Презентация, доклад на тему От локтей до ладоней к метрической системе

Содержание

Цель и задачи проекта • Цель работы: Установление старинных единиц  измерения, сравнение с новой измерительной системой  и применение в современном мире. • Задачи работы:  1.Познакомиться с измерительной системой, которая  существовала ранее.  2. Установить взаимосвязь между старой измерительной  системой и

Слайд 1Презентацию подготовили учащиеся 5 класса
Захарова Вера
Искандиров Ренат
Руководитель: учитель

математики Жумашева А.А.

От локтей до
ладоней
к метрической
системе

Презентацию подготовили учащиеся 5 класса Захарова Вера Искандиров РенатРуководитель: учитель математики Жумашева А.А.От локтей до ладоней к

Слайд 2Цель и задачи проекта
• Цель работы: Установление старинных единиц  измерения, сравнение с новой измерительной системой  и

применение в современном мире. • Задачи работы:  1.Познакомиться с измерительной системой, которая  существовала ранее.  2. Установить взаимосвязь между старой измерительной  системой и новой.  3. Выяснить этимологию слов, обозначающих меры длины.  4. Выявление областей науки техники. Где применяются  старинные величины.  5. Познакомить с результатами исследования, с целью расширения знаний по математике и кругозора в целом.
Цель и задачи проекта • Цель работы: Установление старинных единиц  измерения, сравнение с новой измерительной системой  и применение в современном

Слайд 3Введение
 Тема исследования: От локтей до ладоней к метрической системе.
Объектная область: Математика.
Объект исследования: Старинные и современные единицы измерения.
Предмет исследования:  Единицы измерения.
Проблема: Сегодня каждый из нас при обозначении тех или иных мер  измерения пользуется современными терминами. И это считается  нормальным и естественным. Однако при изучении истории или при  прочтении литературных произведений мы нередко сталкиваемся с  такими словами, как «пяди», «аршины», «локти» и т. д. И такое  употребление терминов также является нормальным, так как это не  что иное, как старинные меры измерения. А существуют ли области  современного мира, где и какие сейчас применяют старинные единицы.

Введение Тема исследования: От локтей до ладоней к метрической системе.Объектная область: Математика.Объект исследования: Старинные и современные единицы измерения.Предмет исследования:  Единицы измерения.Проблема: Сегодня каждый из нас при обозначении тех или иных мер  измерения пользуется современными терминами. И это считается  нормальным и естественным. Однако при изучении истории или при  прочтении литературных произведений мы нередко сталкиваемся с  такими словами, как «пяди», «аршины», «локти» и т. д. И такое  употребление терминов также является нормальным, так как это не  что иное, как старинные меры измерения. А существуют ли области  современного мира, где и какие сейчас применяют старинные единицы.

Слайд 4Старинные единицы измерения
Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти  для себя пещеру, он был вынужден  соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу и  время. Наш предок располагал только  собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, 

то при измерении расстояний
использовались руки и ноги.
Старинные единицы измерения      Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти  для себя пещеру, он был вынужден  соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу и  время. Наш предок располагал только  собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, 

Слайд 5Перст
Перст – старинное  название пальца, причем сначала так называли  именно указательный  палец, его ширина около 2  см.  В народе говорят: один,  как перст – это человек, не  имеющий ни родных,  ни близких, ни друзей.

Перст     Перст – старинное  название пальца, причем сначала так называли  именно указательный  палец, его ширина около 2  см.  В народе говорят: один,  как перст – это человек, не  имеющий ни родных,  ни близких, ни друзей.

Слайд 6Дюйм
Дюйм ­ от голландского  «большой палец». Один дюйм равен ширине большого  пальца или длине трех сухих  зерен ячменя, взятых из  средней части колоса.  Это примерно 2,54 см.  В настоящее время  используется для измерения  внутреннего диаметра труб,  автомобильных шин,  толщины досок и т.д.

Дюйм   Дюйм ­ от голландского  «большой палец». Один дюйм равен ширине большого  пальца или длине трех сухих  зерен ячменя, взятых из  средней части колоса.  Это примерно 2,54 см.  В настоящее время  используется для измерения  внутреннего диаметра труб,  автомобильных шин,  толщины досок и т.д.

Слайд 7Аршин
Аршин ­ старинная мера  длины в России, равная  примерно 72 см. Петр  Первый приравнял аршин к  16 вершкам. Происхождение слова «аршин» точно не  установлено. Возможно, это  слово произошло от  персидского слова  «аршин» — «мера длины».

Аршин   Аршин ­ старинная мера  длины в России, равная  примерно 72 см. Петр  Первый приравнял аршин к  16 вершкам. Происхождение слова «аршин» точно не  установлено. Возможно, это  слово произошло от  персидского слова  «аршин» — «мера длины».

Слайд 8Сажень
Сажень ­ старая русская  мера длины . Слово «сажень»  происходит от древнего слова  «стягать» — «доставать до  чего ­либо», «хватать»,  «достигать».  Так называемая «прямая  сажень» определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев  другой. Это расстояние  составляет от 152 до 176  сантиметров.

Сажень     Сажень ­ старая русская  мера длины . Слово «сажень»  происходит от древнего слова  «стягать» — «доставать до  чего ­либо», «хватать»,  «достигать».  Так называемая «прямая  сажень» определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев  другой. Это расстояние 

Слайд 9Фут
Фут  ­ английская единица длины.  Слово «фут» произошло от  английского слово «ступня».  Один  математик предлагал, фут равен  ширине 64 ячменных зёрен, положенных  бок о бок. В настоящее время в странах  Европы иногда измеряют длину  футами. В Англии и Франции фут  считают примерно равным 30 см. В  России фут начали применять во время  Петра Первого. Русский фут тогда  равнялся 33 см. Футы применялись в  России преимущественно в морском  деле. Сейчас эта единица в России не  используются.

Фут   Фут  ­ английская единица длины.  Слово «фут» произошло от  английского слово «ступня».  Один  математик предлагал, фут равен  ширине 64 ячменных зёрен, положенных  бок о бок. В настоящее время в странах  Европы иногда измеряют длину  футами. В Англии и Франции фут  считают примерно равным 30 см. В  России фут начали применять во время  Петра Первого. Русский фут тогда  равнялся 33 см. Футы применялись в  России преимущественно в морском  деле. Сейчас эта единица в России не 

Слайд 10Пядь
Пядь ­ одна из самых  старинных мер длины. Название  происходит от слова «пядь»  буквально означающего ­ «кисть  руки».  Различают пядь малую  пядь малую – это  расстояние между концами  вытянутых большого и  указательного пальцев   что  составляет около 18 см.                  Так же есть и пядь великая  пядь великая –  это расстояние от конца  вытянутого мизинца до конца  большого пальца, 22 ­ 23 см.

Пядь   Пядь ­ одна из самых  старинных мер длины. Название  происходит от слова «пядь»  буквально означающего ­ «кисть  руки».  Различают пядь малую  пядь малую – это  расстояние между концами  вытянутых большого и  указательного пальцев   что  составляет около 18 см.                  Так же есть и пядь великая  пядь великая –  это расстояние от конца 

Слайд 11Единицы длины в литературных  произведениях
Очень часто, читая литературные произведения, мы встречаем старинные меры  измерения величин не всегда представляем,  что они означают. Например, это всем  известные сказки: «Дюймовочка», 

«Конек Горбунок»,
«Алиса в зазеркалье», «Спящая красавица», 
«Маленький Мук», и  в стихотворениях А.С.Пушкина, К.И.Чуковского и  многих других произведениях.       

 «Да еще рожу конька              Ростом только 3 вершка,         На спине с двумя горбам         Да аршинными ушами».                 (Рост конька составляет 13,4 см, а уши ­72см.)    «Это был, в самом деле, большой  тюльпан,  но в чашечке его сидела живая девочка.  Она была маленькая  - маленькая, всего в дюйм ростом.  Потому её так и прозвали Дюймовочка».     (Рост Дюймовочки составил 2,54 см)

Единицы длины в литературных  произведенияхОчень часто, читая литературные произведения, мы встречаем старинные меры  измерения величин не всегда представляем,  что они означают. Например, это всем  известные сказки: «Дюймовочка», 

Слайд 12Старинные меры в задачах
      Собака  усмотрела зайца в 150 саженях  от себя. Заяц пробегает за  2  минуты 500 саженей, а собака - за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Решение: 1) 1000:2=500 (м) ­ заяц пробегает за 1 минуту. 2) 2600:5=520 (м) ­ собака пробегает за 1 минуту. 3) 520­500=20 (м) ­ собака пробегает за 1 минуту больше, чем заяц. 4) 300:20=15 (мин.) – за это время собака догонит зайца. Ответ: собака догонит зайца 
за 15 минут.

Старинные меры в задачах      Собака  усмотрела зайца в 150 саженях  от себя. Заяц пробегает за  2  минуты 500 саженей, а собака - за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Решение: 1) 1000:2=500 (м) ­ заяц пробегает за 1 минуту. 2) 2600:5=520 (м) ­ собака пробегает за 1 минуту. 3) 520­500=20 (м) ­ собака пробегает за 1 минуту больше, чем заяц. 4) 300:20=15 (мин.) – за это время собака догонит зайца. Ответ: собака догонит зайца    за 15 минут.

Слайд 13Задачи для самостоятельного  решения
1.   Идёт один человек в другой город и  проходит в день по 40 вёрст, а из другого  города ему  на встречу идёт человек и  проходит по 30 вёрст в день. Расстояние  между городами 700 вёрст. Через сколько дней  путники встретятся? Выразить расстояние  между городами в км.
2. Кольцо баскетбольной корзины  расположено на высоте 10 футов. Найдите эту  высоту в метрах, сантиметрах и миллиметрах.

Задачи для самостоятельного  решения1.   Идёт один человек в другой город и  проходит в день по 40 вёрст, а из другого  города ему  на встречу идёт человек и  проходит по 30 вёрст в день. Расстояние  между городами 700 вёрст. Через сколько дней  путники встретятся? Выразить расстояние  между городами в км.2. Кольцо баскетбольной корзины  расположено на высоте 10 футов. Найдите эту  высоту в метрах, сантиметрах и миллиметрах.

Слайд 14Старинные меры в пословицах и  поговорках
На версту отстанешь - на десять догоняешь .
От горшка два вершка, а

уже указчик.
Не уступить ни пяди.
Сам с ноготок, а борода с локоток.
Каждый купец на свой аршин меряет . 
Ходит, словно аршин проглотил.
На аршин борода, да ума на пядь. 
Косая сажень в плечах.
На три аршина в землю видит.
Старинные меры в пословицах и  поговоркахНа версту отстанешь - на десять догоняешь .От горшка два вершка, а уже указчик.Не уступить ни пяди.Сам

Слайд 15Современные единицы  измерения
Метр ­ основная единица метрической системы.  Метрическая система была принята во Франции, в  конце 18 века. Тогда метр определили как одну  десятимиллионную долю участка земного меридиана от  Северного полюса до экватора. Метрическая система  постепенно вытеснила местные и национальные  системы в других странах и в 1875 году была  законодательно признана в 17 странах, в том числе и в  России. Ученые изготовили эталон (образец) метра в  виде линейки из платины. Это такой металл. Правда,  все боялись, что этот эталон потеряется, и на всякий  случай сделали 31 копию метра и раздали их разным странам. России ­ достались две копии: N 11 и N 28.           
В нашей стране 14 сентября 1918 года  Советом народных комиссаров под  председательством В.И. Ленина было  издано постановление, в котором  предлагалось: «Положить в основу всех  измерений международную метрическую  систему мер и весов с десятичными  производными и подразделениями».  Принять за основу единицы длины метр, а  за основу единицы веса (массы) –  килограмм.

Современные единицы  измерения      Метр ­ основная единица метрической системы.  Метрическая система была принята во Франции, в  конце 18 века. Тогда метр определили как одну  десятимиллионную долю участка земного меридиана от  Северного полюса до экватора. Метрическая система  постепенно вытеснила местные и национальные  системы в других странах и в 1875 году была  законодательно признана в 17 странах, в том числе и в  России. Ученые изготовили эталон (образец) метра в  виде линейки из платины. Это такой металл. Правда, 

Слайд 16Выводы
 Мы познакомились с текстами старинных математических  задач из «Арифметики» Магницкого .        
Узнали старые меры длины (пядь, локоть, верста,  сажень, аршин), их соответствие современным мерам.
Рассмотрели литературные произведения, в котором  встречаются старинные единицы измерения, и убедились,  что их очень много. Мы считаем, что каждому изучающему математику нужно  познакомиться с решением этих интересных задач, потому  что знать историю своей страны важно для настоящих и  будущих поколений нашей Родины ­ России.

Выводы Мы познакомились с текстами старинных математических  задач из «Арифметики» Магницкого .        Узнали старые меры длины (пядь, локоть, верста,  сажень, аршин), их соответствие современным мерам.Рассмотрели литературные произведения, в котором  встречаются старинные единицы измерения, и убедились,  что их очень много. Мы считаем, что каждому изучающему математику нужно  познакомиться с решением этих интересных задач, потому  что знать историю своей страны важно для настоящих и  будущих поколений нашей Родины ­ России.

Слайд 17Используемая литература
   1.  Математика. Предметная неделя в школе(методика проведения и сценарии конкурсов,викторин  и т. д.)/авт.­сост.Г.И.Григорьева. – М.: Глобус,2008. – 198 с. – (учение с увлечением). 2. Витаутас Петкявичус. «Аршин, сын Вершка». Повести­сказки, перевод с литовского; изд.  «Детская литература», Москва 1971. – 226с. 3.     Занимательная математика в рассказах для детей/авт.­сост.А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.  Котова; худож. А.Е.Шабельник, А.О. Хоменко. – М.АСТ: Астрель,2011. – 382, [2] с.:ил. –  (Внеклассное чтение). 4.  А.С.Пушкин. Сочинения. В трех томах (том 1). Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила:  поэма. –  Москва :«Художественная литература», ­ 1985. – 735 5. Свифт Джонатан. Приключения Гулливера. Изд. Азбука­классика,2009. – 64 с. 6.  Иванов М.И. Русские счёты и их использование в школе. М., 1953. 7  .Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М. Наука. 1985  8.  Сайт «Инфоурок» http://infourok.ru, 9.  Учебник математики 5 класс А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и М. С. Якир,  10. Сайт «Определим» http://dok.opredelim.com

Используемая литература     1.  Математика. Предметная неделя в школе(методика проведения и сценарии конкурсов,викторин  и т. д.)/авт.­сост.Г.И.Григорьева. – М.: Глобус,2008. – 198 с. – (учение с увлечением). 2. Витаутас Петкявичус. «Аршин, сын Вершка». Повести­сказки, перевод с литовского; изд.  «Детская литература», Москва 1971. – 226с. 3.     Занимательная математика в рассказах для детей/авт.­сост.А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.  Котова; худож. А.Е.Шабельник, А.О. Хоменко. – М.АСТ: Астрель,2011. – 382, [2] с.:ил. –  (Внеклассное чтение). 4.  А.С.Пушкин. Сочинения. В трех томах (том 1). Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила:  поэма. –  Москва :«Художественная литература», ­ 1985. – 735 5. Свифт Джонатан. Приключения Гулливера. Изд. Азбука­классика,2009. – 64 с. 6.  Иванов М.И. Русские счёты и их использование в школе. М., 1953. 7  .Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М. Наука. 1985  8.  Сайт «Инфоурок» http://infourok.ru, 9.  Учебник математики 5 класс А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и М. С. Якир, 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть