Презентация, доклад на тему Использование специальных игр и упражнений для развития логико-математического мышления дошкольников

Содержание

Основные мыслительные операции

Слайд 1Использование специальных игр и упражнений для развития логико-математического мышления дошкольников
Сошкина И.

А.,
старший воспитатель
Использование специальных игр и упражнений для развития логико-математического мышления дошкольниковСошкина И. А.,старший воспитатель

Слайд 2Основные мыслительные операции

Основные мыслительные операции

Слайд 3Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет

ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и

Слайд 5 В старшем дошкольном возрасте одним из эффективных способов развития мышления

являются дидактические игры, логико-математические игры и упражнения.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.



Логико-математические игры и упражнения – это игры и упражнения, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

В старшем дошкольном возрасте одним из эффективных способов развития мышления являются дидактические игры, логико-математические игры и

Слайд 6Типы игр логико-математического содержания
настольно-печатные игры
игры на объемное моделирование
игры

на плоскостное моделирование
игры на составление целого из частей
игры-забавы
игры с числами, числовым рядом.

Типы игр логико-математического содержания настольно-печатные игры игры на объемное моделирование игры на плоскостное моделирование игры на составление

Слайд 7Что умеют счетные палочки?
1)Задачи на построение простых фигур;
2)Задачи на построение сложных

фигур;
3)Задачи на преобразование фигур
(головоломки- добавь/убери палочки)


Что умеют счетные палочки?1)Задачи на построение простых фигур;2)Задачи на построение сложных фигур;3)Задачи на преобразование фигур(головоломки- добавь/убери палочки)

Слайд 8

Палочки Кюизенера

Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.
Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Класс белых чисел образует число один. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4- красный, 8- вишневый цвет), 3,6,9 – «синюю семью»(голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9.)
«Семейство желтых» составляют числа кратные 5: 5- (желтый) и 10 (оранжевый).Класс черных чисел образует число 7.

Палочки КюизенераКаждая палочка – это число,

Слайд 9Логические блоки Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческиеи познавательные способности.
Логические  блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов  толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Логические блоки Дьенеша	Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной

Слайд 10Игры-головоломки

Игры-головоломки

Слайд 11Этапы освоения игр-головоломок

Этапы освоения игр-головоломок

Слайд 12Танграм
Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения - Китай,

возраст - более 4 000 лет.
Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека.
Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
 
Танграм  	Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения - Китай, возраст - более 4 000

Слайд 13Вьетнамская игра
Круг, разрезан на части таким образом, что элементы, его составляющие,

имеют округлые контуры. Это позволяет конструировать из них большое количество силуэтов различных птиц, животных, цветов. Как и любая другая игра этой серии, данная головоломка оставляет и возможность для самостоятельного творческого конструирования.
Вьетнамская играКруг, разрезан на части таким образом, что элементы, его составляющие, имеют округлые контуры. Это позволяет конструировать

Слайд 14Листик
Геометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого сердца или листа

дерева, разделенная на 9 элементов. Особенно хорошо из элементов этой головоломки получаются силуэты различных видов транспорта. Полученные изображения напоминают детские рисунки (собачки, птички, человечки). Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам.

ЛистикГеометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева, разделенная на 9 элементов.

Слайд 15Сфинкс
Набор из 7-ми геометрических фигур, полученных при делении прямоугольника. Суть игры

в эти головоломки в первую очередь в том, чтобы разбудить фантазию ребенка в процессе геометрического конструирования с помощью деталей головоломки. 
Вместе с головоломкой в комплекте есть инструкция, в которой немного описана история головоломки, а также даны примеры фигур, которые можно сложить из деталей этой головоломки. Для детей от 4 до 10 лет.
Сфинкс	Набор из 7-ми геометрических фигур, полученных при делении прямоугольника. Суть игры в эти головоломки в первую очередь

Слайд 16Пентамино
Запатентовал головоломку “Pentomino” Соломон Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор

университета Южная Калифорния. Игра состоит из плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис. Игровой набор “Пентамино” состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает.
ПентаминоЗапатентовал головоломку “Pentomino” Соломон Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Игра состоит из

Слайд 17Интерактивные игры
танграм.swf
танграм 1.swf
танграм 2.swf
танграм 3.swf
Колумбово яйцо2.swf
головоломка новогодняя.swf
головоломка 2.swf

Интерактивные игры  танграм.swfтанграм 1.swfтанграм 2.swfтанграм 3.swfКолумбово яйцо2.swfголоволомка новогодняя.swfголоволомка 2.swf

Слайд 18Рассмотренные игры-головоломки способствуют развитию образного мышления, воображения, комбинаторных и аналитических способностей,

а также умения визуально делить целое на части.
Рассмотренные игры-головоломки способствуют развитию образного мышления, воображения, комбинаторных и аналитических способностей, а также умения визуально делить целое

Слайд 19Система Никитиных, игры и занятия
Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми

русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) И Леной Алексеевной (Р.1930) Никитиными.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение
многих лет (до взрослости).
Система Никитиных, игры и занятия	Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) И

Слайд 20Развивающие игры Никитиных
Сложи узор
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6

граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – самостоятельно придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

Уникуб
Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению? Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Развивающие игры НикитиныхСложи узорИгра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в

Слайд 21Методика Воскобовича
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт» «Игровой квадрат»

(сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки» «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки.
Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например «Детство», «Развитие», «Радуга».
Методика Воскобовича 	Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт» «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки»

Слайд 23Методика Монтессори
Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной

ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз – «помоги мне это сделать самому».
Такие специально созданные развивающие пособия, как «Рамки с застежками» , «Коричневая лестница», «Розовая башня» способствуют
развитию у малыша координации движений, мелкой и
общей моторики.
Другие игры могут тренировать равновесие
(«Ходьба по линии»), развивать эстетический вкус

Методика Монтессори	Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система

Слайд 24Материалы Монтессори

Материалы Монтессори

Слайд 25Решение логических задач
Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое

и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?
Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?... 
Решение логических задач Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках

Слайд 26Шуточные задачи по математике для дошкольников
Из какой посуды нельзя ничего

съесть? (Из пустой)
Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
Шуточные задачи по математике  для дошкольников  Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)Курица, стоящая

Слайд 27Знакомство детей с числами и цифрами
Играя и выполняя упражнения, дети постепенно:


— овладевают умением выделять образы цифр;
— закрепляют навыки последовательного счета;
— учатся соотносить количество предметов с определенной цифрой;
— развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление;
— овладевают различными речевыми умениями и навыками.

Знакомство детей с числами и цифрамиИграя и выполняя упражнения, дети постепенно: — овладевают умением выделять образы цифр;

Слайд 28Работа с числами, числовым рядом

Работа с числами, числовым рядом

Слайд 29












Расселим наши цифры по домикам (кругам). Пусть ребенок предложит

свой вариант заселения. Например, по цветовому признаку.
Расселим наши цифры по домикам (кругам). Пусть ребенок предложит свой вариант заселения. Например, по цветовому признаку.

Слайд 30Литература:
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
«Логика и математика для дошкольников».
Михайлова З.А.
«Игровые

задачи для дошкольников».
Гоголева В.Т.
«Логическая азбука для детей 4-6 лет».
Гоголева В.Т.
«Математика от трех до семи». Санкт-Петербург 2001 г.
Колесникова Е.В.
«Развитие математического мышления у детей 5-7 лет».
Волина В.
«Праздник чисел». Методические советы к программе «Детство».
Соболевский Р.Ф.
«Логические математические игры».
Соловьева Е.
«Логический класс» Д/в № 10, 2001г.
Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.
«Математика до школы».

Литература:Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».Гоголева В.Т. «Логическая азбука

Слайд 31Интернет-ресурсы
http://www.everego.com/
http://www.razvitierebenka.com/
http://www.glazkisad1125.ru/art/74
http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/
http://www.babylessons.ru/mongolskaya-igra-golovolomka/
http://rada-baby.ru/pages/tangram/

Интернет-ресурсыhttp://www.everego.com/http://www.razvitierebenka.com/http://www.glazkisad1125.ru/art/74 http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/http://www.babylessons.ru/mongolskaya-igra-golovolomka/ http://rada-baby.ru/pages/tangram/

Слайд 32«Математика приводит в порядок ум»

«Математика приводит в порядок ум»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть