Слайд 1Научно - исследовательская работа
Моё любимое число
Слайд 2Цифра 7
Подготовил:
Кунгуров Евгений 6 класс
МБОУ Первомайская СОШ
Слайд 3Цель исследовательской работы:
Исследовать число 7.
Слайд 4Задачи:
Разобраться, в чём заключается таинственность числа 7.
Выяснить, где ещё мы
сталкиваемся с этим числом в повседневной жизни.
Найти отличительное свойство числа 7 в математике.
Заинтересовать учащихся класса математикой и вовлечь их в исследование.
Слайд 5-Знаете, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в
древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней.
История цифры 7
Слайд 6Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных
лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.
Слайд 7
у мусульман небесный свод состоит из 7 небес, и все угодные
Богу попадают на 7-е небо блаженства;
Великий пост у христиан длится 7 недель;
Рим и Киев были построены на 7 холмах;
Слайд 8Считается, что:
Семь - для денег плохое, даже опасное число. Для семерки
деньги - презренный металл.
"777" приносит доход лишь владельцам казино, а не его посетителям.
По традиции, седьмой сын седьмого отца обладает магическими способностями.
Слайд 9
за шесть дней Бог создал свет, воду, сушу, время, животных, человека,
а на седьмой день отдыхал, благословил и освятил этот день;
Слайд 10Все вы знаете знаменитые сказки где встречается число7
Слайд 13Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Слайд 17К ноткам цифра семь пришла,
Семь им звуков принесла.
Стали нотки распеваться
В звуки
стали наряжаться.
Слайд 19Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг
за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
Слайд 207 цветов радуги
Приказало солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой
Слайд 21Мы часто слышим поговорки и пословицы: «Сам не дерусь, семерых боюсь»,
«У семи нянек дитя без глаза», «Семь дел в одни руки не берут», «Семь рек осушила, холста не смочила» и т.д.
Слайд 22
Русский язык изобилует фразеологизмами, в которых тоже встречается цифра семь: «Седьмая
вода на киселе», «За семь верст киселя хлебать», «Семь пятниц на неделе», «За семью печатями», «Семь смертных грехов», «Семь раз примерь - один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь бед – один ответ», «Не строй семь церквей – пристрой семь детей» и т.д.
Слайд 23Скороговорки:
Сидели, свистели семь свиристелей.
В семеро саней
По семеро в сани
Уселись сами.
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог.
Семь копеек туесок.
Слайд 24
Древнеармянский философ Давид Анахт писал, что «В отличие от других чисел
семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-нибудь числом».
Семерку нельзя получить путем перемножения других чисел, и сама она при умножении не дает числа в пределах первого десятка (кроме умножения на 1). Этим она не похожа на другие числа (ибо 9=3х3, 8=2х4, 6=2х3, 5х2=10 и так далее)
Слайд 25Рассмотрим частные:
1:2=0,5
1:3=0,(3)
1:4=0,25
1:5=0,2
1:6=0,1(6)
1:8=0,125
1:9=0,(1)
Все частные либо являются десятичным числом, либо содержат в записи
цифру, повторяющуюся бесконечно много раз (период).
Например 0,1(6)=0,16666…
Частное 1:7=0,(142857)
не похоже на все другие
Слайд 26Числовая карусель
Как связаны число 7 и число 142 857 ? 1:7=0,142857142857142857…
В частном повторяются шесть разных цифр:1,4,2,8,5,7.
Расположим их по кругу в виде циферблата.
Слайд 27Умножим теперь данное число последовательно на 1, 2, 3, 4, 5,6
142
857 х
Слайд 28
Перемещаясь по циферблату вместе со стрелкой, мы прочтем любое из получившихся
произведений.
Каждое число циферблата служит первой цифрой одного из результатов произведения. Настоящая числовая карусель, не правда ли?
Слайд 29В произведении числа 142 857 на 8,9,10,...69 получаются семизначные числа: если
зачеркнуть первую цифру, и ее же прибавить к оставшемуся числу, то снова получим одну из круговых перестановок числа 142 857.
Та же «карусель» из цифр числа 142 857 будет получаться и далее с восьмизначными результатами произведения.
142 857 х
Слайд 30Произведение числа 142 857 на 7 резко отличается от остальных произведений.
Оно состоит из одних девяток:
142 857x 7 = 999 999.
В этом факте и таится как происхождение самого числа 142 857, так и его «таинственные» свойства.
Слайд 31
Это число 142857 можно умножать на любое другое число. В ответе
всегда можно получить число из этих же цифр.
Приведем алгоритм:
Алгоритм:
Как умножить 142 857 на 17 (устно):
1) 17:7=2(ост. 3)
2) первая цифра в ответе будет 2
3) вторая цифра будет 4 (как первая цифра после запятой в частном 3:7)
4) далее будут 6 цифр из карусели
5) вычитаем 2
6) получим :2 428 569
7) проверяем: 428569+2=428571.
Получились цифры из числовой карусели.
(при умножении этого числа на 7,14,21 и т.д. действует другой алгоритм).
Слайд 33
Вот таким свойством отличается число 7 от других.
Слайд 34«7» в моей жизни
О семи мы слышим с детства
В школу все
идут лет в 6-7
Ждешь, торопишь это время
«Ну когда уж будет семь?»
А потом начинается...
Слайд 35
Каждый день прошу будильник
«Я не выспался совсем!»
Стрелки слов не понимают-
На
часах уж ровно семь.
Где уж эти выходные?
Выдыхаюсь я совсем.
Кто придумал наказанье:
Дней в неделе целых семь!?
Слайд 36
А каникулы потом,
Как их ожидают!
Но семь дней, все как один,
Просто пролетают!
Но
живем мы в классе дружно.
В школе весело нам всем.
И мальчишек в нашем классе
Ну, конечно, тоже семь.
Слайд 37
День рожденья мой когда?
Нет. Двадцать второго.
Июля – месяца, друзья,
Месяца седьмого!
А вот
деду моему
Семьдесят справляем!
Состоится юбилей
В день седьмого мая.
Слайд 38
Бабушка не отстает!
Семьдесят ей тоже!
С них пошла моя семья.
В слове этом
, глянь, семь Я.
Автор: моя бабушка Сутягина Н.Г.
Слайд 39Список литературы:
1. Волина И. А. Праздник числа. М. 1991.
2. Депман И.
Я. Мир чисел. М. 1979.
3.Депман И. Я. Рассказы о математике. М. 1982.
4. Депман И. Я. Из истории математики. М. 1985.
5. Заболотных Т. А. «Использование исторического материала в обучении математике». Начальная школа, 1993 г., № 6
6. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка» М.1955 г.