Презентация, доклад на тему Исследовательская работа Математика и искусство: залог развития культуры

Цели исследования:сформировать представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; понять значимость математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культурыЗадачи:Изучить направления взаимосвязи науки

Слайд 1Математика и искусство: залог развития культуры

Математика владеет не только истиной, но

и высшей красотой – красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства. Б. Рассел

Выполнила: ученица 9 «б» класса МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области
Земзюлина Екатерина

Математика и искусство: залог развития культуры   Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой –

Слайд 2Цели исследования:

явлений и процессов, об идеях и методах математики;

Задачи:
Изучить направления взаимосвязи науки и искусства (на примере пропорции, симметрии)
Проанализировать произведения искусства (репродукции картин, произведения архитектуры, скульптуры с точки зрения соответствия законам математики)

Слайд 3Основополагающие вопросы:
Что общего между представлениями ученых о том, какой должна быть

научная теория и аналогичным воззрениями представителей искусства?
Что общего между красотой природы, красотой искусства, красотой математики?
В каких явлениях и объектах реального мира можно найти проявление математических законов? Действуют ли эти законы в природе, архитектуре, живописи и т.д.?
Можно ли, отыскивая новые законы математики, продвигаться к пониманию мира и постигать законы красоты?
Основополагающие вопросы:Что общего между представлениями ученых о том, какой должна быть научная теория и аналогичным воззрениями представителей

Слайд 4Ход исследования:
Изучить литературу по теме исследования
Рассмотреть на примере пропорции, в каких

явлениях и объектах реального мира можно найти проявление математических законов (в природе, архитектуре, живописи и т.д.)
Рассмотреть на примере симметрии, в каких явлениях и объектах реального мира проявляются законы математики
Сделать выводы о роли математических законов в понимании мира и постижении законов красоты
Ход исследования:Изучить литературу по теме исследованияРассмотреть на примере пропорции, в каких явлениях и объектах реального мира можно

Слайд 5Гипотеза:

природы, явлений и объектов реального мира?

Математические законы имеют значение в понимании…

Гипотеза:Математические законы имеют значение в понимании мира и постижении законов красоты природы, явлений и объектов реального мира?

Слайд 6Искусство и наука - эти две великие сферы человеческой деятельности, внешне

столь разные и далекие друг от друга, тесно переплетены между собой незримыми узами! И разорвать эти узы нельзя не повредив и тому и другому. Красота является самым крепким связующим звеном между наукой и искусством!

Васильев. Мокрый луг

Шишкин. Рожь

Искусство и наука - эти две великие сферы человеческой деятельности, внешне столь разные и далекие друг от

Слайд 7Все законы красоты невозможно вместить в несколько формул. Но, изучая математику,

мы открываем всё новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Большой Сфинкс

Рим. Колизей

Все законы красоты невозможно вместить в несколько формул. Но, изучая математику, мы открываем всё новые и новые

Слайд 8Поликлет КАНОН
В скульптурах Поликлета с большой точностью выдержаны законы ряда

золотого сечения
1, ϕ, ϕ 2, ϕ 3, ϕ 4, ϕ5, ϕ 6.

Открытие золотой пропорции в строении человека, которое принадлежит Поликлету, можно считать вслед за открытием закона целочисленных отношений в музыке, вторым важнейшим событием в математической теории искусств.

Искусство Древней Греции

Поликлет   КАНОНВ скульптурах Поликлета с большой точностью выдержаны законы ряда золотого сечения

Слайд 9Ромашка обладает центральной симметрией, т.к. её сердцевина представляет собой окружность. Весь

цветок обладает центральной симметрией только в случае чётного количества лепестков.

Ромашка обладает центральной симметрией, т.к. её сердцевина представляет собой окружность. Весь цветок обладает центральной симметрией только в

Слайд 10Тайны симметрии и асимметрии
Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский

собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим!
Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия в искусстве не составила исключения. "Красота неправильная", асимметрия, стала пробивать себе дорогу в искусстве, ибо сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Итак, "сфера влияния" симметрии (а значит, ее антипода- асимметрии), поистине безгранична. Природа - наука - искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал - симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.
Тайны симметрии и асимметрииПримером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной

Слайд 11Другим проявлением филлотаксиса оказывается устройство соцветия подсолнечника или чешуи еловой шишки,

в которой чешуйки располагаются в виде спиралей и винтовых линий
Другим проявлением филлотаксиса оказывается устройство соцветия подсолнечника или чешуи еловой шишки, в которой чешуйки располагаются в виде

Слайд 12 Поворотная симметрия 5-го порядка встречается и в животном мире. Примерами

могут служить морская звезда и панцирь морского ежа. Однако в отличие от мира растений поворотная симметрия в животном мире наблюдается редко. Фактически мы встречаемся с ней при изучении лишь некоторых обитателей моря.

Поворотная симметрия 5-го порядка встречается и в животном мире. Примерами могут служить морская звезда и панцирь

Слайд 13Каждая снежинка – это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может

быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией .
Еще в доисторические времена люди находили природные кристаллы и собирали их. Их воображение поражало постоянство углов между гранями кристалла одного и того же типа. Невольно возникает вопрос, каким образом материя может принимать такие упорядоченные и совершенные формы? Впервые закон постоянства углов между гранями кристалла для частного случая кристалликов льда - снежинок - установил И. Кеплер. (1571-1630 гг.).
В небольшой работе "Новогодний подарок", или о шестиугольных снежинках" он размышлял о новогоднем подарке советнику императора, покровителю наук и философу. Этот господин сильно любил ... Ничто не по причине его незначительной ценности, а скорее как прелестную забаву шаловливо щебечущего соловья. Мучительно перебирая, какой же предмет может быть Ничто, Кеплер вдруг заметил снежинки, тихо падающие на его одежду, все как одна шестиугольные, с пушистыми лучами. Ничто найдено! Кеплер подарит советнику в Новый год снежинки.

Каждая снежинка – это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они

Слайд 14Каноны Древнего Египта

века определила стиль древнеегипетского искусства. Эта математика, ставшая каноном, на века сковала искусство Древнего Египта

Вельможа Канефер с супругой и сыном Фрагмент статуи Аменхотепа VI

Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет

Каноны Древнего ЕгиптаДревнеегипетские художники применяли жёстко систему математических правил, которая на века определила стиль древнеегипетского искусства. Эта

Слайд 15Издревле в пропорции художники видели объективную основу красоты, по крайней мере

формы прекрасного. Не все художники желали рассматривать искусство лишь как плод безудержной фантазии и чистой интуиции. И те из них, кто пытался постигнуть объективные законы прекрасного, находили их прежде всего в пропорции.

Закон природы – закон красоты

Издревле в пропорции художники видели объективную основу красоты, по крайней мере формы прекрасного. Не все художники желали

Слайд 16Золотые пропорции в частях тела человека
Золотая пропорция естественным образом входит в

пропорции человеческого тела, она пронизывает его от малых размеров до самых больших. Эти закономерности есть в строении отдельных органов человека и тела в целом, а также проявляются в биоритмах и функционировании головного мозга и зрительного восприятия.
Золотые пропорции в частях тела человекаЗолотая пропорция естественным образом входит в пропорции человеческого тела, она пронизывает его

Слайд 17В отличие от истины красота понятна человеку даже тогда, когда её

внутренние закономерности остаются непознанными.

Каждый ясно видит разницу между правильными и неправильными чертами человеческого лица, но до сих пор никто не может точно сформулировать закон, которому подчинена форма красивого лица.

Струи бьющих фонтанов привлекают правильностью и красотою своих линий, хотя не каждый знает, что это параболы, и тем более не в состоянии написать их уравнения.

Мирон Дискобол

Артемида

В отличие от истины красота понятна человеку даже тогда, когда её внутренние закономерности остаются непознанными. Каждый ясно

Слайд 18СИММЕТРИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Симметрией обладают объекты и явления живой природы.

Симметрия
не только радует
глаз и вдохновляет поэтов всех времен и народов, но и позволяет живым организмам лучше приспособиться к среде обитания и просто выжить.
В живой природе огромное
большинство живых организмов
обнаруживает различные
виды симметрий
СИММЕТРИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ Симметрией обладают объекты и явления живой природы. Симметрия не только радуетглаз и вдохновляет

Математик, так же как и художник или поэт, создает узоры, и

если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей.

Саврасов Грачи прилетели