Презентация, доклад на тему Основные подходы к оценке метапредметных результатов в основной школе

Содержание

Содержание: 1. Новые стандарты – новые требования к системе оценки 2. Метапредметные результаты и оценка их сформированности 3. Из опыта оценки метапредметных результатов 4. Основные подходы к разработке измерительных материалов для

Слайд 1 Основные подходы к оценке метапредметных результатов в основной школе

Основные подходы к оценке метапредметных результатов в основной школе

Слайд 2 Содержание: 1. Новые стандарты – новые требования к системе оценки 2. Метапредметные

результаты и оценка их сформированности 3. Из опыта оценки метапредметных результатов 4. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки метапредметных результатов
Содержание: 1. Новые стандарты – новые требования к системе оценки  2. Метапредметные результаты

Слайд 31. Новые стандарты – новые требования к системе оценки

1. Новые стандарты – новые требования к системе оценки

Слайд 4содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
ориентация

на деятельностный подход: оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
оценка динамики учебных достижений;
использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, самооценки и взаимооценки и др.)
сочетание внутренней и внешней оценки;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»;
интерпретация результатов на основе контекстной информации.

Система оценки образовательных достижений ФГОС: основные особенности

содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;ориентация на деятельностный подход: оценка способности решать

Слайд 5Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
способность к решению различных классов
учебно-познавательных

и учебно-
практических задач на основе
освоения опорной системы знаний
овладения умением учиться (способностью к самоорганизации
с целью решения учебных задач)
индивидуального прогресса во всех основных сферах
личностного развития (мотивационно-смысловой, познаватель-
ной, эмоциональной, волевой и саморегуляции)

личностными:
самоопределение
смыслообразование
морально-этическая
ориентация

метапредметными:
регуляция
коммуникация
познавательная деятельность

предметными:
освоение систематических знаний,
преобразование, применение и
самостоятельное пополнение
знаний

В чем проявляется системно-деятельностный подход в оценке образовательных достижений

Овладение системой учебных действийс изучаемым учебным материаломспособность к решению различных классовучебно-познавательных и учебно-практических задач на основеосвоения опорной

Слайд 6Уровневый подход служит основой
для организации индивидуальной работы
с учащимися
Уровневый подход

к представлению результатов
реализуется за счет фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых
результатов: базового уровня и уровней
выше и ниже базового.


Уровневый подход к содержанию оценки
обеспечивается структурой планируемых
результатов:
Общецелевой блок
«Выпускник научится»
«Выпускник получит возможность научиться»

В чем проявляется уровневый подход в оценке образовательных достижений

Уровневый подход служит основой для организации индивидуальной работы с учащимисяУровневый подход к представлению результатов реализуется за счет

Слайд 7Оценка трех групп результатов:
предметный, метапредметных и личностных
Использование разнообразных форм и

методов оценки,
взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных
устных и письменных работ, проектов,
практических работ, самооценки, наблюдения и др.)

Использование комплекса оценочных процедур
(стартовой, текущей, тематической, промежуточной)
как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений (индивидуального
прогресса) и для итоговой оценки

Использование контекстной информации
(об особенностях учащихся, учебном процессе и др.)
для интерпретации полученных результатов
в целях управления качеством образования

В чем проявляется комплексный подход в оценке образовательных достижений

Оценка трех групп результатов: предметный, метапредметных и личностныхИспользование разнообразных форм и методов оценки,взаимно дополняющих друг друга (стандартизированныхустных

Слайд 82. Метапредметные результаты и оценка их сформированности

2. Метапредметные результаты и оценка их сформированности

Слайд 9Под метапредметными результатами разработчики стандартов понимают освоенные обучающимися на базе нескольких

или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под метапредметными результатами разработчики стандартов понимают освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы действий,

Слайд 10Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам

освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные

учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной , познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории


Требования ФГОС ООО к метапредметным результатамосвоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность

Слайд 11Особенности формирования метапредметных результатов
Формируются только в процессе школьного обучения
Не достигаются средствами

отдельных учебных предметов
Формируются при условии изменения как содержательных, так и организационных, социальных, мотивационных характеристик образовательной среды школы (требуется создание предметно-исследовательской среды поддержки собственной деятельности учащихся, раскрывающей происхождение общих способов задач, специфичных для предмета)
Являются, с одной стороны, итогом начального обучения, а с другой стороны, условием успешности дальнейшего обучения


Особенности формирования метапредметных результатовФормируются только в процессе школьного обученияНе достигаются средствами отдельных учебных предметовФормируются при условии изменения

Слайд 12Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка осуществляется в соответствии с планируемыми результатами освоения

основной образовательной программы, которые представлены в следующих междисциплинарных программах:
программа формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»),
программа «Формирование ИКТ-компетентности школьников» (все разделы),
программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»(все разделы),
программа«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Особенности оценки метапредметных результатов Оценка осуществляется в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы, которые представлены

Слайд 13МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
регулятивные
коммуникативные
познавательные
целеполагание
речевые средства, в
т.ч. с опорой на ИКТ
работа

с инфор-
мацией: поиск,
запись, восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ

планирование

способ
действия

контроль

коррекция

коммуникация при
взаимодействии

использование
моделей, знаков
и символов,схем

логические опе-
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение

чтение

ИКТ

Оценка по
результатам
выполнения

Оценка в
процессе
выполнения

проектно
-исследов.
деятельн.

Особенности оценки метапредметных результатов

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯрегулятивныекоммуникативныепознавательныецелеполаганиеречевые средства, в   т.ч. с опорой на ИКТработа с инфор-   мацией: поиск,

Слайд 14Наиболее адекватные формы оценки метапредметных результатов
читательской грамотности - письменная работа на

межпредметной основе;
ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.
Для ОО: каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Наиболее адекватные формы оценки метапредметных результатов читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе;ИКТ-компетентности – практическая работа

Слайд 15Объект и предмет оценки метапредметных результатов
способность и готовность к освоению систематических

знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность работать с информацией;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии,
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

Объект и предмет оценки метапредметных результатов способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу

Слайд 163. Из опыта оценки метапредметных результатов

3. Из опыта оценки метапредметных результатов

Слайд 17международные сравнительные исследования PIRLS, PISA;
Методика «Тяни-Толкай»
Комплексные работы в начальной школе
Оценка читательской

грамотности в основной школе

Из опыта оценки читательской грамотности

международные сравнительные исследования PIRLS, PISA;Методика «Тяни-Толкай»Комплексные работы в начальной школеОценка читательской грамотности в основной школеИз опыта оценки

Слайд 18Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
3.
осмыслить
и оценить
содержание
текста
форму
текста
1.
найти

и
извлечь
(информацию)

2.
интегрировать и
интерпретировать
(сообщения текста)

Чтение и понимание текстов (PIRLS)
Читательская грамотность(PISA)

Опора на текстОпора на внетекстовое знание3.осмыслить и оценить содержаниетекста формутекста 1.найти иизвлечь (информацию) 2.интегрировать и интерпретировать (сообщения

Слайд 19Читательская грамотность (PISA)
способность человека
понимать
и использовать
письменные тексты,
размышлять о

них
и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.


Читательская грамотность (PISA)способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,

Слайд 20Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и PISA)

Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и PISA)

Слайд 21«Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности
PIRLS
+ вопросы
PISA-подобные
PISA
+ вопросы
PIRLS-подобные

«Тяни-толкай» –  измеритель динамики читательской грамотностиPIRLS+ вопросы PISA-подобныеPISA+ вопросы PIRLS-подобные

Слайд 22Сравнительные результаты учащихся 4, 6 и 9 классов

Сравнительные результаты учащихся  4, 6 и 9 классов

Слайд 23Основные потери (по данному инструменту) в умениях:
интегрировать и интерпретировать сообщения текста
размышлять

о сообщениях текста и оценивать их

Умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста

Что, предположительно, происходит в основной школе (2010-2011 годы)

Основные потери (по данному инструменту) в умениях:интегрировать и интерпретировать сообщения текстаразмышлять о сообщениях текста и оценивать их

Слайд 24 Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях

ЯНАО (2012 год)
Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях ЯНАО (2012 год)

Слайд 25Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения ЯНАО, 2012 год)

Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения ЯНАО, 2012 год)

Слайд 26Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексные работы)

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексные работы)

Слайд 27Общее понимание, ориентация в тексте
поиск и выявление разного вида информации
прямые выводы

и заключения на основе фактов
понимание основной идеи

Детальное понимание содержания и формы текста
анализ, интерпретация и обобщение информации
сложные выводы
оценочные суждения

Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач
без привлечения дополнительной информации
с привлечением дополнительной информации

историческая проблематика

Научно-популярные тексты

“Занимательные опыты”,
“Удивительные животные”

“Александр
Невский”

естественнонаучная проблематика

обществоведческая проблематика

“Семья”

Смысловое чтение и работа с текстом

Общее понимание, ориентация в текстепоиск и выявление разного вида информациипрямые выводы и заключения на основе фактовпонимание основной

Слайд 28Состав комплекта пособий
1. Книга для учителя,
содержащая методические рекомендации по проведению

работы, а также приложение на CD c компьютерной программой для ввода и обработки результатов

2. Раздаточные материалы
в виде тетради с двумя вариантами комплексной работы (для учащихся)

Состав комплекта пособий1. Книга для учителя, содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на CD

Слайд 29Особенности комплексной работы для основной школы
Каждый вариант комплексной работы включает блоки,

относящиеся к четырём содержательным областям (русскому языку, математике, естествознанию, истории и обществознанию).
Каждый блок включает в себя текст (тексты) с заданиями, направленным на оценку сформированности читательских умений.
Например, демонстрационный вариант для 5-го класса включал следующие блоки:
Наша страна (история и обществознание)
Слово в тексте (русский язык)
Мал золотник, да до́рог (математика)
Мусорное дело (естествознание)
Особенности комплексной работы  для основной школыКаждый вариант комплексной работы включает блоки, относящиеся к четырём содержательным областям

Слайд 31международные сравнительные исследования TIMSS, PISA;
Психолого-педагогические диагностики
Из опыта оценки познавательных действий

международные сравнительные исследования TIMSS, PISA;Психолого-педагогические диагностикиИз опыта оценки познавательных действий

Слайд 32 Профиль познавательной деятельности (по результатам TIMSS-2011)
РАССУЖДЕНИЕ (REASONING)

Анализировать
Обобщать/уточнять
Интегрировать/ Синтезировать
Обосновывать
Решать нестандартные задачи


Профиль познавательной деятельности (по результатам TIMSS-2011)РАССУЖДЕНИЕ (REASONING)АнализироватьОбобщать/уточнятьИнтегрировать/ СинтезироватьОбосновыватьРешать нестандартные задачи

Слайд 33Результаты учащихся по областям содержания и видам деятельности (PISA-2012)
Среднее значение стран

ОЭСР по тесту – 494 балла
Результаты учащихся по областям содержания и видам деятельности (PISA-2012)Среднее значение стран ОЭСР по тесту – 494 балла

Слайд 34Умение учиться
Совместность
Чтение и составление текста
Моделирование
Логика и анализ
Творческие и поисковые задачи
Рефлексия
Планирование, контроль,

оценка







Психолого-педагогические диагностики

Умение учитьсяСовместностьЧтение и составление текстаМоделированиеЛогика и анализТворческие и поисковые задачиРефлексияПланирование, контроль, оценкаПсихолого-педагогические диагностики

Слайд 35Групповые проекты в начальной школе
Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности в

основной школе (серия вебинаров «Оценка метапредметных результатов в основной школе»)
Индивидуальные проекты в основной школе (цикл вебинаров «Планируемые результаты и оценка их достижения в основной школе»)

Из опыта оценки исследовательской и проектной деятельности

Групповые проекты в начальной школеОценка сформированности исследовательской и проектной деятельности в основной школе (серия вебинаров «Оценка метапредметных

Слайд 36Познавательный

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ
О ЗЕМЛЕ?»




Конструкторский

«МАКЕТ ДЕТСКОЙ
ПЛОЩАДКИ»




Исследовательский

«КАК МЫ ПРОВО-
ДИМ СВОБОДНОЕ
ВРЕМЯ?»




Социальный

«ПОМОГИ
БУДУЩЕМУ
ПЕРВОКЛАССНИКУ»




Дети, работая в малых

группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта,
планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию,
которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся
им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы.

короткий текст,
вопросы к нему
и иллюстрации,
загадки, пословицы
список литературы

макет – рисунок,
или из ЛЕГО,
или из пластилина
+ пояснения


вопросы, опрос
диаграмма
текст-интерпретация

выделяют возможные
проблемы
первоклассников и
составляют план
помощи/опеки

Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие,
конфликты, активность, инициативность

Групповые проекты в начальной школе

Познавательный«ЧТО МЫ ЗНАЕМО ЗЕМЛЕ?»Конструкторский«МАКЕТ ДЕТСКОЙПЛОЩАДКИ»Исследовательский«КАК МЫ ПРОВО-ДИМ СВОБОДНОЕВРЕМЯ?»Социальный«ПОМОГИБУДУЩЕМУПЕРВОКЛАССНИКУ»Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему

Слайд 37Инструмент оценки ИК-компетентности (НФПК)
Из опыта оценки ИКТ-компетентности

Инструмент оценки ИК-компетентности (НФПК)Из опыта оценки ИКТ-компетентности

Слайд 394. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки метапредметных результатов


4. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки метапредметных результатов

Слайд 40Для разработки измерительных материалов необходимо иметь полное представление о:
1. Цели оценки

– оценить способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи и дифференцировать их по уровню достижений
2. Содержании оценки (структуре и содержании планируемых результатов)
3. Особенностях заданий для оценки планируемых результатов
4. Общих подходах к принятию решений об уровне освоения учебного материала (уровне достижения планируемых результатов)
Для разработки измерительных материалов необходимо иметь полное представление о:1. Цели оценки – оценить способность учащихся решать учебно-познавательные

Слайд 41Требования ФГОС
Планируемые результаты
Кодификатор
Спецификация
Демоверсии и измерительные материалы
Процедуры
Нормативная основа
Измерители
Материалы для фиксации данных
Общий

алгоритм разработки
измерительных материалов
Требования ФГОСПланируемые результатыКодификаторСпецификацияДемоверсии и измерительные материалы ПроцедурыНормативная основаИзмерителиМатериалы для фиксации данныхОбщий алгоритм разработки измерительных материалов

Слайд 42
Метапредметные результаты нельзя проверить традиционными предметными тестами!
(Умение учиться: овладение способностью

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности:
обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи,
находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.)
Метапредметные результаты сформированы, если они демонстрируются на разном материале (перенос)!

Что нужно учитывать при разработке инструментария

Метапредметные результаты нельзя проверить традиционными предметными тестами! (Умение учиться: овладение способностью принимать и сохранять  цели и

Слайд 43Состав инструментария
Комплексные работы на межпредметной
основе:
работа с текстом
решение заданий с использованием

логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем

Письменные или
практические работы

Индивидуальные или
группловые проекты

Работа в группе:
саморегуляция
сотрудничество
коммуникация
использование ИКТ

лист наблюдений

лист продвижения по заданию

презентация

видеозапись

листы самооценки

материалы целенаправ-ленных наблюдений

работы учащихся

Состав инструментария Комплексные работы на межпредметнойоснове:работа с текстомрешение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем

Слайд 44Компоненты учебного или проверочного задания
характеристика задания
мотивационная часть
Содержание:
условие (информационная часть)
вопрос (командная

часть)
инструкция по выпол-нению (ответная часть)

образец/описание ответа

критерии оценки

методический комментарий (организационная часть)

время выполнения задания

Компоненты учебного или проверочного задания характеристика заданиямотивационная частьСодержание:условие (информационная часть)вопрос (командная часть)инструкция по выпол-нению (ответная часть)образец/описание ответакритерии

Слайд 45
«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно:
планировать выполнение задания:
Распределять обязанности и/или виды

выполняемых работ;
Планировать время;
Использование информационных ресурсов;
отслеживать и контролировать
продвижение в выполнении задания;
качество его выполнения.
т.е. задание должно
быть многошаговым, рассчитанным на длительное время выполнения;
включать критерии оценки или четкие требования к выполнению.

Примеры требований к заданиям на оценку регулятивных действий

«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно:планировать выполнение задания:Распределять обязанности и/или виды выполняемых работ;Планировать время;Использование информационных ресурсов;отслеживать и

Слайд 46Требования к критериям оценки достижения планируемых результатов

Критерии должны описывать

реальные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки, и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Они должны дифференцировать и описывать результаты деятельности учащегося на разных уровнях (например, базовом и повышенном).
Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций, а также итоговых результатов освоения учебной программы.





Требования к критериям оценки достижения планируемых результатов Критерии должны описывать реальные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником

Слайд 47Процедура разработки стандартизированных измерительных материалов
Разработка авторских заданий
Содержательная и тестологическая экспертиза

заданий

Доработка заданий по результатам экспертизы

Апробация измерительных материалов

Психометрическая экспертиза (моделирование и математическая обработка)

Доработка заданий по результатам апробации и экспертизы

Стандартизация измерительных материалов

Утверждение итоговых измерителей

Процедура разработки стандартизированных измерительных материаловРазработка авторских заданий Содержательная и тестологическая экспертиза заданий Доработка заданий по результатам экспертизыАпробация

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть