Слайд 1Подготовила ученица 5а класса
Торова Вероника
Геометрия
в национальных
костюмах
России
Слайд 2Цель работы: определить какие геометрические фигуры чаще всего используются в национальных
костюмах.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения русского народного костюма.
2. Изучить национальные костюмы народностей: русский народ, украинский народ, армянский народ
3. Проанализировать часто встречающиеся геометрические фигуры национальных костюмов.
Слайд 3 Силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды.
Для характеристики силуэт
иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и др. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм, отдаленно напоминающих человека в одежде. Внимательный человек за всеми наслоениями отделок и деталей всегда увидит, хотя бы приблизительно, ту или иную геометрическую фигуру.
Слайд 4Различают 4 основных вида силуэтов:
Прямоугольный силуэт, включающий в себя
узкий прямоугольник,
расширенный прямоугольник,
квадрат
Полуприлегающий силуэт, слегка подчеркивающий формы фигуры.
Приталенный силуэт , создающийся с помощью расширенной линии плеча, низа изделия и зауженной талии.
Трапециевидный или свободный силуэт. Расширение происходит от линии плеча или проймы книзу изделия. Расширение может быть спокойным или более значимым.
Слайд 5 Прямой силуэт - По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или
квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.
Слайд 6
Силуэт «карандаш» очень похож на прямой силуэт, также близкий к
прямоугольнику. Силуэт карандаш удлиняет, визуально делает фигуру стройнее, считаясь более строгим.
Слайд 7 «Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но
в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер.
Слайд 8 Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот
силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание - это линия плеча, а нижнее - линия низа изделия. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста.
Слайд 9Треугольный силуэт
Треугольный
силуэт
придает
объем
в плечах
или объем
в области
бедер.
Слайд 10 Полуприлегающие силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры
человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста - соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов.
Слайд 11 Прилегающий силуэт -подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается
две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются.
силуэт-Х
песочные часы
Слайд 12 «Силуэт-Х» напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии
талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда «силуэта-Х» хорошо
подходит высоким стройным женщинам.
Слайд 13 Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую
нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.
Слайд 14Ряд комбинаций из нескольких геометрических форм
Слайд 15Ряд комбинаций из нескольких геометрических форм
Слайд 16Комбинация из нескольких геометрических форм
Слайд 17Комбинаций из нескольких геометрических
форм
Слайд 18
Русский женский костюм
Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить какой –
то один вид костюма.
Ученые выделяют 4 типа женского костюма:
- рубаха с сарафаном и кокошником;
- рубаха с поневой и сорокой;
- рубаха с юбкой андараком (суконной);
- платье кубельком.
Слайд 20Самым выразительным и долговременным оказался крестьянский праздничный или ритуальный костюм, сохранивший
нам облик национальной одежды. В нем отразились местные условия жизни, традиции и культура народа, материалы и декор.
Неотделимые от жизни земли, крестьяне редко отлучались из своих родных мест, своей деревни. Это сказалось на символике костюма, в которой нашли проявления обычаи, миропонимание, художественный вкус людей.
Слайд 21
Национальную одежду носили в России вплоть до 17в., но сохранилась она
у крестьян до наших дней как праздничный наряд.
Верили люди в силу природы, поклонялись солнцу, ветру, деревьям, животным, множеству богов – охранителей скота, посевов, домов. Костюм отразил на себе верования людей в солярных символах и магических знаках.
Слайд 23
Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды.
Характерные черты Русского
костюма – многообразие форм, типов, многосоставность каждого комплекса одежды, декоративность художественного решения, самобытный орнамент и способы исполнения.
Слайд 32Геометрические фигуры
в вышивке
Квадрат слыл оберегом. Его изображение несло глубокую смысловую
нагрузку. Четыре стороны можно сопоставить с фундаментальными понятиями, связанными с четверкой – стороны света, сезоны в году, количество стихий. Пересечение горизонтальных (женские линии) и вертикальных линий (мужские линии) несут в себе обозначение оплодотворения. Поэтому крест и квадрат символизируют плодородие.
Слайд 33Геометрические фигуры
в вышивке
Круг, похожий на яйцо, зародыш, символизировал жизнь, выполнял
защитную функцию.
Так круг символизировал –солнце, которое так нужно земледельцу, также круг-это символ вечной жизни, долголетия, что люди с радостью желали друг другу и выражали это через вышивку.
Слайд 34Геометрические фигуры
в вышивке
Треугольник, основанием вниз обозначал – огонь, как источник
тепла и уюта в доме,
Треугольник, основание вверх обозначал — землю, как источник пропитания.
Слайд 35Ромб - это символ плодородия
Ромбы наносили преимущественно на женскую одежду. Ромб
обозначал их слияние в единое целое, что также обозначало плодородие
Геометрические фигуры
в вышивке
Слайд 36
Изучая и анализируя историю костюма с древнейших времён до 21 века,
пришли к заключению, что несмотря на всё своеобразие и неповторимость костюмов разных народов , как и костюмов современных, костюм любой эпохи можно вписать в одну из простейших геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры - прямоугольник, трапецию, треугольник, овал.
Заключение