Слайд 1
6 класс
Учитель Семина Н. И.
Деловая Игра
по математике
«Биржа
Слайд 2Игра «Биржа знаний» проводится в течении 5 дней среди учащихся шестых
классов.
На период игры учреждается Коммерческий атематический банк (КМБ).
Банк выпускает в обращение 2 вида ассигнаций «таланты» и «гении».
Перед началом игры КМБ выдаёт всем ученикам по 10 «талантов».
«Биржа знаний»
Коммерческий математический банк
Курс валют
1 гений = 7 талантам
Слайд 3 Перед учащимися встаёт вопрос -
как ими распорядиться? Можно, конечно, в игре не участвовать - «зарыть таланты в землю». Но большинство учащихся избирали другой путь - вкладывали свои «таланты» в тот или иной вид соревнований.
«Биржа знаний»
Слайд 4
Основная цель участника - в ходе игры обменять указанную
сумму «талантов» на как можно большее количество «гениев».
Плата за участие в мероприятиях принимается в «талантах».
При удачном выступлении банк расплачивается «гениями».
«Гений» являлся свободно конвертируемой валютой;
во время игры он обменивался на «таланты», а по окончании - на оценки по математике.
Курс обмена ежедневно объявляется банком.
Слайд 5В рамках игры проводятся:
открытие биржи (вторник);
лотерея (в течение всей недели);
спринт-олимпиада
(вторник);
игра « Ипподром « (среда);
аукцион (четверг);
закрытие биржи (пятница).
Слайд 6
Лотерея
Для игры заготовлены лотерейные билеты. Каждый билет имеет номер и содержит
математическое задание.
Цена билета 1 «талант».
Если участник справился с заданием билета, то он зарабатывает 1 «гений».
Если участник дал неправильный ответ, то лотерейный билет у него изымается.
Его можно вновь выкупить, заплатив ещё 1 «талант», и попытаться снова выполнить задание билета.
Слайд 7
Спринт-олимпиада.
Ученики, желающие принять участие в спринте, приобретают у ассистентов
игровой номер (цена 1 «талант»).
Ведущий задаёт вопросы, интересные по форме и содержанию, а участник, желающий дать ответ, поднимает игровой номер.
Если ответ правильный, то ассистент вносит в соответствующую игровому номеру строку таблицы «+», если неправильный «-».
Дав неправильный ответ, игрок может попытаться повторно ответить на этот вопрос, но лишь после того, как заплатит 1 «талант».
Каждый пятый вопрос спринта - призовой, сложность его выше; за ответ на него участник получает не один, а три плюса.
После того, как вопросы исчерпаны, подводятся итоги.
Плюс и минус гасят друг друга; оставшиеся после погашения плюсы - это чистый выигрыш участника в «гениях».
Кроме того, пять лучших участников спринт - олимпиады получают право участвовать в первом заезде ипподрома бесплатно.
Слайд 8
Вопросы для спринт – олимпиады.
1. На руках 10 пальцев.
Сколько пальцев на десяти руках?
Ответ: 50 пальцев.
2. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них?
Ответ: 4 часа.
3. Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за один час 15 км.
С какой скоростью бежала каждая лошадь?
Ответ: 15 км/ч.
Слайд 9
4.В полдень из Москвы отправляется поезд в Санкт-Петербург со скоростью
80 км/ч. В тоже время из Санкт-Петербурга в Москву выходит поезд со скоростью 40 км/ч. Оба поезда идут без остановок. Какой поезд при встрече находится на большем расстоянии от Москвы?
Ответ: На одинаковом расстоянии.
5.«ПРИЗОВОЙ»
Два пакета молока и пачка творога стоят 94 рубля. А две пачки творога и пакет молока стоят 80 рублей. Что дороже - пачка творога или пакет молока и на сколько?
Ответ: Пакет молока дороже пачки творога на 14 рублей.
6.У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье?
Ответ: 6 детей.
Слайд 10
7. Три курицы за три дня дают три яйца. Сколько
яиц дают 12 кур за12 дней.
Ответ: 48 яиц.
8.Имеется 60 трёхметровых брёвен, которые надо распилить на полуметровые части. Сколько распилов придётся сделать?
Ответ: 300 распилов.
9.Во сколько раз лестница на 6-й этаж дома длиннее лестницы на 2-й этаж этого же дома?
Ответ: В 5 раз.
Слайд 11
10.«ПРИЗОВОЙ»
Два человека одновременно вышли из А в В. Первый половину
времени, затраченного им на переход, проходил по 5 км/час, а затем по 4 км/час. Второй же первую половину пути шёл со скоростью 4 км/ч, а затем - со скоростью 5 км/ч. Кто из них пришёл в В раньше?
Ответ: Первый пришёл в В раньше.
11.Книга стоит 1 рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
Ответ: 2 рубля.
12. Может ли быть в одном месяце пять воскресений?
Ответ: Да, например - 1, 8, 15, 22, 29-е.
Слайд 12
13. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее
– груша или персик?
Ответ: Груша.
14. Ручка дороже тетради, а карандаш дешевле ручки. Что дороже – карандаш или тетрадь ?
Ответ: Нельзя ответить на этот вопрос.
15.«ПРИЗОВОЙ»
Сколько половин в числе 11,5?
Ответ: 23 половины.
Слайд 13
16. В четырёхэтажном доме Ваня живёт выше Пети, но ниже
Сени, а Вася живёт ниже Пети. Кто на каком этаже живёт?
Ответ: Вася на 1-ом, Петя на 2-ом, Ваня на 3-ем, Сеня на 4-ом.
17. Ира, Таня, Коля, Митя собирали ягоды. Таня собрала ягод больше каждого из детей, Ира - не меньше одного из мальчиков. Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?
Ответ: Да, верно.
18. Найдите разность наименьшего пятизначного и наибольшего четырехзначного чисел.
Ответ:1.
Слайд 14
19.Из трёх одинаковых по виду колец одно несколько легче других.
Как найти его одним взвешиванием на чашечных весах?
Ответ: Кладём 2 кольца на весы. Если весы в равновесии, то оставшееся кольцо более лёгкое; если же одно кольцо перевисело, то ответ ясен.
20. «ПРИЗОВОЙ»
Мышке до норки по прямой 20 шагов. Кошке до мышки по той же прямой 5 прыжков. Пока кошка совершит 1 прыжок, мышка сделает 3 шага. 1 кошачий прыжок равен по длине 10-ти мышиным шагам. Мышка находится на прямой между кошкой и норкой. Догонит ли кошка мышку?
Ответ: Не догонит.
Слайд 15
21.Сколькими способами можно представить число 50 в виде суммы двух
чётных положительных целых чисел? (Представления, различающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими).
Ответ: 50=2+48=4+46=...=46+4=48+2, всего 24 представления; считая а+b и b+а совпадающими, получим 12 способов.
22.Сколькими способами можно представить число 10 в виде суммы четырёх нечётных цифр? (Представления, различающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими.)
Ответ: 3 способа, 10=1+1+1+7=1+1+3+5=1+3+3+3.
23. Сколькими способами можно представить число 6 в виде суммы нечётных слагаемых? (Представления, различающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими.)
Ответ:4способа, 6=1+1+1+1+1+1=1+1+1+3=1+5=3+3.
Слайд 16
24.В шахматном турнире 3-мя участниками всего было сыграно 6 партий.
Каждый сыграл одно и то же число партий. Сколько?
Ответ: 4 партии.
25.Призовой. Найдите сумму первых ста натуральных чисел.
Ответ: 5050.
26.Я задумала число, отняла от него 9 и прибавила 4, получилось 5. Какое число я задумала?
Ответ: x-9+4=5, х=10.
27.Назовите фамилию автора школьного учебника математики.
Ответ: А.Г. Мордкович и И.И Зубарева
Слайд 17
28.Выписаны все числа подряд от 1 до 99. Сколько раз
написана цифра 5?
Ответ: 20 раз.
29.Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда 12 раз проткнуть
её вилкой с 4-мя зубчиками?
Ответ: 48 дырок.
30.«ПРИЗОВОЙ»
Кусок провода длиной 102 см надо разрезать на части длиной 15 см и 12 см, но так, чтобы не было остатков. Как это сделать ? Сколько решений имеет задача?
Ответ: 120=12+6*15=6*12+2*15, 2 решения.
Слайд 18
31.Напишите наименьшее десятизначное число, у которого все цифры различны.
Ответ: 1023456789.
32.Напишите
наибольшее десятизначное число, у которого все цифры различны.
Ответ: 9876543210.
33.Сумма и произведение четырёх целых (не обязательно различных) чисел равна 8. Что это за числа?
Ответ: 8=4+2+1+1=4 . 2 . 1 . 1.
34. Во сколько раз 1м больше 1мм?
Ответ: 1000.
35. Призовой. Запишите число 100 девятью последовательными различными цифрами, соединёнными знаками действий.
Ответ: 100=1+2+3+4+5+6+7+8*9.
Слайд 19
36. Найдите значение выражения 13а + 13с, если
(а +с = 13).
Ответ: 169.
37. Верно ли , что в записи числа 8 014 308 использовано 7 различных чисел?
Ответ: Нет.
38. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка.
Ответ: 60 десятков.
39. Решите уравнение: |х-5|=7.
Ответ: -2; 12.
40.Призовой. Один пятак весит 5 грамм. Сколько тонн весят миллион пятаков.
Ответ: 5 тонн.
Слайд 20
Ипподром.
Это оригинальная игра состоит из 5 заездов,
в каждом из которых участвуют 5-6 человек. Участники заезда определяются произвольно. Кроме того, как и на любом ипподроме, работает тотализатор. Перед каждым заездом, после того как определен его состав, зрители делают ставки. Для этого по рядам проходят ассистенты, которые принимают ставки в «талантах» и помечают на кого, кем и какая сумма поставлена. После того как сделаны ставки, начинается заезд. Все его участники выполняют одинаковые задания (на выполнение 2-4 минуты), после чего ведущий определяет трёх призёров. Призовой фонд каждого заезда 6 «гениев», из них 3 «гения» получает победитель, 2 «гения» - тот, кто занял второе место, 1 «гения» - тот, кто занял третье место.
Тотализатор
Слайд 21
Первый заезд : «Скачки с препятствиями».
Участникам предлагается дать ответ на
5 вопросов:
1) вычислите 2+2 . 2-4:2+1
2) восстановите стёртые цифры (одной точкой обозначена одна цифра)
5..683<506..1
3) какое наименьшее целое положительное число вы можете записать двумя цифрами?
4) в семье 6 дочерей, каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье?
5) бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов?
Свои ответы участники записывают на заранее заготовленных шаблонах, что позволяет ведущему быстро проверить ответы и определить призёра.
Слайд 22
Второй заезд: «Математический алфавит».
Выбирается одна из букв русского алфавита.
Всем участникам предлагается вспомнить и записать как можно больше слов, имеющих отношение к математике и начинающихся на эту букву. Проверка результатов осуществляется ведущим; он подсчитывает количество правильных слов у каждого участника.
Слайд 23
Участникам заезда раздаются двухцветные сигнальные карточки. Ведущий зачитывает слова. После
каждого слова участник должен с помощью карточки показать, является это слово математическим термином или нет. Сделавший две ошибки выбывает из борьбы. Заезд заканчивается после того, как остаётся один участник; это и будет победитель.
Примерный набор слов: треугольник, ишак, уравнение, дециметр, дифирамб, периметр, пергамент, градус, формуляр, угол, интрига, резус, площадь, парк, задача, правило, прямоугольник, параллелепипед, кирпич, ребро, грань, вершина, верхушка, цифра, число, часы, частное, чемпион, произведение, сумма, слагаемое, слог, решение, размер.
Третий заезд : «Скачка с выбыванием».
Слайд 24
Четвёртый заезд: «Составь слово».
Участникам этого заезда предлагается достаточно длинное
математическое слово, из букв которого они должны составить как можно больше любых слов, причём математический термин считается за три. Победитель определяется по наибольшему количеству слов.
Слова для четвёртого заезда: треугольник, уравнение, биссектриса, определение, прямоугольник, параллелепипед, координата.
Слайд 25Ведущий или ассистент записывает на бумаге трёхзначное число и демонстрирует его
классу, но так, чтобы играющие не видели надписей.
Участники заезда должны отгадать, что записано.
Они по очереди называют свои варианты, а ведущий направляет их подсказками: больше, меньше.
Выигрывает заезд тот, кто первым угадает записанное число.
Аналогично разыгрывается второе место.
Расчёты со зрителями проводятся по окончании всех заездов, таким образом: если игрок, на которого была сделана ставка, занял первое место в заезде, то поставивший получает сумму ставки в «гениях», если второе место – в «талантах».
Пятый заезд: «Угадай число»
Слайд 26 Как и на любом аукционе, вход платный (цена 2 «таланта»).
Капиталом учащегося на этом аукционе являются его знания, его математическая эрудиция.
На торги выставляются 8 лотов. Каждый лот, представляющий собой приз в 3 «гения», разыгрывался следующим образом.
Ведущий задаёт вопрос, предполагающий несколько ответов. Участники аукциона дают свои ответы. Выигрывает тот, чей ответ оказался последним.
Аукцион
Слайд 27Назовите пословицы и поговорки, в которых используются числительные.
Назовите меры веса.
Назовите меры
длины.
Назовите меры площади.
Назовите меры веса объёма.
Какие бывают дроби?
Приведите названия книг, в которых упоминаются числа.
Какие вы знаете геометрические фигуры?
Вопросы для аукциона
Слайд 28Закрытие биржи
В этот день учитель подводит итоги игры, награждает победителей призами.
Слайд 29Альхова З.Н., Макеева А.В. «Внеклассная работа по математике»
Журнал «Математика в школе»
N1 - 1994 год
В. Ю. Сафонова. «Задачи по математике для внеклассной работы 5-6 классах».
П. И. Сорокин. «Занимательные задачи по математике».
Л. В. Гончарова «Предметные недели в школе. Математика».
Работа учителя математики ГБОУ лицей № 1571 г. Москвы Шеленковой Н.А.
Использованная литература: