МАТЕМАТИКА И ФОЛЬКЛОР РМ, Лопатино 2014 год

Слайд 2Актуальность
Актуальность моей работы в том, что математика и

окружающий нас мир очень взаимосвязаны. И красоту математического языка можно показать, не только решая, сложные математические задачи, но и задачи связанные с народным фольклором. С помощью фольклора можно увидеть красоту математических закономерностей, которые описывают многие процессы и явления окружающей действительности.


Актуальность   Актуальность моей работы в том, что математика и окружающий нас мир очень взаимосвязаны. И

Слайд 3Цель и предмет исследования
Цель: Изучить темы и жанровые особенности

математического фольклора.


Предмет: Средства и жанры фольклора, которые позволяют искать наиболее интересные формы работы.



Цель и предмет исследованияЦель: Изучить темы и жанровые особенности    математического фольклора.   Предмет:

Слайд 4Задачи
Познакомиться с истоками происхождения фольклора.
Изучить особенности фольклорной формы с математическим содержанием.
Раскрыть

красоту математических
закономерностей, которые описывают многие
процессы и явления окружающей действительности.
ЗадачиПознакомиться с истоками происхождения фольклора.Изучить особенности фольклорной формы с математическим содержанием.Раскрыть красоту математических   закономерностей, которые

Слайд 5Гипотеза
На основании цели объекта и предмета исследования сформулирована гипотеза,

которая заключается в том, что в ходе исследования процесс формирования развития смекалки, воображения, творческого мышления подростков будет более эффективным.

Гипотеза  На основании цели объекта и предмета исследования сформулирована гипотеза, которая заключается в том, что в

Слайд 6Жанровое разнообразие фольклора с математикой
Математика – штука серьезная, Как фольклор она

в жизни нужна!
Жанровое разнообразие фольклора с математикой Математика – штука серьезная, Как фольклор она в жизни нужна!

Слайд 7Фольклор как средство формирования математических представлений.
Фольклор (folk-lore) –термин английского происхождения,

впервые введенный в науку в 1846 году ученым и археологом Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей. Задания, предлагаемые в фольклорных формах, часто требуют нестандартного  решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, развивается смекалка, воображение, творческое мышление.

Фольклор как средство формирования  математических представлений. Фольклор (folk-lore) –термин английского происхождения,   впервые введенный в науку

Слайд 8Математический фольклор народов мира.
Индийская задача.
Из четырех

посетителей храма второй дал в 2 раза больше монет, чем первый, третий – в 3 раза больше, чем второй, а четвертый – в 4 раза больше, чем третий. Всего было дано 132 монет. Сколько монет дал первый посетитель храма?
Ответ: 4 монеты.

Китайская задача.
5 волов и 2 барана стоят 11 таелов (денежная единица Китая до 19 века), а 2 вола и 8 баранов стоят 8 таелов. Сколько баранов можно купить на деньги, полученные от продажи 5 волов?
Ответ: 20 баранов.

Cтарая арабская загадка
Охотник встретил двух пастухов, у одного из которых было три куска хлеба, а у второго - пять. Все куски были одного размера. Трое мужчин разделили весь хлеб поровну. После еды, охотник дал пастухам восемь монет на двоих. Как пастухи должны разделить эти деньги?
Ответ: Первый должен получить одну монету, а второй - семь.

«Можно и нужно для задач брать
примеры из окружающей среды».
Н. К. Крупская

Математический фольклор народов мира. Индийская задача.    Из четырех посетителей храма второй дал в 2

Слайд 9Сказочный фольклор.
Во многих сказках и книжках на

самом деле содержится масса самой настоящей математической информации. Эти сказки не только несут математическую информацию, но они еще содержат воспитательные цели, учат различать добро и зло, развивают понятие как дружба.

В известной вам «Сказке о коньке-горбунке» П.П.Ершова кобылица обещала Иванушке за своё освобождение награду:
« ... Двух рожу тебе коней.  Да таких, каких поныне  Не бывало и в помине.  Да еще рожу тебе конька  Ростом только в три вершка».
Подсчитайте рост конька-горбунка в современных единицах измерения.
Прочитайте стихотворение про известную сказочную героиню Дюймовочку:
«Удобно спать Дюймовочке  В спичечной коробочке,  И догадаться просто –  Какого она роста».
Подсчитайте рост Дюймовочки в современных единицах измерения.
Вспомним сказку Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Когда лодка Мазая плыла к островку с зайцами,
«... уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину,
меньше сажени в длину».
Выразите эти размеры в современных единицах измерения.
Сказочный фольклор.    Во многих сказках и книжках на самом деле содержится масса самой настоящей

Слайд 10Пословицы и поговорки - малый жанр фольклора.
К этому жанру фольклора
относятся пословицы

и
поговорки, загадки и считалки,
скороговорки. Они помогают
иллюстрировать характерные
свойства предмета,
представлений о некоторых
математических понятиях.

Загадка. Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат).

Считалка
«Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт».

Скороговорки.
В один клин, Клим, колоти.
Возле грядки – две лопатки, Возле кадки – два ведра.

Пословицы.
Один в поле не воин.
- Два сапога - пара.
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один отрежь.

Пословицы и поговорки - малый жанр фольклора.К этому жанру фольклораотносятся пословицы ипоговорки, загадки и считалки, скороговорки. Они

Слайд 11Краеведческий фольклор.
На уроках математики можно также

использовать задачи с краеведческим содержанием..
1. Составьте круговую диаграмму, показывающую национальный состав Республик Мордовия, если в ней проживают:
русские – 60,8% всего населения;
мордва – 31,9% всего населения;
татары – 5,2% всего населения;
украинцы – 0,6% всего населения;
другие национальности – 1,5%.

2. Республика Мордовия, образованная 10 января 1930 г., состоит из 22 районов.
Составьте столбчатую диаграмму, показывающую площади районов, в порядке возрастания. Насколько площадь Лямбирский района меньше Зубово-Полянского района?
Краснослободск – 1379,4 квадратных километров,
Ичалковский район – 1265 квадратных километров,
Ковылкинский район – 2015,7 квадратных километров,
Зубово-Полянский район – 2710 квадратных километров,
Старошайговский район – 1419,4 квадратных километров,
Лямбирский район – 852 квадратных километров

«Мордовский край географически расположен в самом сердце Европейской России. И как подобает сердцу, он вобрал в себя достоинство и мужество, деловитость и ум, добро и боль всей русской земли». Н. И. Меркушкин

Краеведческий   фольклор.    На уроках математики можно также использовать задачи с краеведческим содержанием..

Слайд 12Военно – патриотический фольклор.
Тщательный подбор математических задач

дают нам представление о пережитых днях ВОвойны, развивают чувства любви и патриотизма к Отечеству.
1.В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
2. На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Военно – патриотический фольклор.    Тщательный подбор математических задач дают нам представление о пережитых днях

Слайд 13Выводы
Подбирая к моей работе различные задачи, я открыл для

себя много нового. Эти задачи отличаются от тех задач, которые мы решаем на уроках тем, что они содержат богатый материал, который позволил мне узнать много интересного о разных странах, народах и их культурных ценностях. Подбор задач о о крае, о малой Родине, о моей стране помогли расширить мои знания и кругозор. Задачи военного содержания вызвали во мне чувства гордости о стране.
Выводы  Подбирая к моей работе различные задачи, я открыл для себя много нового. Эти задачи отличаются

Слайд 14Практическая значимость 
Использование фольклора и литературных произведений помогают

сформировывать не только математические представления, но и приобщают детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, развивают активность, наблюдательность, смекалку, учат делать умозаключения, строить высказывания, суждения, формируют  быстроту реакции.
Практическая значимость    Использование фольклора и литературных произведений помогают сформировывать не только математические представления, но и

Слайд 15СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.С. Петраков. Математика для любознательных. М.: Просвещение.2000
2. А.П.

Савин. Математические миниатюры.М.: Детская литература, 1991
3. Ю.В. Пухначеев, Ю.П.Попов. Учись применять математику. М.: Знание. 1997
4. Г.И. Глейзер. История математики в школе. М.: 1982
5. Энциклопедии “Великая Отечественная Война” 1941-1945 издательства Москва.
6. “Советская энциклопедия”, 1985 год, главный редактор генерал Армии профессор М. М. Козлов,.
7. Голубчик М.М. «География моей республики», Саранск Мордовское книжное издательство 1990г.
8. Лапицкий Е.Д. «Идём на олимп», Саранск 2005г.
9.Логинова Н. Н., Пресняков В. Н. «Социально – экономическая география Республики Мордовия», Саранск изд-во Мордовского университета, 2004г.
10. Энциклопедический справочник «Всё о Мордовии», Саранск, Мордовское книжное изд-во, 2005 г.
11. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие. – СПб.: Фирма Икар, 2009.
12. Шаталова Е.В. Развитие элементарных математических представлений посредством использования малых фольклорных жанров. – 2007. - №9. – С12-17.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. И.С. Петраков. Математика для любознательных. М.: Просвещение.20002. А.П. Савин. Математические миниатюры.М.: Детская литература, 19913.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть