Слайд 1Метапредметный
подход в образовании
Слайд 2Требования к результатам освоения
основных образовательных программ
Результаты
образования
Личностные
Мета
предметные
Предметные
Слайд 3Что же такое МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения?
Метапредметные результаты – обобщенные способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (универсальные учебные действия)
Слайд 4Актуальность
метапредметного подхода
Разобщенность научных дисциплин
Раздробленность учебных предметов
Востребованность метапредметного подхода, призванного
решить означенные проблемы
Слайд 5"Мета"– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее
Задание: 1) Приведите примеры слов с
приставкой «мета»;
2) Найдите значение этих слов (с помощью различных источников информации);
3) Использование каких средств и форм обучения способствует достижению метапредметных результатов?
4) Выделите метапредметное ядро предмета «Математика».
Слайд 6метадеятельность,
метапредмет,
метазнание,
метаумение (метаспособ).
Иногда это называют универсальными знаниями и
способами.
Иногда - мыследеятельностью.
Слайд 7 Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются
везде,
а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Слайд 8Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода
А.Г. Асмолов, д.пс.н.
А.В. Хуторской, д.п.н.
Ю.В. Громыко,
д.ф.н.,
Слайд 9Фундаментальные образовательные объекты(метапредметные категории)–
ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в
себе реальность познаваемого бытия. Это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней» ( Ю.В.Громыко)
Фундаментальный образовательный объект – общий для учащихся объект познания, который обеспечивает каждому из них личный результат его познавательной деятельности.
Слайд 10Примеры фундаментальных объектов:
Определение и понятие
Рисунок и схема
Знание и
информация
Цель и задача
Роль и позиция
Модель и способ
Содержание и форма
Знание и незнание
Порядок и хаос
Изменение и развитие
Простое и сложное
Свет-цвет
Пространство и время
Покой и движение
Целое-доля-часть
Пропорциональное- гармоничное
Общечеловеческие ценности: добро, счастье, патриотизм….
Слайд 11Деятельностные единицы содержания метапредметного образования- культурные способы (образцы) мышления и деятельности,
которые осваивают учащиеся (носят универсальный (метапредметный) характер:
Примеры деятельностных единиц :
1. Познание (работа со знанием и информацией)
2. Проблематизация
3. Целеполагание (цель и задача)
4. Работа с понятием
5. Моделирование
6. Идеализация
7. Схематизация
8. Различение
9. Позиционирование
10. Наблюдение
11. Эксперимент
Слайд 12Метапредметные результаты
(по А.Г. Асмолову)
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Слайд 13Метапредметы (по А.В. Хуторскому)
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному
предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».
«Наличие фундаментального образовательного объекта».
Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
Слайд 14МЕТАПРЕДМЕТЫ (ПО Ю.В. ГРОМЫКО)
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного
цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Слайд 15МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК»
Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.
Слайд 16МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАНИЕ»
Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
Слайд 17МЕТАПРЕДМЕТ «ПРОБЛЕМА»
Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно
данного события.
Слайд 18МЕТАПРЕДМЕТ «ЗАДАЧА»
Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение
способов их решения.
Слайд 19
Метапонятия – метапредметные дни (День книги)
УУД – уроки, внеурочная деятельность,
метапредметные задания.
Метапредметные программы
Слайд 20ВЫВОДЫ
В современной педагогике существуют три взгляда на метапредметность в образовании.
Метапредметы могут
быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами и как отдельные учебные курсы.
В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.
Слайд 21ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Это интегрированное занятие.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:
понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
Вдумчивая работа с понятием.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Слайд 22ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
6. Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация: необходимо
заранее продумать и сформулировать одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть “острая», носить метапредметный характер.
7. Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.
8. Методические приёмы и соответствующие им формы: неделя метапредметного осознания, рефлексивная остановка, выстраивание личной учебной стратегии, коллективная игра в мыслительный эксперимент.