Слайд 1Исследовательский проект
«Шахматы и математика»
Выполнил:
учащийся 3-А класса
Дерновой Егор.
Шахматы
Вертикали - цифры, горизонтали
- латинские буквы.
Слайд 2Этапы работы над проектом:
Подготовительный.
Организационный.
Практический.
Заключительный.
Слайд 3Подготовительный этап.
На подготовительном этапе я определил гипотезу, наметил цели и задачи
работы над проектом, выявил объект исследования.
Слайд 4Гипотеза:
Шахматы – это не только увлекательная игра, но и оригинальный
способ развития мышления. Обучение игры в шахматы с раннего возраста способствует развитию логического мышления, концентрации внимания, воспитанию воли, способствует лучшему усвоению школьной программы.
Слайд 5Цель работы:
- выявить знания и наличие интереса к игре в
шахматы у ребят нашего класса;
- доказать позитивное влияние шахмат на развитие у детей логического мышления, внимания, памяти.
Слайд 6Задачи:
- познакомиться с историей возникновения шахмат;
- провести анкетирование учащихся, проанализировать результаты;
- провести
шахматный турнир среди учащихся, выявить и наградить победителей;
- сделать выводы.
Слайд 7Объект исследования:
учащиеся начальных классов, умеющие и не умеющие играть в шахматы.
Слайд 8Организационный этап.
На организационном этапе я изучал информацию об истории возникновения шахмат,
искал задачи с применением шахмат, проводил анкетирование среди учащихся класса.
Слайд 9Я познакомился с шахматами, когда мне было пять лет. Играть в
шахматы меня учил дедушка. Сейчас мне десять, но по - настоящему выигрывать я ещё не научился. Игра в шахматы не только развивает ум, а также учит проигрывать. Ведь не всегда в жизни бывают первые места. Нужно уметь достойно проигрывать, и всегда стремиться к лучшему результату.
Слайд 10История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии
в начале VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.
Слайд 11На этом этапе работы над проектом мы с классом узнали легенду
возникновения шахмат.
Легенда возникновения шахмат.
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая свою историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побеждён.
Шахматы были изобретены около 1000 г. до н. э., индийским математиком. Существует также и легенда:
Когда индийский царь Шерам впервые познакомился с шахматами, он был восхищен их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрел игру, является его поданным, царь позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку.
Слайд 12Властелин пообещал выполнить любую просьбу мудреца и был удивлен его скромностью,
когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. На первое поле шахматной доски – одно зерно, на второе – два, на каждое последующее вдвое больше зерен, чем на предыдущее. Царь приказал побыстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду. Мудрец скромно потребовал
1 + …+ 22 + 23 + 24 + … + 263 = 264 – 1 зерен.
Слайд 14 Счетоводы магараджи работали всю ночь и только утром сообщили своему
господину, что его повеление невыполнимо: такого количества зерна просто не было не только во всей Индии, но и на всей земле. Всего грозному владыке нужно было достать 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 миллиарда 709 миллионов 551 тысячу 615 зерен. Для выполнения этой скромной просьбы мудреца потребовалось бы 280 000 лет подряд собирать весь выращенный урожай в Индии или же в течение 8 лет засеивать и собирать зерно со всей поверхности Земли. А если построить амбар для него высотой четыре и шириной десять метров, то он был бы длиной в 300 000 000 километров, или от Земли до Солнца и обратно.
Конечно, связь с математикой здесь несколько условна, однако неожиданная развязка истории наглядно иллюстрирует грандиозные математические возможности, скрывающиеся в шахматной игре.
Слайд 15Я узнал какие бывают виды шахмат.
Виды шахмат.
Чатуранга – древнеиндийская игра, предшественница современных шахмат.
Эта игра возникла, предположительно, в первые века нашей эры. Чатуранга символизировала битву с участием четырех видов войск, которыми руководил предводитель (раджа). Войска располагались по углам 64-клеточной прямоугольной доски (аштапады). В игре участвовали четыре человека, по 2 партнера с каждой стороны. Ходы почти всеми фигурами совершались в чатуранге так же, как и в современных шахматах, только слон ходил иначе – на третье поле по диагонали, перепрыгивая (как конь) через фигуры.
Слайд 16Шахматы махараджа – игра имеет новую фигуру по имени Махараджа, которая комбинирует
короля, ферзя и коня. Это означает, что ходит Махараджа как ферзь и рыцарь вместе, не может переместиться на клетку, которая находится под шахом (на эту клетку нападает фигура соперника), она должна просто походить или сбить фигуру соперника
Слайд 17Японские шахматы – играется на доске 9x9. Каждый игрок начинает игру со
следующими фигурами: 1 король, 1 ладья, 1 слон, 2 золотых генерала, 2 серебряных генерала, 2 коня, 2 улана и 9 пешек. В отличие от западных шахмат все фигуры одного цвета и одной пятигранной формы. Принадлежность к игроку определены заголовками на фигурах.
Слайд 18Шахматы Фишера – правила совпадают с классическими шахматами, за исключением первоначальной расстановки
фигур и правил рокировки. Пешки расставляются, как в обычных шахматах. Расстановка фигур выполняется случайным образом, с условием, что два слона игрока должны занять разные по цвету клетки, а король должен стоять где-нибудь между ладьями. Черные фигуры ставят в точной зеркальной позиции к белым.
Слайд 19Китайские шахматы – играется на прямоугольной доске 9x10. В отличие от западных
шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек.
Слайд 20Анкетирование «Популярность шахмат среди моих одноклассников»:
Я провел анкетирование среди 26 человек
учащихся 3 «А» класса. Для начала хотелось бы узнать мнения учеников моего класса, их отношение к игре в шахматы. Проведя опрос 26 одноклассников, я получил данные, что в классе играют в шахматы 7 человек, из них 2 ходят на шахматную секцию, 9 хотели бы научиться играть в шахматы, 4 не хотят научиться играть в шахматы, а 4 ответили – не знаю.
Слайд 22Практический этап.
На этом этапе работы над исследовательским проектом я познакомил ребят
с шахматной доской, шахматными фигурами и некоторыми шахматными терминами.
Слайд 24Также мы учились решать задачи на смекалку, на развитие логического мышления,
внимания, памяти.
Задачи на раскрашивание шахматной доски.
Задача 1. Художник-авангардист Змий Клеточкин покрасил несколько клеток доски размером 7х7, соблюдая правило: каждая следующая закрашиваемая клетка должна соседствовать по стороне с предыдущей закрашенной клеткой, но не должна — ни с одной другой ранее закрашенной клеткой. Ему удалось покрасить 31 клеток.
Побейте его рекорд!
Слайд 25Задача 2. В квадрате 7х7 клеток закрасьте некоторые клетки так, чтобы
в каждой строке и в каждом столбце оказалось, ровно по три закрашенных клетки.
Слайд 27Шахматный турнир.
У нас в классе был проведен шахматный турнир.
Слайд 29Шахматный турнир.
Проанализировав успехи победителей, мы попытались установить взаимосвязь между игрой в
шахматы, успеваемостью в школе и общественной жизни.
Наши победители:
I место – Абушаев Денис, 2 место – Мязитов Фарит, 3 место – Липатова Мария и Егоров Данил.
Ученики, играющие в шахматы, успевают на «отлично» по точным предметам и более усидчивы. Поэтому хотелось бы, чтобы шахматы были включены в школьную программу. Они учат самостоятельно принимать решения, логически мыслить и рассуждать, что не может не сказаться на общей успеваемости учеников.
Слайд 31 Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать специальные
учебники.
Проведенный опрос ребят, играющих в шахматы, показал, что они преуспевают в математике, усидчивые, целеустремленные, умеют концентрировать свое внимание.
Задавался им и такой вопрос: «что больше нравится: математика или литература?». Частый ответ – математика. Любопытны и результаты среди самих игроков – шахматистов: они успешны и не имеют оценки 3 за триместр.
Слайд 32Я взял интервью у тренером шахматного кружка
Щербакова Сергея Геннадьевича.
Одним из
вопросов интервью был:
- На сколько важным Вы считаете организацию шахматных кружков в школах или шахматы должны стать одним из основных предметов в школе?
Щербаков С.Г.:
- Безусловно, не каждый ребенок, научившийся играть в шахматы, станет гроссмейстером, но польза от этой игры очевидна. И если она будет включена в школьную программу или будет создан шахматный кружок, то ученики от этого только выиграют. Ведь шахматы – это что – то больше, чем просто игра.
Слайд 33Также я взял интервью у директора школы
Ларик Валерии Валериевы.
Одним из вопросов
интервью был:
- Есть ли в нашей школе шахматный кружок и, если есть, как учатся дети, посещающие его?
Ларик В.В.:
- В нашей школе есть шахматный кружок во 2-Б классе. Его ведет Обелец Елена Анатольевна. Дети, посещающие кружок, имеют качество знаний по математике 85,5%. Из 26 учащихся класса – 23 человека имеют «4» и «5».
Слайд 34Посещение шахматного кружка во 2-Б классе.
Я посетил шахматный
кружок во 2-Б классе. Мне понравилось то, что ребята, посещающие кружок, не только знают названия шахматных фигур, но и умеют решать шахматные задачи. Работа ведется на высоком уровне.
Слайд 35Выставка книг о шахматах.
В классе была оформлена выставка книг о шахматах.
Слайд 36Заключительный этап.
На заключительном этапе работы над проектом я снова провел анкетирование
учащихся своего класса, которое показало следующие результаты: играют в шахматы - 14 человек; ходят в шахматную секцию - 2 человека; хотели бы научиться играть в шахматы - 8 человек; не хотят научиться играть в шахматы – 1 человек; не знают, хотят ли научиться играть – 1 человек.
Слайд 38Выводы:
1. Ученики, играющие в шахматы, успевают на «отлично» по точным предметам,
усидчивы.
2. Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны.
3. Тот, кто ответил «не знаю» – учится хорошо, но ему не хватает целеустремленности, решительности.
4. А ученик, который ответил «не хочу» – слабо учится по математике.
Я очень рад, что смог заинтересовать своих одноклассников игрой в шахматы. Для умственной работы шахматы значат то же, что и спорт для физического совершенствования. Сам я имею награды, но знаю, что до совершенной игры мне нужно еще многому научиться.