Слайд 1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пос.Мариец»
Использование технологии «Развитие критического мышления» на
уроках математики
Учитель математики
Симонова Валентина Николаевна
пос.Мариец
2017г.
Слайд 2Мысль в подарок…
Умеющие мыслить умеют
задавать вопросы.
Э. Кинг
Слайд 3О чем это мы?... ☺
Критическое мышление — это:
способность ставить новые,
полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
…Правило «3 П»
Познакомиться
Понять
Применять
Слайд 4ТРКМ решает задачи
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного
восприятия учебного материала;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Слайд 5Три стадии технологии
вызов" (ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА). РЕБЕНОК СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ
ВОПРОС "ЧТО Я ЗНАЮ?" ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
осмысление НА ДАННОЙ СТАДИИ РЕБЕНОК ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ И С ПОМОЩЬЮ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ ОТВЕТИТ НА ТЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ САМ ПОСТАВИЛ ПЕРЕД СОБОЙ НА ПЕРВОЙ СТАДИИ (ЧТО ХОЧУ ЗНАТЬ).
размышления рефлексия Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме
Особенность ТРКМ – каждый цикл завершается переходом на следующий ВЫЗОВ!
Слайд 6Методические приёмы критического мышления
ВЫЗОВ
Корзина идей
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая атака.
Работа с ключевыми терминами.
Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
РЕФЛЕКСИЯ
Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
Возврат к ключевым словам.
Возврат к кластерам (их заполнение).
Возврат к ЗХУ.
Синквейн (творческая рефлексия)
Слайд 86 класс
Тема урока «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»
Слайд 9Прием «Инсерт»
1. Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+
- новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя
материал.
Слайд 108 класс.
Тема урока «Многоугольники».
Слайд 11Прием «Представление информации в кластерах» (пучок, созвездие)
Слайд 127 класс.Тема уроков «Способы разложения многочленов на множители».
Слайд 136 класс. Сложение отрицательных чисел
Слайд 14Прием «Составление «Синквейна»» (от англ. «путь мысли»)
Для его
написания существуют правила:
Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.
Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект.
В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.
Слайд 15Масштаб
Арифметический географический
Делить
находить вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение
Слайд 16Пропорция
Крайние средние члены
Пользоваться свойством решать уравнения
Красота и гармония
в мире
Равенство отношений
Слайд 17 Выдающийся немецкий педагог
Фридрих Дистервег (1790 – 1866)
убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственными силами, собственным напряжением
Слайд 18
РЕФЛЕКСИЯ
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б
(безымянный палец) – близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный палец) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?
Б (большой палец) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Слайд 191. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.
- СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2000. №7.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.