Слайд 1Использование приемов формирующего оценивания на уроках естественно-математического цикла
Аубекерова Р.Р., учитель математики
МБОУ «Яксатовская СОШ»
Слайд 2Требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО
Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи
Самостоятельно планировать пути достижения целей
Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Уметь оценить правильность выполнения учебной задачи
Оценивать собственные возможности решения учебной задачи
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Уметь определять понятия, создавать обобщения, делать выводы и тд
Уметь организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально и в группе
Слайд 3Новая система оценивания
Оценивание – постоянный
процесс. Оценивание
осуществляется на каждом
уроке
2.
Оценивание должно быть
критериальным.
3. Критерии оценивания и
алгоритм выставления
отметки должны быть заранее
известны педагогам и учащимся. Они могут быть
выработаны ими совместно.
4. Учащиеся включаются в контрольно – оценочную деятельность, приобретают навыки самооценки
Слайд 4Формирующее оценивание
Формирующее оценивание
происходит в ходе обучения
и является его частью.
Это
диагностическое,
текущее оценивание, это
оценивание для обучения.
Во время формирующего
оценивания обратная связь
между учителем и учеником осуществляется систематически
Позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.
Слайд 5Зачем оцениваем?
ФО используем для того, чтобы выяснить достигнуты ли поставленные учебные
цели. В зависимости от изучаемой темы, учитель решает, что ученики должны знать и уметь по завершению ее изучения. Исходя из этого учитель определяет содержание тем, их последовательность, формы работы, методы, домашнее задание. Учитель решает какие методы оценивания будет использовать – тесты, практические работы, письменные задания и др. Затем предстоит измерить в какой степени достигнуты цели обучения. Важно правильно выбрать соответствующие формы оценивания
..
Слайд 6Принципы формирующего оценивания
1.Центрировано на ученике. В центре внимания ученик. Главная цель
- как улучшать и развивать учение.
2. Направляется учителем. Учитель решает, что оценивать, как оценивать, как использовать, полученную информацию.
3. Разносторонне результативно. Учащиеся в результате оценивания глубже погружаются в материал, лучше его усваивают.
4. Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения.
5. Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом нужд учителя, ученика, в соответствии с изучаемым предметом. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации.
Непрерывно. С помощью конкретных методик учитель получает информацию о том, как совершенствовать процесс обучения.
Основано на качественном преподавании. Используя информацию о степени усвоения учебного материала, учитель корректирует свою работу.
Слайд 7Формирующее оценивание для обучающихся
Помогает учиться на ошибках
Понять, что важно
Понять , что
получается
Обнаруживать, чего они не знают
Обнаруживать, чего они не умеют делать
Слайд 8Уровни усвоения материала
Уровень знания.
Умение действовать по алгоритму.
2. Уровень понимания.
Умение
анализировать ситуацию
3. Уровень применения.
Умение применять знания при решении прикладных практических задач.
Слайд 9Приемы формирующего оценивания
ФО помогает отслеживать как развивается учение в процессе урока,
определить какие улучшения надо внести в ход урока и какие будут дальнейшие шаги.
1. Начало урока. Обсуждение с классом учебных целей, чему они научатся в результате обучения на уроке
2. В процессе урока – устная и письменная обратная связь с учащимися, соотношение ответов с учебными целями. Определяем степень успешности и проблемы над чем необходимо работать (вопросы, наблюдения, беседы с детьми и тд)
.
Слайд 10Приемы формирующего оценивания
3. Анализ работ вместе с детьми. Дети сами
определяют в работах, что получилось, над чем еще надо работать, что в работах необходимо исправить , как улучшить работу, какие рациональные способы решения можно применить. Работа с документ камерой, проверка усвоения теории с помощью тетрадей на печатной основе. Учащиеся работаю в парах, идет самопроверка или взаимопроверка. В результате развиваются навыки самооценивания.
4. Работа с опросниками самодиагностики. Ученики сами определяют, какие задания они могут выполнить уверенно, а какие нет, выясняют в каких вопросах, при решении каких задач чувствуют себя неуверенно, над чем еще необходимо работать.
5. Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Что усвоено, что не усвоено, какие вопросы остались не выясненные до конца, что предстоит сделать на сегодняшнем уроке и на чем акцентировать внимание учащихся
Слайд 11Принципы обратной связи
1. Показать, что в работе получилось хорошо. Выделить
в работе наиболее удачные места.
2. Указать, что нуждается в улучшении, исправлении. Отмечаем галочкой , что в работе надо исправить.
3. Рекомендации о необходимых исправлениях. Напоминаем правило, приводим пример, показываем на примере.
4. Даем возможность исправления работы. Отводим на уроке 10 минут для просмотра рекомендаций и исправления ошибок. Помощь сильных учащихся слабым – работа консультантов.
Слайд 12Техники формирующего оценивания на уроке
1. Мини обзор.
В конце урока учащиеся
на листочках отвечают на вопрос, что на уроке было самым важным ? Какой момент был наименее понятным?
2. Направленная расшифровка
Дают расшифровку своими слова тех понятий , которые были пройдены на уроке (перенос понятий).
3. Резюме в одном предложении
В одном предложении дают характеристику основных понятий разобранных на уроке.
4. Карты приложений.
Приводят примеры из жизни на применение материала – перенос знаний.
Слайд 13Методики организации самооценки учащихся
1. Карта самооценки.
2. Листы самооценки работы
на уроке
3.
Листы оценки групповой
деятельности
4. Лист индивидуальных
достижений
5. Составление тестов
6. Карты понятий
7. Листы самодиагностики.
8. Недельные отчеты
9. Дневник самонаблюдений. 10. Карта знаний
Слайд 14Индивидуальный оценочный лист на уроках технологии
Слайд 15Оценочный лист (на группу)
Максимальное количество баллов – 10
Оценка «5» - 10-9
баллов
Оценка «4» - 8-7 баллов
Оценка «3» - 6-5 баллов
Менее 5 баллов – не Ваш день
Слайд 16Лист самооценки группы
на уроках информатики
Слайд 17Взаимооценивание на уроках физики
Взаимооценивание осуществляется на групповом этапе работы школьников или
при работе в парах. Основное условие – объективность оценки партнера. Требование к взаимооценке:
- мой партнер по группе не помогал мне в освоении нового материала – 0
- мой партнер по группе частично мне помогал в поиске и обработке информации – 2
- мой партнер по группе частично мог пояснить мне новый материал, помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при решении задачи - 4
- мой партнер по группе помогал мне в освоении нового материала (делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6
- мой партнер по группе хорошо объяснял изучаемый материал, приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8
- мой партнер по группе активно участвовал в объяснение нового материала, использовал при объяснении интересный занимательный материал, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в обсуждении полученных результатов – 10
Слайд 18Рефлексивная карта
По окончанию работы над проектом предлагается рефлексивная карта:
Своей
работой на уроке я доволен ( не доволен), потому что…
В группе выбрал роль…
Полученные на уроке знания и умения пригодятся…
При выполнении проекта приобрел (а) новые знания, умения…
При выполнении проекта были затруднения…
Слайд 20Лист самооценки знаний
1. Воспроизведение: Я могу назвать определение процента. -
1 б
2 . Понимание : Я понимаю смысл термина «проценты»; - 2 б
Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;
Как перевести проценты в десятичную дробь.
3. Применение: Я могу определить задачи на проценты 3-х типов: 3б
* находить проценты от какой-либо величины;
*находить число, если известно несколько его процентов;
*находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
4. Анализ: Я умею решать задачи всех 3-х типов. - 3 б.
5. Синтез: Я могу предложить подходящую схему для представления текста задачи- 3 б
6 Оценка: Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа.
Доказать значимость данной темы. - 3 б
Шкала для перевода баллов в школьную оценку:
Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»
От 5 до 8 баллов – отметка «3» От 9 до 12 баллов – отметка «4»
От 13 до 15 баллов – отметка «5»
Слайд 21Этапы введения техники формирующего оценивания
Решить, что надо узнать в результате
внутриклассного оценивания.
Выбрать соответствующие техники оценивания, с учетом стиля работы учителя и характеристики класса.
Объяснить цель происходящего учащимся
Оценить результаты и определить, что необходимо изменить в учебном процессе
Дать информацию учащимся , что узнал учитель, как он собирается это использовать.
Слайд 22УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
разработаны и описаны основные виды деятельности в
зависимости от специфики предметной области;
разработаны критерии оценивания разных видов деятельности в процессе обучения;
критерии оценивания открыты, они доводятся до обучающихся и точно комментируются;
определено сколько баллов «стоит» тот или иной вид деятельности;
разработаны техники и инструменты оценивания, т.е. формы, бланки для фиксации хода работы и достижений обучающихся;
оценивается в большей мере процесс, а не результат;
важную роль играет рефлексия (т.е. оценивание как обучающимся, так и педагогом своих достижений);
процедура оценивания обсуждается с обучающимися
Слайд 23ДОСТОИНСТВА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Обучающийся видит свой учебный прогресс, чувствует ответственность за
свою учебную работу, стремится выполнять ее качественно, понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием, формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они, может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы, дополнительного материала.
Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний, он обучает учащихся в точно заданном диапазоне учебных результатов.