Слайд 1МЕТОД КООРДИНАТ
ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ С2 ЕГЭ-2010
Алфёрова Наталья Васильевна,
учитель математики
высшей категории
МОУ «Горячеключевская СОШ»
Омского района Омской области
Слайд 2
Немного из истории координатного метода
Название «декартовы координаты» наводит на
ложную мысль о том, что эти координаты были открыты Декартом. В действительности прямоугольные координаты использовались в геометрии еще до нашей эры.
Декарт внес в прямоугольные координаты очень важное усовершенствование, введя правила выбора знаков. Но главное, пользуясь прямоугольными координатами, он построил аналитическую геометрию на плоскости, связав этим геометрию и алгебру.
Слайд 3Суть метода координат
Сущность метода координат как метода решения задач состоит в
том, что, выражая в координатах различные геометрические соотношения, мы можем решать геометрическую задачу средствами алгебры. Обратно, пользуясь координатами, можно применять геометрию к решению алгебраических задач.
Метод координат обеспечивает тесную связь между алгеброй и геометрией, которые, соединяясь, дают «богатые плоды», какие они не могли бы дать, оставаясь разделенными.
В некоторых случаях метод координат дает возможность строить доказательства и решать многие задачи более рационально, красиво, чем чисто геометрическими способами.
Метод координат связан с одной геометрической сложностью. Одна и та же задача получает различное аналитическое представление в зависимости от того или иного выбора системы координат.
Слайд 4Цели изучения метода координат
показать учащимся эффективность метода решения задач и
доказательства ряда теорем;
показать на основе этого метода тесную связь алгебры и геометрии;
способствовать развитию вычислительной и графической культуры учащихся.
Слайд 5Главное преимущество метода координат
Решение задач С2 ЕГЭ-2010 при помощи метода координат
алгоритмитизировано,
а значит становится более простым для учащихся.
Слайд 6Основные виды задач С2 ЕГЭ - 2010
Угол между двумя прямыми
Угол между
прямой и плоскостью
Расстояние от точки до плоскости
Угол между двумя плоскостями
Слайд 7Причины трудностей учащихся при решении подобных задач
Отсутствие пространственного воображения.
Сложность в усвоении
понятий: угла между скрещивающимися прямыми, угла между прямой и плоскостью, двугранного угла, линейного угла, взаимного расположения плоскостей.
Недостаток разнообразия такого типа задач в учебниках.
В школьной программе по математике методу координат уделяется сравнительно мало внимания.
Слайд 8
АЛГОРИТМЫ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С2 ЕГЭ – 2010 (шпаргалка-помощница)
Все условия для знаний создаются вам сейчас,
До ЕГЭ ещё есть время,
но наступит этот час!
Так что нужно потрудиться,
изучить и закрепить,
Мой совет вам - не лениться,
а математику учить!
Н.В.Алфёрова
Слайд 9УГОЛ МЕЖДУ ДВУМЯ ПРЯМЫМИ
Задача. В кубе АВСДА1В1С1Д1 точка Е –
середина ребра А1В1. Найдите косинус угла между прямыми АЕ и ВD1.
Слайд 10Алгоритм решения задачи:
1.Ввести прямоугольную систему координат
2.Ввести направляющие векторы данных прямых и
определить их координаты.
3. Найти косинус угла между векторами по формуле
сosα =
Слайд 11УГОЛ МЕЖДУ ДВУМЯ ПРЯМЫМИ
Задача. В правильной шестиугольной призме АВСDEFА1В1С1D1E1F1, все ребра
которой равны 1, точки G и H - середины ребер соответственно А1В1 и В1С1. Найдите косинус угла между прямыми AG и BH.
Слайд 12Алгоритм решения задачи:
1.Ввести прямоугольную систему координат
2.Рассмотреть правильный шестиугольник на плоскости, вычислить
длину его диагонали АЕ по т. косинусов.
3.Ввести направляющие векторы данных прямых и
определить их координаты.
4.Найти косинус угла между векторами по формуле
сosα =
Слайд 13УГОЛ МЕЖДУ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТЬЮ
Задача. В кубе АBCДА1В1С1Д1 точка Е –
середина ребра А1В1. Найдите синус угла между прямой АЕ и плоскостью ВДД1.
Слайд 14Алгоритм решения задачи:
1.Ввести прямоугольную систему координат
2.Ввести направляющий вектор данной прямой,
определить его координаты: АЕ (х1;у1;z1)
3.Вывести уравнение плоскости: Ах+Ву+Сz+D=0, где N (A; В; С) – вектор нормали
4.Найти синус угла между векторами по формуле:
sinα =
Слайд 15РАССТОЯНИЕ ОТ ТОЧКИ ДО ПЛОСКОСТИ
Задача. В правильной четырехугольной призме сторона основания
равна 5, высота 5. Найти расстояние от вершины A до плоскости BДM, где M середина ребра CC1.
Слайд 16Алгоритм решения задачи:
1.Ввести прямоугольную систему координат, определить координаты данной точки A
(х0;у0;z0).
2. Вывести уравнение плоскости: Ах+Ву+Сz+D=0, где N (A; В; С) – вектор нормали
3.Найти расстояние от точки A (х0;у0;z0) до плоскости Ах+Ву+Сz+D=0 по формуле:
d =
Слайд 17УГОЛ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЛОСКОСТЯМИ
Задача. Дан куб АВСDA1B1C1D1.
Найдите угол между
плоскостями А1В1С и АВ1С1.
Слайд 18Алгоритм решения задачи:
1.Ввести прямоугольную систему координат.
2. Вывести уравнения плоскостей: А1х+В1у+С1z+D1=0,
где
N1 (A1; В1; С1) – вектор нормали одной плоскости,
А2х+В2у+С2z+D2=0, где N2(A2; В2; С2) – вектор нормали второй плоскости.
3.Вычислите косинус угла между плоскостями по формуле: сosα = | |
Слайд 19Прямоугольная система координат в правильной треугольной призме
Слайд 20Прямоугольная система координат в правильной четырёхугольной пирамиде
Слайд 21Учебник «Геометрия 10-11»,
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.
В издание 2010 г.
введён п.53
Уравнение плоскости
Слайд 22Метод координат, его плюсы и минусы
Избавляет от необходимости прибегать к наглядному
представлению сложных пространственных изображений. +
При решении не нужна высокая степень сообразительности, что негативно сказывается на творческих способностях учащихся. -
Одна и та же задача получает различное аналитическое представление в зависимости от того или иного выбора системы координат. -
Нацелен на результат ЕГЭ, т.е. в рамках учебного времени, даёт возможность «натаскивания» учащихся на решение подобного типа задач. + и –
Нет необходимости в дополнительных построениях каких-либо сечений, линейных углов, линий пересечения плоскостей. Полностью отсутствует доказательства, обоснование того или иного применения теорем стереометрии. +
Экономит время и место в оформлении задачи. +
Легко усваиваемый большинством учащихся с разной математической подготовкой. +
Слайд 23Желаю успехов в выборе.
Спасибо за внимание!