Слайд 1КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Слайд 2
Рабочие материалы к Концепции развития математического образования в РФ (http://math.ru/conc/)
Резюме ключевых
идей
Краткое перечисление ключевых идей, подробные формулировки и мотивы которых есть в тексте Концепции:
Слайд 3ИДЕЯ, ГОРДОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВО. ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА
Математика является, важным элементом национальной культуры, национальной
идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. Реализация этого преимущества должна быть поддержана инвестициями (прежде всего – государственными) в фундаментальные исследования и приложения математики, проектирование средств ИКТ (включая программирование), в систему математического образования, и соответствующими преференциями.
Слайд 4ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ
Выработанные в математике, осваиваемые человеком в его образовании важнейшие
понятия: определения, утверждения, доказательства, алгоритма, измерения, скорости, вероятности, случайности, стратегии, модели сегодня являются универсальными, общекультурными, значимыми и применяемыми далеко за пределами математики. Необходимо всеобщее математическое просвещение, включающее насыщение среды нашего обитания и медийного пространства увлекательными образами, идеями и историческими примерами математики.
Слайд 5НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ КАЖДОГО. НЕТ НЕСПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ
В современном обществе каждый гражданин должен
обладать необходимой математической компетентностью в математике, включая информатику. Формирование этой компетентности – задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста. Нет детей, не способных к математике» – обучение должно строиться, не допуская пробелов, на основе определения индивидуальных динамических зон («коридоров») ближайшего развития, поддержания уверенности в своих силах, интереса к математике, приложению ее к реальным задачам.
Слайд 6ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИИ, НАЧИНАЯ С ИКТ ОСНОВАНА НА МАТЕМАТИКЕ. ГАРАНТИИ
БЕСПЛАТНОГО МАТОБРАЗОВАНИЯ
Информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов и уровней математической грамотности, культуры и компетентности от профессионалов. В частности, создание средств и инструментов ИКТ является, прежде всего, математической деятельностью. Государство должно дать каждому возможность бесплатного продуктивного освоения любых областей математики.
Слайд 7МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
Освоение математики должно происходить, в первую
очередь, в процессе решения содержательных задач на основе точно сформулированных правил. Математическая деятельность – ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия становится ключевым фактором в эффективности и результативности образования.
Слайд 8ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ СЕГМЕНТОВ
Различные сегменты математического образования важны и взаимно необходимы. Среди
них, например: научное совершенствование в ходе сотрудничества мировых математических лидеров; освоение фундаментальной математики студентами направлений прикладной математики, информационных технологий, будущими инженерами, профессионалами экономики и управления; создание сред и ситуаций математического открытия и взаимодействия для дошкольников, подготовка их воспитателей и родителей.
Слайд 9ПРИВЛЕЧЕНИЕ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ В РОССИЮ
Необходимо создать условия в ведущих университетах и
исследовательских центрах для привлечения российских и мировых лидеров к математическим исследованиям и подготовке кадров в России. Также необходимо создать условия для появления новых перспективных организаций.
Слайд 10ПОДДЕРЖКА ЛИДЕРОВ
Особую поддержку и свободу профессиональной деятельности должны получить лидеры: среди
школ профессиональной математики и из числа общеобразовательных учреждений, а также отдельные выдающиеся педагоги. Необходимы меры для повышения среднего и минимального уровня освоения математики на каждой ступени общего образования.
Слайд 11ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ
Профессионально-общественная активность математиков, как и педагогов-математиков, осознание и реализация ими
своей общественной миссии и ответственности необходимы для развития математического образования.
Слайд 12ВОПРОСЫ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ СООБЩЕСТВОМ ВНЕ РАМОК КОНЦЕПЦИИ
Ряд проблем математического образования не может
быть решен внутри него, он связан с более широким кругом вопросов; создание, обсуждение и реализация Концепции может помочь эти вопросы выявить, сформулировать и, возможно, продвинуться в их решении.
Слайд 13КАЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ
Проблема качества педагогов-математиков должна получить системное решение, включающее: ориентацию и
отбор школьников, деятельностную подготовку (решение задач и работу с детьми) студентов, в том числе склонных к педагогической работе из непедагогических вузов, аттестацию учителей по достигаемому ими приращению математической компетентности учеников, предложение альтернативной деятельности (например, занятия с отстающими, математический кружок для младших классов) педагогам с пониженными результатами аттестации
Слайд 14РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации концепции:
Слайд 15ТЕНДЕНЦИЯ К ЛИДЕРСТВУ
Будет преодолена тенденция последних десятилетий по снижению уровня математического
образования, достигнуто лидирующее положение российского математического образования в мире
Слайд 16ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Повысится профессиональный уровень работающих и будущих педагогов-математиков
Слайд 17ДОСТУПНОСТЬ
Увеличится доступность математического образования
Слайд 18ОБРАЗОВАННОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ
Повысится математическая образованность различных категорий граждан в соответствии
с общественной необходимостью и индивидуальной потребностью
Слайд 19ПОДДЕРЖКА ЛИДЕРОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ
Получат поддержку лидеры математического образования: институты и
отдельные педагоги, появятся новые активные и молодые лидеры
Слайд 20УРОВЕНЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Повысится уровень фундаментальных математических исследований, Россия вновь займет одну
из ведущих позиций в мире
Слайд 21КАДРЫ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Проведение прикладных математических исследований в промышленности и обороне будут
обеспечены кадрами необходимой компетентности.
Слайд 22ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРЕСТИЖ И ИНТЕРЕС
Повысится общественный престиж математики и интерес к ней.
Слайд 23ПОКАЗАТЕЛИ
При планировании реализации Концепции, с использованием подготовительного анализа будут выработаны показатели
и установлены их целевые значения (там, где это возможно – с величинами и сроками). Например:
Слайд 24
будет повышаться порог для поступления в группы, готовящие педагогов-математиков (необходимо будет
попасть в 40% - 30% - 20% лучших по математике выпускников),
Слайд 25
усилены профессиональные требования к вузовским преподавателям математики (ученая степень в области
математики, публикации в профессиональных издания),
Слайд 26
в интернете будет размещаться литература и инструменты, бесплатные для использования в
математическом образовании (выделяются категории и задаются сроки и параметры ресурсов),
Слайд 27
обеспечена оплата преподавателей дополнительного образования и консультантов (задаются объемы и результаты,
фиксируемые в интернете),
Слайд 28
получат федеральный статус лучшие математические школы и педагоги, появятся новые, будет
расти доля учителей математики, удовлетворяющих профессиональному стандарту,
Слайд 29
вырастет доля зарубежных авторов и членов редколлегий, международная популярность и цитируемость
российских математических журналов.