Слайд 1Развитие
патриотизма школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности
МБОУ
СОШ № 8 г.Ессентуки
Учитель математики
Божко Марина Николаевна
Слайд 2 «Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Слайд 3 Государственная программа «Патриотического воспитания на 2016-2020гг» даёт такое определение патриотизму:
Патриотизм -
это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, активную гражданскую позицию
В подростковом школьном возрасте (11-17 лет) актуальной становится популяризация достижений российской науки, промышленности, культуры и созидательного труда, введение в образовательный процесс, в том числе дополнительные и интерактивные формы обучения, профессионально ориентирующих, в том числе проведение межшкольных тематических конкурсов, олимпиад, а также мероприятий, направленных на сохранение памяти об истории народа, его традициях, боевых и трудовых подвигах, повышение уровня знаний российской литературы, культуры, географии, краеведческих знаний, понимания современных процессов в России в целом и в регионе проживания.
Слайд 4Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса
Его задачами
являются:
- воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому;
- формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме;
- воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества;
Слайд 5 Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются:
создание школьных музеев (музейная педагогика);
воспитание на
традициях семьи, родного края;
туризм и краеведение;
подготовка к защите Родины;
формирование единой общности россиян;
Формирование патриотического воспитания во внеурочное время (открытые уроки, классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия, поездки по местам боевых действий);
экологическое воспитание как элемент патриотического воспитания;
Слайд 6 Патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к своей семье и тем
местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;
желание заботится о других людях и об интересах Родины;
Слайд 7 Патриотизм включает в себя:
осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом
своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества;
проявление гражданских чувств и верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
Слайд 8Патриотизм включает в себя:
гордость за своё Отечество, символы государства, за свой
народ;
уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Слайд 9Патриотическое воспитание включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в
себя:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
Слайд 102. Культурно-историческое направление, предполагающее:
воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине.
Родному краю, её замечательным людям;
вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Слайд 113. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
изучение государственной системы РФ, значение её Конституции,
гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
развитие реально действующего школьного самоуправления.
Слайд 124. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
изучение военной истории России, знание Дней
воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Слайд 13 На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы
и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
использование историко-математического материала;
проведение нестандартных уроков;
решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
внеклассная работа.
Слайд 14 Например, на уроке может быть сделано сообщение исторических данных, показывающих роль
учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы).
Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.
Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
Слайд 151.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства
человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
Слайд 16
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет
подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.
Слайд 17Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила
наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа.
Слайд 18Задача 1
Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них
– истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».
Задача 2
Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Слайд 19Задача 3
В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной
Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.
Слайд 20Задача 4
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько
дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Предлагаю и вам по пробовать по считать
Слайд 21Учащиеся изучают много произведений, где говорится, как голодали люди во время
засухи, во время войны.
Здесь уместно Рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.
Задачи.
1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Слайд 22Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни
блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Слайд 23Выполнив задание, вы прочитаете пословицу
а) 0,71+0,8; д) 1,8+0,1; и) 22,9 8–2,4;
н) 8–2,7; с) 6,86*3;
б) 2,3+2,2; е) 17,02+3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1
в) 5,4+1,3; ж) 12+1,2; л) 3,78–1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;
г)0,32+0,47; з)3,09+2,21; м)1–0,3; р)18,62-18,62; ф)0,18*10;
х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;
ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;
ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;
ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7
Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять.
Слайд 24
За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний
и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
На современных уроках прежде чем воспитывать патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке.
Математика - это лишь малая доля
в океане патриотизма.
Слайд 25Так давно отгремела война,
Унося с собой многие жизни.
Но мы помнить их
будем всегда,
Вот поклон им от нас самый низкий.
Мы скорбим о всех жертвах войны,
Помня подвиг во имя свободы.
Не вернуться уже им, увы,
Не вернуть свои лучшие годы.
И в потомках их, ныне живых,
Времена никогда не остудят
Благодарность. Пусть люди страны
Помнят 22 июня!
Слайд 27Классный час
75 летие освобождения Ессентуков
Видеофильм ДЕТИ войны
Встреча с Линник Таисией
Михайловной
Слайд 28Маслозавод
Железнодорожный вокзал
Санаторий Свердлова
Хлебозавод
Слайд 30Формы работы, направленные на воспитание патриотизма:
Поисковая и экскурсионная работа, работа в
школьных музеях.
Система классных часов.
Работа с ветеранами ВОВ
Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма
Мероприятия военно-патриотической направленности
Активное вовлечение учащихся для участия в спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, туристических слетах и др.
Слайд 31Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И
ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ
БУДЬ НАСТОЯЩИМ ПАТРИОТОМ СВОЕЙ СТРАНЫ