Презентация, доклад на тему Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках математики

Содержание

Содержание Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности Личностно-ориентированная система обучения.Структура типового блока уроков в личностно-ориентированной системе обучения.Особенности диагностики развития личности учащихся.Основные особенности личностно ориентированного урока

Слайд 1 Личностно -ориентированный подход к учащимся

на уроках математики

Автор: Сладкова Н.Н.
Учитель начальных классов
МОУСОШ №40
г.Тверь
2015 г.

Личностно -ориентированный подход к учащимся       на уроках математикиАвтор:

Слайд 2Содержание
Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности

Личностно-ориентированная система обучения.
Структура типового блока уроков в личностно-ориентированной системе обучения.
Особенности диагностики развития личности учащихся.
Основные особенности личностно ориентированного урока

Содержание Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности Личностно-ориентированная система обучения.Структура типового блока уроков в

Слайд 3
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами.


На первом плане стоит личность, субъект, его интересы, а предметы - на втором.

П.Ф. Каптерев
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом плане стоит личность, субъект,

Слайд 4Выбор проблемы обусловлен рядом факторов:
- актуальность концепции личностно ориентированного образования не

вызывает сомнений
- современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка
развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования
Выбор проблемы обусловлен рядом факторов:- актуальность концепции личностно ориентированного образования не вызывает сомнений - современное образование –

Слайд 5Стороны “Традиционного обучения”:
Доминирование обучения над учением то есть самостоятельным развитием:


Единообразие
Прагматизм:
Режим принуждения:
Подмена внутренней мотивации стимулированием:
Технократизм:
Чрезмерная “затратность” педагогического процесса:
Стороны “Традиционного обучения”: Доминирование обучения над учением то есть самостоятельным развитием: Единообразие Прагматизм: Режим принуждения: Подмена внутренней

Слайд 6 Слабые стороны традиционного обучения
шаблонное построение урока, одинаковая его продолжительность

с 1 по 11 класс;
преобладание вербальных методов обучения, однообразие техник работы учителя, слабая речевая деятельность учащихся;
равнение на среднего ученика без учета индивидуальных особенностей личности;
преобладание действий репродуктивного характера, отсутствие или слабое самостоятельное развитие;
высокая авторитарность;
отсутствие технологически организованных механизмов воспитания, развития и саморазвитие личности в процессе обучения.
Слабые стороны традиционного обучения шаблонное построение урока, одинаковая его продолжительность с 1 по 11 класс;преобладание вербальных

Слайд 8Основные причины использования личностно-ориентиролванного обучения
необходимость более глубокого учета и

использования психофизических особенностей обучаемых;
осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
возможность проектирования учебного процесса, форм взаимодействия учителя и ученика, которые бы обеспечивали гарантированные результаты обучения;
замена принуждения, являющегося разрушительным фактором как для личности ребенка, так и для личности педагога, включением внутренних активизаторов деятельности.
Основные причины  использования личностно-ориентиролванного обучения необходимость более глубокого учета и использования психофизических особенностей обучаемых;осознание настоятельной необходимости

Слайд 9Новый учебный год начинается с вопросов
Кто такой мой ученик?
Чему учит мой

предмет?
Чему я хочу научить своих учеников?
Как я могу добиться лучшего усвоения знаний моими учениками?
Новый учебный год начинается с вопросовКто такой мой ученик?Чему учит мой предмет?Чему я хочу научить своих учеников?Как

Слайд 10Личностно ориентированный подход
Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры

на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности РЕБЕНКА.
Личностно ориентированный подходЭто методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и

Слайд 11
Дифференциация – организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся.


Индивидуализация - учёт личностных особенностей каждого ученика, нацеленность образовательного процесса на личность, на интересы ученика, на его склонности.
Дифференциация – организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся. Индивидуализация - учёт личностных особенностей каждого

Слайд 12« Дифференциация обучения» - это создание наиболее благоприятных условий

для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует: - дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности


«               Дифференциация обучения»

Слайд 13
- проектирование личностно ориентированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика

как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
- только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.
- проектирование личностно ориентированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему

Слайд 15 Основные подходы на уроках математики с личностно-ориентированной направленностью:

1. Наличие плана

проведения блока занятий и конкретного урока в зависимости от готовности класса.
2. Создание эмоционально-положительного настроя на работу всех учеников в ходе урока.
3. Сообщение (определение) не только темы, но и организации учебной деятельности.
4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Основные подходы на уроках математики с личностно-ориентированной направленностью:1. Наличие плана проведения блока занятий и конкретного урока

Слайд 16Основные подходы на уроках математики с личностно-ориентированной направленностью:

5.Организация проблемных, творческих ситуаций,

требующих диалогических техник работы.
6. Цельноблочная система обучения с быстрым переходом к самостоятельной деятельности учащихся, стимулированием учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали, чем овладели”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому.
8. Отметка, выставляемая ученику аргументируется и представляет собой рецензию учителя на работу ученика.
9. Дифференцированный подход не только к обучению, но и к домашнему заданию, которое сопровождается разъяснением, как следует рационально организовать его выполнение.
Основные подходы на уроках математики с личностно-ориентированной направленностью:5.Организация проблемных, творческих ситуаций, требующих диалогических техник работы.6. Цельноблочная система

Слайд 17Блок уроков
Вводное повторение - первичная и системная актуализация знаний

т. е. пробуждение знаний и умений, усвоенных на прошлом уроке и всех необходимых для усвоения нового, когда-либо полученных знаний и умений; диагностика готовности к изучению нового.
Основные действия учителя: помощь ученикам при включении в работу через создание положительной мотивации или проблемных ситуаций, способствующих проявлению любопытства, заинтересованности, познавательной активности.
Техники работы учителя: эвристический монолог, диалог, полилог, моделирование, при необходимости показ, педагогическое наблюдение.
Учителю необходимо использовать в работе только 3 типа высказываний, каждое из которых позитивно:
похвалить;
уточнить, направить;
объяснить заново непонятную часть.
Блок уроков  Вводное повторение - первичная и системная актуализация знаний т. е. пробуждение знаний и умений,

Слайд 18Блок уроков
Презентация нового материала - предъявление укрупненного блока, включающего в

себя базовые знания (несократимый минимум). На это отводится время, ограниченное необходимостью как можно быстрее переходить к самостоятельной работе школьников.
Основные действия учителя: выделение информации, служащей базисом для изучения темы; придание ей формы, позволяющей ученику легко понять ее и запомнить на уроке, готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Техники работы учителя: информационный, эвристический и внушающий монолог, показ, ответы на вопросы учащихся, инструктаж.
Блок уроков Презентация нового материала - предъявление укрупненного блока, включающего в себя базовые знания (несократимый минимум). На

Слайд 19Блок уроков
Практика под руководством учителя или тренинг-минимум. Основные действия учителя: организация

первичного закрепления материала, в ходе которого умения решать шаблонные задачи доводится до автоматизма и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.
Техники работы учителя: эвристический монолог, моделирование, педагогическое наблюдение, диалог. При необходимости ответы на вопросы учащихся, инструктаж, показ.
Блок уроковПрактика под руководством учителя или тренинг-минимум. Основные действия учителя: организация первичного закрепления материала, в ходе которого

Слайд 20Блок уроков
Изучение нового материала (дополнительный объем) и независимая самостоятельная практика

обучаемых. Особенность этого этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале.
Основные действия учителя: организация работы в парах или группах по изучаемой проблеме, выступление посредником в обмене мнений, диагностика степени усвоения изучаемого материала и дальнейшее продвижение по теме. Организационная схема деятельности заметно меняется от урока к уроку (в зависимости от результатов предшествующих уроков). Первые уроки довольно просты — на них встречаются одна-две группы, последние — сложны, так как почти все ученики оказываются в группах разных типов.
Техники работы учителя: диалог, полилог, моделирование, опрос, педагогическое наблюдение. При необходимости инструктаж, опрос, педагогическая оценка.
Блок уроков Изучение нового материала (дополнительный объем) и независимая самостоятельная практика обучаемых. Особенность этого этапа состоит в

Слайд 21Блок уроков
Самоконтроль и самооценка — самостоятельное определение западающего звена.
Деятельность учителя:

ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников; учащиеся оценивают себя сравнивая не друг с другом, не с пресловутым “средним учеником”, а самого себя с собой, учитывая индивидуальные продвижения и изменения.
Техники работы учителя: педагогическое наблюдение и педагогическая оценка.
Блок уроков Самоконтроль и самооценка — самостоятельное определение западающего звена.Деятельность учителя: ориентация на применение индивидуальных эталонов в

Слайд 22Блок уроков
Итог занятия - фиксация пути, пройденного учеником на занятии;

определение соответствия замысла учителя с полученными результатами, в соответствии с когнитивными целями, поставленными на определенных этапах обучения. (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).
Блок уроков Итог занятия - фиксация пути, пройденного учеником на занятии; определение соответствия замысла учителя с полученными

Слайд 23Блок уроков
Информация о домашнем задании.
Работа дома носит вариативный характер, включает

задания на выбор, в том числе и творческие; можно задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале и в трех уровнях — минимальный, общий, продвинутый.
Блок уроков Информация о домашнем задании.Работа дома носит вариативный характер, включает задания на выбор, в том числе

Слайд 24Блок уроков
Специальное или обобщающее повторение — позволяет увидеть ученикам всю тему

целиком, получить некое системное ее знание.
Главная задача этого этапа — обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.
Блок уроковСпециальное или обобщающее повторение — позволяет увидеть ученикам всю тему целиком, получить некое системное ее знание.Главная

Слайд 25Блок уроков
Контроль усвоения знаний учащихся — система тестовых, самостоятельных и

контрольных работ как для отдельных учащихся, так и для всего класса, которая строится либо в соответствии с классификацией когнитивных целей обучения: либо по принципу: базовый (минимальный) уровень, общий уровень, продвинутый уровень.
Блок уроков Контроль усвоения знаний учащихся — система тестовых, самостоятельных и контрольных работ как для отдельных учащихся,

Слайд 26Блок уроков
Коррекция — поиск и исправление ошибок как самостоятельно, так

и объединяясь в группы. Ученики получившие высший балл, могут работать с учителем, решать нестандартные задачи или помогать товарищам в поиске и коррекции ошибок, объясняя их причины.
Блок уроков Коррекция — поиск и исправление ошибок как самостоятельно, так и объединяясь в группы. Ученики получившие

Слайд 27 Задача при личностно ориентированной организации учебного процесса- выявление уровня развития

учащихся.

Чтобы каждому ребёнку помочь стать личностью, необходимо хорошо знать его индивидуальные возможности, склонности, интересы. А поскольку главными показателями развития личности являются психолого - интеллектуальные качества, развитие познавательной активности, сформированность самостоятельности, навыков самоанализа, развитие коммуникативных умений, то для разрешения данной проблемы я наметила последовательность диагностической работы по изучению личности каждого ребенка моего класса. Педагогические наблюдения, результаты психологических тестирований я заношу в индивидуальные психолого-педагогические карты учёта развития личностных качеств.

Задача при личностно ориентированной организации учебного процесса- выявление уровня развития учащихся.Чтобы каждому ребёнку помочь стать

Слайд 28
Диагностика позволяет не только отслеживать результат развития учащихся, но и

самому ребёнку видеть своё продвижение на всех этапах обучения, кроме того, это позволяет предвидеть трудности, определять их причины, намечать пути и способы профилактики и коррекции развития личности каждого моего воспитанника
Диагностика позволяет не только отслеживать результат развития учащихся, но и самому ребёнку видеть своё продвижение на

Слайд 29
Определяю место урока в системе уроков, сообщаю не только тему, но

и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбираем пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом стремлюсь создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации.
На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.
Определяю место урока в системе уроков, сообщаю не только тему, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности,

Слайд 30 ЛОО позволяет выстраивать процесс познания «от ученика»:
осознание школьниками хода

своих умственных действий;
коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, выяснения закономерностей;
интенсивная самостоятельная работа;
работа в паре «ученик-ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки;
групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);
межгрупповое взаимодействие при обобщении, формулировании выводов;
индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждения использовал, почему и в чём ошибся;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
ЛОО позволяет выстраивать процесс познания «от ученика»: осознание школьниками хода своих умственных действий;коллективный поиск на основе

Слайд 31
Осуществление технологии личностно ориентированного обучения требует использования разнообразных форм занятий (ролевые

игры, диалоги, урок формирования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний и др.), разных вариантов дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.
Осуществление технологии личностно ориентированного обучения требует использования разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, урок формирования умений и

Слайд 32
Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на

раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы.
Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом

Слайд 33
Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную

работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагаю выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.
Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях

Слайд 34Виды контроля:
стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
прогностический, представляющий

собой «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
пооперационный, ориентированный на оценку правильности, полноты и последовательности выполнения действий, составляющих решение той или иной учебной задачи;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом;
итоговый, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
Виды контроля:стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;прогностический, представляющий собой «проигрывание» всех операций учебного действия

Слайд 35Варианты составления и оценивания работ:
Первый вариант – ученик сам выбирает уровень

и выполняет задания этого уровня в течение отведённого на выполнение работы времени.
Второй вариант – школьник выбирает и выполняет те задания, с которыми может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность их выполнения.
Третий вариант – ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней мыслительной деятельности. Он самостоятельно выбирает уровень мыслительной деятельности, на котором будет выполнять задание и демонстрирует необходимые для данной работы умения и навыки.
Варианты составления и оценивания работ:Первый вариант – ученик сам выбирает уровень и выполняет задания этого уровня в

Слайд 36
Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и

обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика.
Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.
Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к

Слайд 37

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть