Слайд 1Название презентации
«Использование проблемных ситуаций в методике преподавания математики»
Математика-царица наук. К.Ф.Гаусс
Слайд 2Аннотация к этой книге
Учебник предназначен для 3-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной
школы, является продолжением непрерывного курса математики тех же авторов и составной частью комплекта учебников Образовательной системы "школа 2100". Включает базовый компонент математического образования, обеспечивает выполнение государственных образовательных стандартов. Кроме того, в нем впервые в начальной школе рассматриваются элементы стохастики и способы решения некоторых занимательных и нестандартных задач.
Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике, функциональной грамотности, вычислительных навыков.
Дополнительно о книге
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Слайд 3Описание проблемы
Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные математические
проблемы. С момента прихода ребенка в школу функции “жизни” принимает школа; она становиться ответственной за то, получит ли ребенок соответствующую подготовку, приучится ли к математическому мышлению, научиться ли отыскивать и решать математические проблемы.
Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.
Слайд 4Развитие знаний, умений и навыков
Упражнения в решении составных текстовых задач, в
сравнении выражений, требующие использования известные детям закономерностей и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний, и другие должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Слайд 5Пример на практике
Например, ученик получил задания:
«К 2 прибавь 5 и
помножь на 3».
И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3».
Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2+5*3=21 2+5*3=17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий
учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть
правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять
сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать
этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает
детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок.
После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2+5)*3=21 2+5*3=17
Слайд 6Роль составной текстовой задачи
Любая составная текстовая задача ставит ученика перед определенными
трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные текстовые задачи ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.
Слайд 8Задачи бывают :
задачи с не сформулированным вопросом;
задачи с недостающими данными;
задачи с излишними данными; задачи с несколькими решениями;
задачи с несколькими решениями;
задачи с меняющимися содержанием;
задачи на соображение, логическое мышление.
Слайд 9Сущность и особенности проблемного обучения
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного
обучения видим, что организации такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное ведение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемных ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения).
Слайд 11Итог работы
Главная ценность проблемного обучения в том, что дети в
очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждой вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребенка. Ученики должны под руководством учителя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать факты и явления, делать выводы.
Разрешение системы проблемных ситуаций приучают школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.